Прежде всего, с тем, что дети с недостатками зрения часто не могут усвоить

Действия взрослых по подражанию, а следовательно, у них мало жизненного

Материала для игр. Часто мир слепого или слабовидящего ребенка замыкается

Пространством его комнаты. Да и круг общения ребенка порой ограничивается

Только родителями. Неудивительно, что дети, неумеющие играть, при

Поступлении в школу демонстрируют низкий уровень общего развития,

Необщительность, безынициативность, пассивность. Учителя начальных

Классов, воспитатели подчеркивают необходимость специального обучения игре

Слепых и слабовидящих дошкольников в детском саду или в семье.

Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его

Представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа

Продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража.

Старайтесь, чтобы полученные ребенком впечатления впоследствии

Обыгрывались, а чтобы это стало возможным, обращайте его внимание на

Существенные детали, если есть возможность, подведите его поближе к

Интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно осмотреть).

Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты,

Упаковывает покупку, как водитель управляет автомобилем, как медсестра

Делает укол или ставит горчичники.

Обучение ребенка с нарушениями зрения сюжетно-ролевой игре

“Поликлиника” можно проводить так.

Сегодня утром вы с ребенком посещали врача. Он полон впечатлений от

Самого помещения поликлиники, от ожидания в приемной врача, от беседы с

Доктором, от общения с медсестрой. Хорошо, если вы, не торопясь, походили по

Поликлинике, рассказали о том, какие врачи ведут прием, чем занимается отдел

Регистратуры или процедурный кабинет, попросили ребенка понаблюдать во

Время приема, в чем разница в работе врача и медицинской сестры.

А вечером в кругу семьи ребенку можно предложить игру в поликлинику.

Сначала в роли врача может выступать мама. Ребенок выполняет роль пациента.

Побуждайте ребенка к анализу и оценке своих действий и действий партнера по

Игре. Но обсуждение игры должно происходить не во время развития сюжета, а

По окончании игры. Важно тактически умелое руководство игрой со стороны

Родителей: показ правильных действий, ненавязчивое исправление возможных

Ошибок, неточностей. Хорошо, если за время игры ребенок побывает в роли

Пациента, врача, медсестры и санитарки, если в игру будут включены родители,

Брат или сестренка и, конечно, куклы.

Для успеха игры чрезвычайно важны атрибуты: куклы разных размеров с

Набором соответствующей одежды, кукольная мебель и посуда, строительный

Материал и пр. Старайтесь давать ребенку для игры и реальные вещи. Так,

Использованный одноразовый шприц без иглы или папина флотская бескозырка

Могут побуждать ребенка к развертыванию интересных и полезных для его

Развития игр. При этом следите за тем, чтобы ребенок использовал предметы в

Соответствии с их свойствами и функциональным назначением.

Подскажите ребенку, что недостающие в игре предметы могут быть

Заменены другими, со сходными свойствами: так, если у маленького врача не

Оказалось под рукой термометра, мама может посоветовать ему заменить

Термометр карандашом, палочкой, похожими по форме.

При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й

Класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото,

Домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с

Фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для

Шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять

Действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с

Действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно использовать,

Приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых

детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или

разрезной картинке можно обвести черной ─ту штьаюк он лучше

Воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик,

флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги:

Бархатной, глянцевой, наждачной.

Прекрасный игровой материал (его можно использозать для слепых и

Слабовидящих детей) для развития мышления, воображения, сообразительности,

Наши рекомендации