Прежде всего, с тем, что дети с недостатками зрения часто не могут усвоить
Действия взрослых по подражанию, а следовательно, у них мало жизненного
Материала для игр. Часто мир слепого или слабовидящего ребенка замыкается
Пространством его комнаты. Да и круг общения ребенка порой ограничивается
Только родителями. Неудивительно, что дети, неумеющие играть, при
Поступлении в школу демонстрируют низкий уровень общего развития,
Необщительность, безынициативность, пассивность. Учителя начальных
Классов, воспитатели подчеркивают необходимость специального обучения игре
Слепых и слабовидящих дошкольников в детском саду или в семье.
Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его
Представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа
Продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража.
Старайтесь, чтобы полученные ребенком впечатления впоследствии
Обыгрывались, а чтобы это стало возможным, обращайте его внимание на
Существенные детали, если есть возможность, подведите его поближе к
Интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно осмотреть).
Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты,
Упаковывает покупку, как водитель управляет автомобилем, как медсестра
Делает укол или ставит горчичники.
Обучение ребенка с нарушениями зрения сюжетно-ролевой игре
“Поликлиника” можно проводить так.
Сегодня утром вы с ребенком посещали врача. Он полон впечатлений от
Самого помещения поликлиники, от ожидания в приемной врача, от беседы с
Доктором, от общения с медсестрой. Хорошо, если вы, не торопясь, походили по
Поликлинике, рассказали о том, какие врачи ведут прием, чем занимается отдел
Регистратуры или процедурный кабинет, попросили ребенка понаблюдать во
Время приема, в чем разница в работе врача и медицинской сестры.
А вечером в кругу семьи ребенку можно предложить игру в поликлинику.
Сначала в роли врача может выступать мама. Ребенок выполняет роль пациента.
Побуждайте ребенка к анализу и оценке своих действий и действий партнера по
Игре. Но обсуждение игры должно происходить не во время развития сюжета, а
По окончании игры. Важно тактически умелое руководство игрой со стороны
Родителей: показ правильных действий, ненавязчивое исправление возможных
Ошибок, неточностей. Хорошо, если за время игры ребенок побывает в роли
Пациента, врача, медсестры и санитарки, если в игру будут включены родители,
Брат или сестренка и, конечно, куклы.
Для успеха игры чрезвычайно важны атрибуты: куклы разных размеров с
Набором соответствующей одежды, кукольная мебель и посуда, строительный
Материал и пр. Старайтесь давать ребенку для игры и реальные вещи. Так,
Использованный одноразовый шприц без иглы или папина флотская бескозырка
Могут побуждать ребенка к развертыванию интересных и полезных для его
Развития игр. При этом следите за тем, чтобы ребенок использовал предметы в
Соответствии с их свойствами и функциональным назначением.
Подскажите ребенку, что недостающие в игре предметы могут быть
Заменены другими, со сходными свойствами: так, если у маленького врача не
Оказалось под рукой термометра, мама может посоветовать ему заменить
Термометр карандашом, палочкой, похожими по форме.
При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й
Класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото,
Домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с
Фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для
Шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять
Действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с
Действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно использовать,
Приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых
детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или
разрезной картинке можно обвести черной ─ту штьаюк он лучше
Воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик,
флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги:
Бархатной, глянцевой, наждачной.
Прекрасный игровой материал (его можно использозать для слепых и
Слабовидящих детей) для развития мышления, воображения, сообразительности,