И з р ас ск аз а у чи те ля “Как-то, изучая на уроке русского языка тему

“Глагол”, предложила своим слепым ученикам задание: написать в тетради

Только те глаголы, которые обозначают их действия дома в выходные дни.

Проверяя детские работы, пришла просто в ужас. Во всех тетрадях было

Написано почти одно и то же: “спал”, “лежал”, “играл”, “ел”, “гулял”, “смотрел

Телевизор”, “скучал” и т. д. И ни одного слова, обозначающего какое-либо

действие реального участия в домашних делах, помощи родителям…”.

К ом ме нт ар иит иф ло пе да го га К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего

Ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот.

Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность

Социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою

Отстраненность от проблем семьи. Социальная роль инвалида, о котором

Обязаны заботиться, ухаживать, оберегать от трудностей, становится его

Человеческой сущностью.

Чтобы ваш слепой или слабовидящий ребенок вырос полноценным,

самостоятельным человеком, с самого раннего детства вовлекайте его в жизнь

Семьи. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и

Перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения.

Способам выполнения этих поручений необходимо учить.

В оп ро с р од ит ел ей: “Какие обязанности по дому м огут б ыть у н ашего

трехлетнего слабовидящего сына?”

К он су ль та ци я т иф ло пе да го га Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и

простейшая обязанность ─ уборка игрушек после игры. Следите, чтобы ребенок

Не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись).

При такой уборке ребенку с патологией зрения трудно возобновить игру,

Невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру

По замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся

Достать из коробки). Хорошо, если у ребенка есть специально оборудованный

Игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с

Полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него

Не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного

Конструктора или мозаики. Знакомя ребенка с новой игрой, покажите ему место

Каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом

Объясняйте ее действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете

Требовать от ребенка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться

Только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребенок мог к ним

Обратиться.

Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте

Ребенка каждую найденную деталь складывать в специально отведенную для

Этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в

Игрушках и разбирайте коробку с “потеряшками”.

Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с

Элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.

В оп ро с м ам ы: “Я иногда наблюдаю, как мой сын мучается в поисках

Какой-нибудь затерявшейся вещички, шарит руками, а найти не может, хотя она

В нескольких сантиметрах от него. О какой уборке может идти речь.

Р ек ом ен да ци и т иф ло пе да го га Важно научить слепого и частичо незрячего ребенка эффективным

Поисковым приемам.

Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает

Какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков,

Издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление

(“упало слева”), характер движения (“покатилось, рассыпалось” и пр.) и звука

(“звук тихий, значит упало на ковер”). Такой анализ поможет эффективнее вести

Поиски.

Если ребенок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его

действоватъ двумя способами:

1-й способ ─ ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск

Предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно

Увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).

2-й способ ─ если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где -то

перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки

Совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка”).

Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не

Наши рекомендации