И з р ас ск аз а у чи те ля “Как-то, изучая на уроке русского языка тему
“Глагол”, предложила своим слепым ученикам задание: написать в тетради
Только те глаголы, которые обозначают их действия дома в выходные дни.
Проверяя детские работы, пришла просто в ужас. Во всех тетрадях было
Написано почти одно и то же: “спал”, “лежал”, “играл”, “ел”, “гулял”, “смотрел
Телевизор”, “скучал” и т. д. И ни одного слова, обозначающего какое-либо
действие реального участия в домашних делах, помощи родителям…”.
К ом ме нт ар иит иф ло пе да го га К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего
Ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот.
Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность
Социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою
Отстраненность от проблем семьи. Социальная роль инвалида, о котором
Обязаны заботиться, ухаживать, оберегать от трудностей, становится его
Человеческой сущностью.
Чтобы ваш слепой или слабовидящий ребенок вырос полноценным,
самостоятельным человеком, с самого раннего детства вовлекайте его в жизнь
Семьи. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и
Перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения.
Способам выполнения этих поручений необходимо учить.
В оп ро с р од ит ел ей: “Какие обязанности по дому м огут б ыть у н ашего
трехлетнего слабовидящего сына?”
К он су ль та ци я т иф ло пе да го га Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и
простейшая обязанность ─ уборка игрушек после игры. Следите, чтобы ребенок
Не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись).
При такой уборке ребенку с патологией зрения трудно возобновить игру,
Невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру
По замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся
Достать из коробки). Хорошо, если у ребенка есть специально оборудованный
Игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с
Полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него
Не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного
Конструктора или мозаики. Знакомя ребенка с новой игрой, покажите ему место
Каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом
Объясняйте ее действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете
Требовать от ребенка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться
Только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребенок мог к ним
Обратиться.
Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте
Ребенка каждую найденную деталь складывать в специально отведенную для
Этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в
Игрушках и разбирайте коробку с “потеряшками”.
Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с
Элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.
В оп ро с м ам ы: “Я иногда наблюдаю, как мой сын мучается в поисках
Какой-нибудь затерявшейся вещички, шарит руками, а найти не может, хотя она
В нескольких сантиметрах от него. О какой уборке может идти речь.
Р ек ом ен да ци и т иф ло пе да го га Важно научить слепого и частичо незрячего ребенка эффективным
Поисковым приемам.
Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает
Какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков,
Издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление
(“упало слева”), характер движения (“покатилось, рассыпалось” и пр.) и звука
(“звук тихий, значит упало на ковер”). Такой анализ поможет эффективнее вести
Поиски.
Если ребенок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его
действоватъ двумя способами:
1-й способ ─ ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск
Предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно
Увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).
2-й способ ─ если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где -то
перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки
Совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка”).
Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не