Двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую
Пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить
Зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней и с
Внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот
Водой из своего стаканчика.
Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия
Умывания: 1. Вымыть с мылом руки. 2. Почистить зубы, прополоскать рот. 3.
Вымыть л ицо, ш ею, у ши. 4 . В ытереться п олотенцем. 5 . Привести в п орядок
Умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струёй
Воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце.
Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть
Аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная
Зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно
Приучайте ребенка к аккуратности: “Если ты будешь делать сильный напор
Воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а
это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...”.
Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и
Приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские
веселые потешки, стихи:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтобы зубки белели.
Где же вы, мои подружки:
Щетка, тюбик с пастой, кружка?
Долго вас Надюша ищет,
Чтобы вымыться почище.
Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно
Умывается и чистит зубы любимая кукла, а подарком к Новому году или дню
Рождения будет бандероль от Мойдодыра.
В оп ро с м ам ы: “Моя годовалая незрячая дочь очень боится мыться в
ванной, плачет, сопротивляется. Как преодолеть этот страх?”
Р ек ом ен да ци и т иф ло пе да го га Случается, что у ребенка с купанием связаны какие-то неприятные
Ассоциации. Иногда сами родители невольно являются причиной негативной
Реакции ребенка: резко погружают его в воду или ставят под душ (подобное
резкое изменение, как; правило, сильно пугает ребенк─а, ведь он не видит
Воды), совершают с ним непонятные и неприятные манипуляции. Неприятные
Ассоциации, связанные с купанием, могут быть вызваны боязнью чувства
Жжения в глазах от мыла или шампуня, опасениями поскользнуться в ванне.
Опытные родители советуют:
Заранее готовить ребенка к купанию: вместе собрать необходимое
Белье, приготовить полотенца и банные принадлежности. Важно показать
Ребенку, как работает душ, дать потрогать руками воду.
Если ребенок испытывает страх при погружении в воду, лучше
Поставить его в ванну или посадить и наливать воду постепенно.
Иногда боязнь воды бывает очень стойкой. В этом случае
Кому-нибудь из родителей нужно войти в ванну вместе с ребенком, чтобы он
Постоянно чувствовал ваше присутствие. Можно мыть ребенка, посадив его на
Специальную скамеечку так, чтобы воды касались только ножки. Постепенно
Уровень воды надо повышать.
Если ребенок не умеет зажмуриваться во время мытья головы и
Плачет, если мыло или шампунь попадают в глаза, можно мыть голову, не
Наклоняя ее вперед, а запрокидывая назад. При таком сопособе мытья головы
Мыльная вода не стекает по лицу и не попадает в глаза, что избавляет малыша от
Неприятных ощущений.
Мыть ребенка необходимо нежесткой мочалкой. Можно самому
Малышу надеть на ручку махровую рукавичку или дать яркую мягкую губку и
постепенно совместными усилиями учить мыться самостоятельно.
Необходимо разрешить ребенку поиграть в ванне (помыть куклу,
запустить кораблик, поэкспериментировать с водой). Ведь купание ─ не только
Гигиеническая процедура. Это еще и возможность познания окружающего мира.
Важно предупреждать незрячего ребенка о своих действиях.
Например: “Сейчас включим душ. Протяни ручки и посмотри, какой приятный
Теплый дождик, от такого дождя растут в лесу грибы. Встань и ты под дождик,
быстрее будешь расти...”
П ОВ ЕД ЕН ИЕЗ А С ТО ЛО М
И з р ас ск аз а о тц а: “Я стараюсь не появляться с сыном ни у родственников,
ни у знакомых. Вроде бы и ведет он себя неплохо, но как только сядет за стол...
Ест, как поросенок: голова буквально в тарелке, весь обольется, измажет лицо и
Одежду. Парень уже большой, стыдно на людях кормить его из ложки. А еще
неприятнее, когда глаза людей устремляются на него. А в глазах жалость и...
Брезгливость”.
К ом ме нт ар иит иф ло пе да го га Научить ребенка с нарушенным зрением есть аккуратно ─ трудная задача.