Некоторые особенности зрительно-
Пространственной ориентировки при монокулярном
Зрении.
Бинокулярное восприятие пространства осуществляется за счет взаимодействия
сенсорных и моторных механизмов двух монокулярных зрительных систем.
Результатом такого взаимодействия является способность глаза к слиянию монокулярных
образов в единое изображение, общность направлений оси проекции и локализации
изображений на центральной ямке сетчатки. При одноглазии зрительная ось одного глаза
отклоняется от совместной точки фиксации, поэтому изображения падают не на
идентичные точки сетчатки, а дети испытывают значительный дискомфорт при
ориентации в пространстве. У детей нарушается поле обзора из-за выпадения одного
глаза. Ориентация осуществляется одним глазом, поэтому значительная часть предметов
зрением не анализируется Монокулярное зрение не способно анализировать глубину,
удаленность, протяженность и объемность пространства. Обнаруживается так называемая
«монокулярная пространственная невосприимчивость», которая затрудняет движение
детей в пространстве.
Это можно заметить при движении детей в колонне друг за другом, где они из-за боязни
столкнуться, вытягивают перед собой руки (поза слепых). Большие трудности и
дискомфорт вызывают у детей с косоглазием и амблиопией групповой бег врассыпную,
когда они бегут, натыкаясь, друг на друга из-за невозможности зрительного контроля
расстояния.
Для выяснения таких трудностей можно дать детям ряд заданий, где необходима точная
фиксация объекта, соблюдение определенного расстояния между объектами на микро - и
макроплоскостях.
Бросание в цель в значительной степени зависит от характера зрения, так как, прежде
всего, ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние,
соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с
дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину,
отчего довольно часто результат является отрицательным. В отличие от них, нормально
видящие дети примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча,
могут проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие
дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился»,
«дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с монокулярным зрением чаще всего не
наблюдается, а интерес к результату падает.
Еще большие и своеобразные трудности можно обнаружить у детей с монокулярным
зрением при фиксации движущихся объектов. Нарушение глазодвигательных функций
при косоглазии обуславливает процесс прослеживания и фиксации объектов. В условиях,
когда объект восприятия, перемещаясь в пространстве, приближается или удаляется от
наблюдателя, прослеживание осуществляется путем конвергенции и дивергенции
зрительных осей. Это возможно только при нормальном зрении. В условиях же
монокулярного зрения такие акты отсутствуют, действует один глаз, у которого
возможность определения точного местоположения осложнена из-за отсутствия оценки
удаленности, протяженности, объемности пространства. Чтобы убедиться в этом, можно
проследить действия детей при ловле мяча, заметить, как дети следят за его полетом,
насколько точно действуют.
Действия детей с монокулярным зрением ограничены и неточны. Руки они чаще всего
держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало, часто мяч их застает
врасплох, дети не успевают отреагировать на его приближение. Их действия при анализе
скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, плохо фиксируются.
Поэтому ошибок может быть особенно много. Положительным результат может быть
только тогда, когда мяч направляется точно в руки ребенка, тогда он может его успешно
поймать. Если же мяч уходит несколько вбок, дети не могут протягивать руки в его
сторону. При этом с той стороны, где глаз не видит, они вообще не могут фиксировать его
полета. Для таких детей характерна поза, в которой они несколько разворачивают лицо в
сторону, чтобы ведущим глазом зафиксировать прямо летящий на них мяч. Упражнения,
подобно ловле, бросанию, метанию в цель при монокулярном зрении для детей сложны.
Так, игры в кегли, прокатывание мяча в ворота, кольцеброс и другие, дети любят, но
бросают палки наугад, прицеливания нет, а после того, как бросят, скорее бегут смотреть
результат, так как со стартовой площадки они его не видят.
Еще более интересные данные можно обнаружить при ориентировке на микроплоскости.
Детям пятого-шестого года жизни были предложены задания: расставить точки в середине
4 кругов и нарисовать в этих кругах круги поменьше; собрать пирамидку, собрать палочки
с пола и расставить на планке с прорезями; собрать нитки бус.
Во всех трех заданиях фиксировались точность действий, скорость выполнения. По
результатам действия детей с монокулярным характером зрения резко отличались от
действий нормально видящих детей.
В первом задании дети с нарушением зрения выполнили только 35% против 85%
нормально видящих детей, которые практически точно нашли центры кругов. Разница
отклонений от центра составляла несколько миллиметров, тогда как дети с монокулярным
зрением были менее точны и их ошибки в нахождении центра круга колебались в
пределах 0,5 - 1,5 см. Для нормально видящих детей были характерны действия
примеривания, прежде чем поставить точку. Дети с нарушением зрения сразу ставили
точку, а затем уже анализировали результат, поэтому в их рисунках можно было
обнаружить от 2 до 3 точек, пока одна из них не принималась окончательно. При этом
действия были более замедлены, наблюдается неуверенность в точности действия. Можно
услышать такие выражения: «не знаю, почему-то мне показалось, что точку надо было
ставить здесь». Это говорит о том, что дети еще не осознают состояния своего зрения и
полностью на него полагаются. Поэтому педагогу, вероятно, нужно знать специфику
видения каждого ребенка и учить его другим, компенсаторным способам ориентации,
применять иные приемы и способы действий с помощью технических средств и
полисенсорных способов ориентации.
Еще большие трудности возникают у детей, когда им дается задание на соревнование, кто
скорее соберет пирамидку и расставит палочки в отверстия на доске. Ив том, ив другом
случае успешность действий зависит от того, как дети фиксируют отверстия и вставляют
стержень. Мы наблюдали у детей действия нащупывания отверстия для того, чтобы
вставить палочки в отверстия. При попытке работать с помощью зрения дети долго не
могут завершить задание. Подобные действия не встречаются у нормально видящих
детей, за редким исключением, когда они спешат скорее завершить задание, чаще на
последнем кольце или последних нескольких бусинах.
Таким образом, выделяются ряд своеобразных трудностей монокулярной ориентации в
пространстве, которые характеризуются отсутствием возможности фиксировать точное
положение объекта в пространстве, невозможностью с помощью зрения анализировать
глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. С этим связана
некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других
двигательных актов. В условиях монокулярного видения вероятность появления
обедненности информации о предметном мире очевидна.
Задания к самостоятельной работе:
1. Проследите, как ходят в колонне друг за другом маленькие дети с косоглазием и
амблиопией во время применения окклюзионного лечения.
2. Дайте детям с монокулярным зрением задание на бросание в цель, прокатывание шара в
ворота и опишите их действия, трудности, ошибки.
3. Приведите примеры собственных наблюдений за детьми с монокулярным зрением, где
бы можно было обнаружить специфические трудности.
4. Опишите, как ведут себя дети во время чтения, письма, какие трудности Вы заметили.
5. В чем различия между слепыми с остаточным зрением и слабовидящими детьми.
Литература.
1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия
у детей с нарушением зрения. М., 1960 2
2. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1973.
3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей
с нарушением зрения. М.. ГороД, 1998.
4 Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1998
5. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию М., 1998.