По разделу «обучение игре шахматам»

№ НОД Тема НОД Количество занятий В том числе практическая
«Шахматы»
«Шахматная доска»
«Шахматная доска. Белые поля, черные поля»
«Шахматная доска. Горизонтали и вертикали»
«Шахматная доска. Диагонали. Центр доски»
Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки шахматной доски»
«Шахматные фигуры»
«Начальное положение»
Слон.
Слон. Ход. Взятие
Ладья
Ладья против слона
«Ферзь»
«Ферзь против ладьи и слона»
«Конь»
«Конь против ферзя, ладьи и слона»
«Пешка»
«Пешка против ферзя, ладьи, коня и слона»
«Король»
ИТОГО

Клендарно-тематическое планирование по разделу «Обучение игре шахматам» старшая группа

Дата Тема Цель НОД Содержание НОД Компонент ДОУ Средства обучения/ материал
план факт
    Шахматы. Цель: Познакомить детей с шахматами, правилами игры. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию Побуждать детей заниматься рядом с другими детьми, объединяться на основе общего интереса. Шахматная доска с фигурами
    Шахматная доска. Цель: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию Шахматная доска с фигурами
    Шахматная доска. Цель: Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» Д/и «Да и нет».     Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры   Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10
    Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Цель: Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Д/и «Да и нет». Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10
    Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Цель: Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями   Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". .Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки"     Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры   Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10
    Шахматная доска. Горизонтали. Вертикали. Цель: Продолжить знакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями, введение понятия «горизонталь», «вертикаль, чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. Побуждать детей заниматься рядом с другими детьми, объединяться на основе общего интереса, участвовать в выполнении совместных заданий Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета  
   
    Шахматная доска. Диагонали. Центр доски. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматами Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «диагональ», «центр».   Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.   Шахматная доска и шахматные поля.
   
    Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль».   Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др.   Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета    
   
    Шахматные фигуры Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».     Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры       Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19.
      Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».
    Шахматные фигуры Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».     Развивать стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19.
    Начальное положение. Цель: Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".     Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.20 – 21.
    Начальное положение. Цель: Продолжать знакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".    
    Слон Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры.   Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". Нарисовать шахматную фигуру   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33.
    Слон Цель: Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков. Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры «Чудесный мешочек»   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33.
    Слон. Ход. Взятие. Цель: Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием.     Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин".   Проработка дома шахматных ходов фигурой «слон» Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33.
      Слон. Ход. Взятие. Цель: Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием.     Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин".   Проработка дома шахматных ходов фигурой «слон» Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33.
    Ладья. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Нарисовать шахматную фигуру   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.22 -25.
    Ладья Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.26 -29.
    Ладья против слона. Цель: отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона.   Выполнение практических упражнений "Захват контрольного поля", " Поля" с.27 Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45.
    Ладья против слона. Цель: отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона. Выполнение практических упражнений "Захват контрольного поля", " Поля" с.27 Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45.
    Ферзь Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».   Нарисовать шахматную фигуру   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.46 -52.
    Ферзь Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».   Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.46 -52.
    Ферзь против ладьи и слона. Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -61.  
    Ферзь против ладьи и слона. Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -61.  
    Конь. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Нарисовать шахматную фигуру   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.62 - 64.
    Конь Цель: Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". Д/и «Секретная фигура"   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.65 - 68.
    Конь против ферзя, ладьи, слона Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.69 - 77.
    Конь против ферзя, ладьи, слона Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.69 - 77.
    Пешка Цель: знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» Нарисовать шахматную фигуру   Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.3-5.
    Пешка Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.     Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". Развивать стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.6 - 8.
    Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности".     Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.9 -16.
    Король Цель: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.     Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". Нарисовать шахматного короля Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.17 – 22. Костюмы для инсценировки.  
               





Наши рекомендации