|
Дата | № | Тема Цель НОД | Содержание НОД | Компонент ДОУ | Средства обучения/ материал |
план | факт |
| | | Шахматы. Цель: Познакомить детей с шахматами, правилами игры. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию | Побуждать детей заниматься рядом с другими детьми, объединяться на основе общего интереса. | Шахматная доска с фигурами |
| | | Шахматная доска. Цель: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию | Шахматная доска с фигурами |
| | | Шахматная доска. Цель: Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» Д/и «Да и нет». | Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 |
| | | Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Цель: Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Д/и «Да и нет». | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 |
| | | Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Цель: Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями | Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". .Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки" | Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 |
| | | Шахматная доска. Горизонтали. Вертикали. Цель: Продолжить знакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями, введение понятия «горизонталь», «вертикаль, чередованием белых и черных полей на шахматной доске. | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. | Побуждать детей заниматься рядом с другими детьми, объединяться на основе общего интереса, участвовать в выполнении совместных заданий | Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета |
| | |
| | | Шахматная доска. Диагонали. Центр доски. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматами Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «диагональ», «центр». | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. | | Шахматная доска и шахматные поля. |
| | |
| | | Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль». | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. | | Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета |
| | |
| | | Шахматные фигуры Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19. |
| | | Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». |
| | | Шахматные фигуры Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Развивать стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19. |
| | | Начальное положение. Цель: Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.20 – 21. |
| | | Начальное положение. Цель: Продолжать знакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | | |
| | | Слон Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. | Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Нарисовать шахматную фигуру | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33. |
| | | Слон Цель: Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков. | Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры «Чудесный мешочек» | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33. |
| | | Слон. Ход. Взятие. Цель: Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Проработка дома шахматных ходов фигурой «слон» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33. |
| | | Слон. Ход. Взятие. Цель: Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Проработка дома шахматных ходов фигурой «слон» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33. |
| | | Ладья. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Нарисовать шахматную фигуру | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.22 -25. |
| | | Ладья Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.26 -29. |
| | | Ладья против слона. Цель: отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. | Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона. | Выполнение практических упражнений "Захват контрольного поля", " Поля" с.27 | Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45. |
| | | Ладья против слона. Цель: отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. | Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона. | Выполнение практических упражнений "Захват контрольного поля", " Поля" с.27 | Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45. |
| | | Ферзь Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Нарисовать шахматную фигуру | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.46 -52. |
| | | Ферзь Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Осваивать социальные роли, правила и нормы поведения во время игры | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.46 -52. |
| | | Ферзь против ладьи и слона. Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -61. |
| | | Ферзь против ладьи и слона. Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -61. |
| | | Конь. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию | Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Нарисовать шахматную фигуру | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.62 - 64. |
| | | Конь Цель: Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". Д/и «Секретная фигура" | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.65 - 68. |
| | | Конь против ферзя, ладьи, слона Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.69 - 77. |
| | | Конь против ферзя, ладьи, слона Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.69 - 77. |
| | | Пешка Цель: знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» | Нарисовать шахматную фигуру | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.3-5. |
| | | Пешка Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". | Развивать стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.6 - 8. |
| | | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.9 -16. |
| | | Король Цель: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". | Нарисовать шахматного короля Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.17 – 22. Костюмы для инсценировки. |
| | | | | | | |