По разделу «Обучение игре шахматам»
Рабочая программа
По разделу «Обучение игре шахматам»
Для детей старшей группы
36 периодов непосредственно образовательной деятельности (1 раз в неделю)
Составитель: воспитатель
Н.В.Сурина
2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Обучение игре шахматам» образовательной области «Познавательное развитие» для детей 5-6 лет составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования программы МБДОУ «Теремок».
Программа предназначена для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Теремок».
Рабочая программа «Обучение игре шахматам» для детей старшей группы составлена на основе методического пособия учебника Сухина И.Г «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
Программа предусматривает 36 периодов непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по обучению игре шахматам (одно - в неделю).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.
Актуальность данной программы заключается в том, что шахматная игра дарит ребёнку-дошкольнику радость творчества, является универсальным средством развития его интеллектуальных способностей, обогащает духовный мир, расширяет кругозор, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремлённость, усидчивость, дисциплинированность, силу воли, спортивный характер, развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение, планировать свое время, системно мыслить.
С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр становится возможным достижение решения сразу нескольких задач:
· Познавательную - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, действовать в «уме», предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление, суждения, умозаключения, изобретательность.
· Воспитательную - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
· Эстетическую - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
· Физическую - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
· Коррекционную - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка. В шахматах интересен сам процесс игры, а не только ее итог. Это путь озарённый стремлением к победе. На этом пути увлекает само движение к цели, и то, что при этом происходит – рождение замыслов, предвидение опасности, умение рисковать. Здесь ребёнок не созерцатель, а действующее лицо – создатель события. Игра в шахматы дарит дошкольникам радость творческого общения и возможность перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках.
В работе воспитателей на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Данная программа по обучению детей игре шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям старшего дошкольного возраста. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность во время непосредственно образовательной деятельности по обучению детей шахматам, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнку в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами, самодеятельные театрализованные постановки, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивную деятельность) развивают личностные качества.
Требования к результатам освоения раздела«Обучение игре шахматам»
В старшей группе
К концу учебного года дети должны знать:
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
· правила хода и взятия каждой фигуры.
БАЛЛА – (часто) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
· Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»
· Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
· Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
· Знает, различает и называет шахматные фигуры.
· Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
· Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.
· Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
· У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
· Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.
· Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
· Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
· Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
· У ребенка развито логическое мышление.
Ориентировка на доске
Предложить рассказать о «шахматном королевстве». Умение ребенка быстро и правильно находить поля, вертикали, горизонтали, показывая и называя их вслух, черные и белые поля.
-имеет представление о « шахматном королевстве» Быстро и правильно называет, показывает, называет вслух – 2 балла
- Затрудняется при выполнении задания -1 балл
- не умеет называть, правильно находить поля, горизонтали, вертикали – 0 баллов
Литература
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.:
- ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота.
- Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное
- возрождение, 1999.
- Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991
Примерный перечень оборудования
- Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) - 15 шт.
- Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) -15 комплектов.
- Демонстрационная доска - 1 шт.
- Фигуры к ней - 1 комплект.
- Фигуры для гигантских шахмат (высота фигур от 12 до 25 см) - 1 комплект.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа
по разделу «Обучение игре шахматам»
Для детей старшей группы
36 периодов непосредственно образовательной деятельности (1 раз в неделю)
Составитель: воспитатель
Н.В.Сурина
2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Обучение игре шахматам» образовательной области «Познавательное развитие» для детей 5-6 лет составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования программы МБДОУ «Теремок».
Программа предназначена для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Теремок».
Рабочая программа «Обучение игре шахматам» для детей старшей группы составлена на основе методического пособия учебника Сухина И.Г «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
Программа предусматривает 36 периодов непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по обучению игре шахматам (одно - в неделю).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.
Актуальность данной программы заключается в том, что шахматная игра дарит ребёнку-дошкольнику радость творчества, является универсальным средством развития его интеллектуальных способностей, обогащает духовный мир, расширяет кругозор, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремлённость, усидчивость, дисциплинированность, силу воли, спортивный характер, развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение, планировать свое время, системно мыслить.
С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр становится возможным достижение решения сразу нескольких задач:
· Познавательную - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, действовать в «уме», предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление, суждения, умозаключения, изобретательность.
· Воспитательную - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
· Эстетическую - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
· Физическую - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
· Коррекционную - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка. В шахматах интересен сам процесс игры, а не только ее итог. Это путь озарённый стремлением к победе. На этом пути увлекает само движение к цели, и то, что при этом происходит – рождение замыслов, предвидение опасности, умение рисковать. Здесь ребёнок не созерцатель, а действующее лицо – создатель события. Игра в шахматы дарит дошкольникам радость творческого общения и возможность перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках.
В работе воспитателей на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Данная программа по обучению детей игре шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям старшего дошкольного возраста. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность во время непосредственно образовательной деятельности по обучению детей шахматам, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнку в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами, самодеятельные театрализованные постановки, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивную деятельность) развивают личностные качества.