Основные этапы формирования речи
Первый этап проходит в течение первых трех лет. В этот период не делается никакая искусственная постановка звуков с помощью постановки языка шпателем и пр., все обучение звукам и словам осуществляется с помощью слухозрительного восприятия, с использованием аппаратуры и обязательно с использованием микрофона для того, чтобы ребенок мог слышать себя самого. К концу этапа некоторым детям может понадобиться постановка отдельных звуков обычными методами. На этом этапе происходит накопление большого количество словарного материала, воспринимаемого на слух.
На втором этапе осуществляется постановка отдельных звуков, в том числе с помощью логопедических упражнений, применяемых к обычным детям. Тут допустима постановка звуков за счет постановки языка в определенном положении.
Однако формирование собственной устной речи, однако, не сводится к произношению, о формировании которого говорилось выше. В устную речь, помимо произношения, входит активная лексика, грамматика, синтаксис, а также интонация, ударение и т.п.
Проще всего дело обстоит с лексикой, сложнее – с сочетаниями слов, изменением окончаний, описанием действий. Однако и с лексикой не все просто. Лексическое наполнение речи предполагает понимание ребенком одного и того же слова в разных проявлениях. Так, «идет» – быстро, медленно, широко шагая, мелкими шажками – это о людях. Дальше идет животное на четырех лапах. Ребенка нужно научить отличать ходьбу от других действий, например, от бега. Как объяснить ребенку все эти действия и привлечь его внимание к ним?
Для различения действий используется драматизация по картинкам, с помощью которых ребенок должен соотнести действие с картинкой (могут быть использованы фотографии). На картинке должен быть изображен именно тот, кто будет вести занятие, в той же одежде, чтобы он был узнаваем. На занятии педагог (или кто-то из родителей) повторяет действия, изображенные на картинке, добиваясь, чтобы ребенок научился соотносить эти действия с изображением. Важно научить ребенка понимать движение, которое изображено на картинке, как статичное (бег, прыжки, ходьба и т.п.). При этом и слышащие дети раннего возраста точно так же не могут без дополнительной подготовки воспринимать статичные картинки как изображение движения. Когда ребенок научится различать действия на таких картинках, можно переходить к более сложным картинкам – с любыми персонажами и животными, к сюжетным картинкам с несколькими действующими лицами. Таким образом накапливается словарь глаголов и происходит расширение словоречевого запаса до предложения (идет – кто? где?).
При работе с картинкой педагог не должен выделять на картинке персонажей, так как ребенок должен самостоятельно увидеть на картинке тех или иных действующих лиц. Речь педагогов должна быть очень продумана. Вопросы должны быть только смысловыми. Вопросы «кто это?» и «что делает?» – это грамматические вопросы, дети скоро начинают отвечать на них, не задумываясь. Следует использовать вопросы «почему?», «зачем?», «где происходит действие?», которые требовали бы от детей объяснений сюжета картинки и стимулировали их воображение.
Обучение грамоте
Для приобретения грамматической основы устной речи, а также для формирования письменной речи, глухих детей рано начинают обучать грамоте, т.е. чтению и письму, что позволяет им осмысливать прочитанное. Чтение очень важно, поскольку ребенок произносит текст и одновременно лучше усваивает структуру слова.
В течение первого года происходит обучение глобальному чтению. При этом ребенок изучает не буквы и слоги, а сразу целые слова, изображенные на табличках, сопоставляя их с предметами. Первоначально обучение идет с опорой на слухозрительное восприятие (т.е. обучающий произносит предъявляемое слово), а далее только на зрительное восприятие (обучающий просто показывает табличку). Мы сознательно выбрали такой метод, потому что для ребенка важнее всего смысл, ни буквы, ни отдельные слоги смысла сами по себе не имеют. Дети запоминают слова и даже сочетания слов целиком, за год они усваивают около 200 слов и сочетаний. Что значит, что ребенок знает слово? Это значит, что, увидев табличку, он должен выбрать предмет, обозначаемый этим словом, или любым образом изобразить его: нарисовать, вылепить и т.д. Если это слово обозначает действие, то ребенок должен объяснить, какое действие. Таким образом, постепенно накапливается большой словарь, который понятен ребенку вне конкретных ситуаций. Когда ребенок уверенно распознает примерно 80% словаря, происходит переход к аналитическому чтению.
Аналитическое чтение – это обычное чтение, которым мы все пользуемся. Ребенок произносит текст и слушает его (здесь обязательно нужны микрофоны), однако к слухозрительному восприятию добавляется важный элемент: «читающий палец». С помощью пальца, который двигается по тексту, ребенок учится синхронизировать произносимые слова с текстом. Обучение чтению начинается с синхронизации четырех систем: зрительной (читает слово), речевой (говорит слово), двигательной (палец двигается по буквам) и слуховой (ребенок себя слышит).
Первоначально для чтения даются слова, где буквенный ряд и произношение совпадает, что упрощает процесс чтения. В дальнейшем для слов, где произношение не совпадает с написанием, сверху указывается вариант произношения (над буквами, которые произносятся иначе, мелким шрифтом показано, как их читать, например, собака – сабака). По мере изучения слов указание на произносимые звуки убираются. К концу обучения в детском саду дети читают небольшие тексты в книжках.
Обучение письму начинается практически сразу с обучением чтению. Первый этап обучения письму, как и при обучении чтению, является глобальным. Дети пишут фломастерами (чтобы писать было легко, не нужен был нажим, и надпись получалась яркой) без различения букв, на нелинованных листах бумаги. Любая линованость бумаги создает для ребенка рамки письма, что приводит к тому, что ребенок думает не над смыслом слова, а над формой изображения. Сначала размеры букв не имеют значения, но постепенно буквы выравниваются, поскольку ребенок постоянно видит таблички и педагог много пишет на доске.
Исключается подсказка со стороны педагога при ошибках ребенка. В этом случае педагог должен показать ребенку то, что он изобразил (может быть с утрированием ошибочности), для того, чтобы ребенок мог вычленить ту часть, которая не соответствует образцу. Например, если на рисунке девочка бежит, размахивая руками, а ребенок, изображая ее, просто бежит, нужно продемонстрировать ему то, что он показал (поскольку он себя не видит), но изменить положение рук по сравнению с рисунком, чтобы он обратил внимание именно на руки и понял свою ошибку.
Существенное значение при драматизации по картинкам играет контекст, когда ребенок способен рассказать по картинкам и обратно, рисовать картинки по текстам. Важно при этом создание образов, соответствующих картинке. При этом образ должен быть насыщен деталями, создан именно полноценный образ, а не простое перечисление действий, указанных в рассказе. Последовательность рисунков представляет собой план рассказа. Важно и то, что план представляет собой индивидуальный, персонализированный план рассказа. После этого можно предложить подписать картинки. За счет соотнесения образов и слов, расширяется словарь ребенка.
Заключение
Метод обучения детей с нарушениями слуха, с которым вы ознакомились в этих трех статьях, существует и применяется уже более 40 лет, выросло целое поколение детей, прошедших обучение по методу Леонгард, и судьба этих детей позволяет делать выводы об эффективности метода. Многие из этих детей посещали массовые детские сады, учились в массовой школе (и заканчивали школу с отличием), поступали в ВУЗы, где получали самые разнообразные специальности и даже изучали иностранные языки. Они полностью адаптированы в мире слышащих и живут полноценной жизнью.