Мы продолжаем публикацию изложения выступления Эмилии Ивановны Леонгард на семинаре, прошедшем в феврале 2011 года в Москве в Центре лечебной педагогики.
Развитие речевого слуха является центральной проблемой нашего метода, ядром системы реабилитации. Для формирования речевого слуха важно также развитие самостоятельности, активности и деятельности.
Прежде всего, нужно сформировать механизм речевого слуха, который существует у всех слышащих людей и которого у неслышащих детей нет. Этот механизм представляет собой устойчивую структуру, состоящую из четырех элементов:
- прием речевого сигнала
- воспроизведение услышанного
- самопрослушивание (ребенок должен услышать себя)
- осмысление услышанного
Прежде всего, ребенка следует научить сразу откликаться на речевой сигнал. Необходимо устанавливать слухо-голосовую связь между педагогом (взрослым) и ребенком, когда на любые слова, сказанные педагогом, ребенок откликается голосом, причем его отклик может быть совсем не похож на произнесенное педагогом слово. В норме такая связь формируется в младенческом возрасте на основе лепета. Когда такая связь установлена, следует переходить к воспроизведению услышанного – ребенок должен повторять то, что сказал педагог. На этом этапе ребенок видит, когда педагог говорит – используется слухозрительное восприятие.
Здесь важно, чтобы ребенок, повторяя услышанное, одновременно четко слышал себя и мог корректировать свое произношение. Чтобы ребенок лучше слышал свою речь, к слуховому аппарату подключают выносной микрофон. Обычно у такого микрофона два шнура, и его можно подключить к двум слуховым аппаратам, если ребенок протезирован бинаурально. Вместе с тем, на занятиях по развитию произношения микрофон следует подключать только к одному аппарату, чтобы не нарушать бинаурального восприятия речи. Постоянно носить подключенные микрофоны не нужно, они необходимы только на занятиях.
Самым главным элементом является четвертый – осмысление. Особенностью речевого слуха является то, что он обязательно должен сопровождаться пониманием речи. Развитие речевого слуха происходит поэтапно. На первом этапе ребенок выбирает из нескольких игрушек нужную – ту, которую назвал педагог. Что при этом происходит? Это очень интересный процесс, и он абсолютно совпадает с тем, что происходит у нормально слышащих детей, только слышащие дети проходят этот этап очень рано, на первом году жизни. Ребенок может сказать правильно и правильно выбрать игрушку. Он может сказать правильно и взять не ту игрушку. Он может также ответить неправильно и выбрать правильную игрушку и, наконец, он может ответить неправильно и неправильно выбрать игрушку. В начале обучения встречаются все эти варианты. Родители обычно считают, что это проявление невнимательности. О слове «невнимательный» здесь надо забыть. Ошибки, которые кажутся связанными с невнимательностью ребенка, на самом деле объясняются хаотичностью восприятия и отсутствием четких ассоциаций между слышимым звуком, воспроизводимым самим ребенком звуком и образом предмета. Этап, когда существует рассогласование услышанного, сказанного и понятого, – это норма, а не ошибка.
Затем постепенно наступает время, когда ребенок слышит, повторяет и понимает все сказанные ему слова. Он должен проявлять это понимание на каждом занятии. Для слухоречевых занятий выделяют понятия общего и слухового словарей ребенка. К общему словарю относят все слова, понимаемые ребенком, в том числе слова, которые он узнал с помощью чтения и других способов восприятия. Общий словарь глухого ребенка может быть достаточно обширен и пополняться за счет других, не слухоречевых занятий.
Слуховой словарь включает те речевые единицы (слова, сочетания слов, фразы), которые включаются в слуховые занятия для развития слухоречевого восприятия. Слова из слухового словаря (в том числе лепетные слова) ребенок учится воспринимать, воспроизводить и понимать на слух без зрительной поддержки. При этом интеллектуально ребенок может понимать гораздо больше слов, чем содержится в его слуховом словаре. Но на слухоречевых занятиях достигается согласование между слухом, голосом и пониманием. Для формирования устойчивых связей каждая слуховая единица должна повторяться 20-30 раз на разных занятиях, причем они могут и должны быть повторены на других обликах предмета (другие кошки, машины, куклы и т.п.). При этом слухоречевое занятие должно быть использовано для расширения представления ребенка о предмете (слово: кошка, у кошки глаза, у коровы тоже глаза, у человека тоже глаза), каждый раз он должен узнавать что-то новое.
По М. Хайдеггеру «Слышать значит понимать». Наличие физического слуха не означает наличия слухоречевого слуха. Ребенок может иметь хороший физический слух, но при этом отсутствие понимания указывает на отсутствие слухоречевого восприятия, т.е. по сути, отсутствие человеческого слуха.
Слуховое восприятие речи осуществляется не только и не столько ухом, сколько слуховой зоной мозга, при этом, однако, задействованы не только слуховые зоны, но и дополнительно еще шесть отделов мозга. Однако может возникнуть ситуация, когда распространение слухоречевых сигналов по коре мозга затруднено или крайне ограничено. При отсутствии речевой среды мозг ребенка может не научиться восприятию, «мозг спит». Если ребенок не носит слуховой аппарат, то у него «не работают» огромные части мозга, не получающие необходимой для развития информации. Тренировка речевого слуха позволяют «оживлять» дремлющие участки коры мозга, которые в дальнейшем участвуют в личностном развитии, и синхронизировать системы мозга.