Вопрос 3. Методика ознакомления с частями суток
Предварительная работа
В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Наглядный материал
Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.
Методика обучения
Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро — вечер, день — ночь.
Фрагмент 1:
Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.
Ход:
—Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)
—Когда мы делаем зарядку? (Утром.)
—А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)
—А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)
—Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши»...)
—Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)
После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.
Фрагмент 2:
Наглядный материал: игрушка — заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).
Ход:
Воспитатель рассказывает сказку про зайца:
— Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:
«Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».
Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях».
Фрагмент 3:
Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:
—Найдите и покажите картинку с изображением утра?
—Что ты видишь на своей картинке?
—Когда это бывает?
Замечание: перед дневным сном не говорить: «Спокойной ночи», а желать «Спокойного сна».
Можно предложить детям стихи или загадки:
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)
За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)
Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)
Дидактические игры
«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов);
«Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Фрагмент 4:
Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.
Ход:
—К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.
—Давайте ему поможем!
Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:
После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.
Усложнение заданий:
Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.
Усложнение наглядного материала:
· изображение действия ребенка
· изображение природы и деятельности людей
· изображение только природных явлений
Дидактические игры
«Назови части суток»;
«Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);
«Наоборотинка» и др.
Вопрос 4. Методика обучения счету с помощью различных анализаторов
Предварительная работа
После выработки навыков счета предметов показываем детям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к пониманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.
Анализаторы
Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный
СЧЕТ ПО ОБРАЗЦУ
Наглядный материал
• Наборы одинаковых предметов.
• Демонстрационный материал для фланелефафа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры).
• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).
Рис.3 |
• Наборы «Учись считать».
• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).
Методика обучения
I этап
Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя.
Схема:
—Что это?
—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?
—Посчитай,
—Сколько …?
—Отсчитай столько …, сколько….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап
Инструкция дается целиком, в последовательности выполнения задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.
Схема:
— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—По скольку □ и □?
III этап
Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о выполнении (анализирует).
Схема:
—Отсчитай столько О, сколько у меня П.
—Расскажи, что у тебя получилось и почему так.
Усложнения
1.Увеличиваем количество от 1 до 10.
2.От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).
3.Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)
4.Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)
5.Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)
6.Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.
Дидактические игры
«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вращается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.);
флажков».); |
«Поручения». («Принеси столько
«Магазин». (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)
СЧЕТ ПО НАЗВАННОМУ ЧИСЛУ
Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Проводится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:
—Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)
—Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)
—Отложи кругов на один больше, чем число, которое я назову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».)
После выполнения задания обязательно его проанализировать:
—Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.