Тема 13. «Социальные службы для несовершеннолетних»
1. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей- это...
Социальные службы для детей
2. Основные задачи социальных служб для несовершеннолетних
а) профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
б) формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;
в) удовлетворение социальных потребностей несовершеннолетних;
г) выполнение попечительских функций по отношению к несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей и без средств к существованию;
д) преодоление школьной неуспеваемости;
е) психолого-педагогическая поддержка личности.
3. В соответствии с решаемыми задачами социальные службы для несовершеннолетних делятся
а) на службы социального обслуживания, социальной адаптации и социальной реабилитации;
б) на типовые, дифференцированные, индивидуальные,
в) на службы для детей с отклонениями в развитии, для детей с девиантным поведением, для детей, оставшихся без попечения родителей.
4. К службам социальной адаптации для несовершеннолетних не относятся
а) школа; б) детский дом; в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; г) клуб по месту жительства; д) органы опеки и попечительства
Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности
в образовательных учреждениях»
1. Модель социально-педагогической деятельности включает в себя компоненты:
а) целевой; б) личностный; в) уровневый; г) содержательный; д) организационно-деятельностный; е) оценочно-результативный.
2. Модель социально-педагогической деятельности создается на основе
а) квалификационной характеристики, массового и передового опыта;
б) распоряжения вышестоящих организаций;
в) интересов сотрудников учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.
3. Основные задачи социально-педагогической деятельности в школе:
а) социальная защита прав детей;
б) обеспечение координации деятельности вех служб и учреждений по трудоустройству и жилоустройству выпускников
в) создание благоприятных условий для развития ребенка;
г) установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением;
д) организация медико-социального патронажа семей и детей, находящихся под наблюдением.
Ответы на задания для самоконтроля
Раздел I. Методологические основы социальной педагогики
Тема 1. «Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет»
1) В; 2) А; 3) А; 4) А; 5) 1А, 2В, 3Б, 4Д; 6) Б; 7) Б; 8) Б; 9) А- 2,6; Б – 1,5; В- 3,4.
Тема 2. «Развитие человека в социуме »
1)Развитие;2)1А; 2Б; 3) А.
Тема 3. «Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы»
1)Социально-педагогический процесс; 2)А,Б; 3) А, Б,Г; 4) Б,Г, Д, Е.
Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики
Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»
1)3А, 2В, 1Б; 2)1Б, 2В, 3Г; 3)1 В, 2 А, 3Б; 4)Б; 5)А; 6)А, В, Г; 7) А,В.
Тема 5. «Сущность процесса социализации »
1) А; 2) Б; 3) Б; 4) 1Б, 3А, 4В; 5) Б; 6) А, В. Е; 7) Б, В, Д; 8) А, В, Д; 9) Б; 10) А; 11) Б, Г, Д, Е, З; 12) Б; 13) 1, 3, 5, 7, 8, 10.
Тема 6. «Факторы социализации»
1)А-1,5; Б- 2,6,9, 13; В- 3,7, 10; Г- 4,8, 11, 12; 2) В; 3) 3,5,6; 4) 1,3; 5) 1, 3, 4, 6, 7; 6) 1,3,5,6; 7) 1,3,4,6; 8) 1,3,5; 9) 2; 10) 1,2,4,5.
Тема 7. «Социальное развитие несовершеннолетних
И система социально-педагогического сопровождения»
1)2А; 1Б;2)1,2,3, 5,7;3)А5, Б6, В1, Г4, Д2, Е3;4)А, В, Г; 5)1, 3, 4.
Раздел III. Теория социального воспитания и обучения
Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения»
1) 1Б; 2В; 3А; 2) 2; 3) 2, 3, 5,6; 4) 1; 5) 1; 6) 2А, 1Б, 3Г; 7) 1Б, 2В, 3Г.
Тема 9. «Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике.
Социальные отклонения от нормы»
1)1Б, 2А; 3 В; 2) А- 1.7; Б- 3,5,6; В- 8; Г- 2,4; 3)Б; 4)Б.
Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология»
1)2;2)1А, 2В, 3Б;3) 1Б; 2А; 3В.
Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения
Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»
1) А; 2) А, Б, Г; 3) 1,2,4,7; 4) В; 5) А, Б; 6) 1А; 2Б; 3В; 7) А2, Б1, В3; 8) 2А, 3Б, 4В, 5Г, 6Д;
9)1В; 2Г; 3Б; 4А; 5Д; 10) А,Б, В; 11) А; 12) А, В, Г; 13) Б; 14)А, Б.
Тема 12. «Методика организации социального воспитания
в различных воспитательных организациях системы образования»
1)1.3, 4;2)1,2,4,5;3)2.3,6;4)3;5)1;6)1;7)1,3,4;8)1, 2.
Тема 13. «Социальные службы для несовершеннолетних»
1)Социальные службы для детей; 2)А, Б, Г, Е;3)А;4)Б, В, Д.
Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности
в образовательных учреждениях»
1)А, Г, Д, Е;2) А;3)А, В, Г.
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Формы аттестации по дисциплине – экзамен.
вопросы к экзамену по курсу «Социальная педагогика»
1.Социальная педагогика как отрасль научного знания. Место социальной педагогики в структуре педагогического знания. Связь социальной педагогики с другими науками.
2. Характеристика понятий и категорий, используемых социальной педагогикой.
3. Социальная педагогика как отрасль практической деятельности. Причины ее возникновения, различные подходы к определению содержания, задачи.
4. Различные подходы к определению предмета, объекта, функций социальной педагогики. Структура, содержание и основные задачи социальной педагогики.
5.Социально-педагогическое исследование: сущность, этапы, методы.
6. Развитие ребенка в социуме. Понятие о развитии, биологические и социальные факторы. Влияние среды на развитие ребенка.
7. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
8. Социализация как объект исследования в системе наук о человеке и обществе. Современные теории исследования человека в качестве объекта и субъекта социализации.
9. Социализация как социально-педагогическое явление. Агенты, средства, механизмы социализации.
10. Проблемы социализации личности: философский, психологический, педагогический аспекты. Стадии социализации. Социализированность личности, ее возрастная обусловленность.
11. Характеристика мега- и макрофакторов социализации молодежи. Государство, страна, общество как субъекты социального воспитания.
12. Характеристика мезофакторов социализации подрастающего поколения. Тип поселения, регион, субкультура как источники социального опыта.
13.Характеристика микрофакторов социализации. Семья как субъект социального воспитания детей и подростков. Характеристика современной семьи. Типология современного неблагополучия.
14. Церковь как институт социализации личности в условиях религиозной общины.
15. Система образования как институт социализации. Социализация детей и подростков в условиях школы, ученического коллектива.
16. Детские общественные организации и объединения как фактор социализации и воспитательные организации.
17. Социальное развитие несовершеннолетних и задачи социально-педагогического сопровождения. Характеристика социально-педагогических проектов и психолого-педагогических программ педагогической поддержки и коррекции социального развития детей и подростков.
18. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации.
19. Социальное воспитание: понятие, сущность, принципы. Субъекты и объекты социального воспитания. Различные подходы к толкованию сущности социального воспитания.
20. Социальное научение и социальное обучение: понятие, сущность, условия эффективности. Различные подходы к толкованию сущности социального обучения.
21. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Девиации как социально-педагогическая проблема. Характеристика видов отклоняющегося поведения.
22. Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации личности. Социально-педагогическая виктимология; “жертвы” социализации.
23. Общие основания методики социального воспитания и социального обучения. Социальное воспитание и социальное обучение как создание условий для удовлетворения ведущих социальных потребностей и формирования социальной компетентности личности.
24. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.
25. Социальное обучение как целенаправленное формирование социальных навыков конструктивного взаимодействия. Программы обучения структурированным социальным навыкам.
26. Современные подходы в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, индивидуальный, возрастной, гендерный).
27. Особенности социального воспитания в учреждениях образования и социальной защиты (в школе, детском доме, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних).
28. Характеристика социальных служб для несовершеннолетних, их классификация по задачам, категориям клиентов и формам социальной поддержки.
29. Модели социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.