Алгоритм действий педагога на разных этапах становления коллектива
Этап | Задачи, стоящие перед педагогом | Характер педагогических требований | Условия завершенности этапа |
I I | 1.Выдвижение (коллективное) близких и средних перспектив 2.Выделение актива как активно действующей и заинтересованной части коллектива. 3.Начало практической деятельности. | Педагог выдвигает прямые (команда, приказ, инструкция), справедливые, единые требования. Требования членов коллектива друг к другу отсутствуют. Требования личности к себе отсутствуют, либо фрагментарны. | 1.Приняты общеколлективные цели (близкие и средние) 2.Разворачивается коллективная деятельность 3.Действуют первичные коллективы 4.Складываются отношения ответственной зависимости (через организацию делового и творческого общения) |
III | 1.Организация планомерной поступательной деятельности. 2.Формирование прочных отношений ответственной зависимости и эмоционального комфорта. 3.Становление традиций коллектива. | Прямые требования педагога дополняются косвенными (просьба, намек, совет, одобрение). Больше становится опосредствованных требований (через актив). Требования учащихся друг к другу – в основном через актив. Требования личности к себе инициируются активом. | 1.Актив пользуется устойчивым авторитетом. Развитие самоуправления. 2.Упрочаются контакты между первичными коллективами. 3.Сформирован устойчивый мотив увлеченности коллективной деятельностью. |
IIII | 1.Выдвижение социально- значимых средних и дальних перспектив. 2.Развитие самоуправления | Скрытые косвенные педагогические требования. Сформированное общественное мнение. Большинство учащихся способны требовать от себя и от других. | 1Наличие действенных традиций. 2.Наличие общественного мнения 3.Разнообразная коллективная деятельность |
IIV | 1.Формирование индивидуальных личностных характеристик на основе яркой и увлекательной коллективной деятельности. 2.Создание устойчивого дружелюбного тона отношений. 3.Развитие интереса к другим коллективам. | Гармония (совпадение) педагогических, коллективных и личностных требований. | 1.Наличие устойчивых гуманистических отношений. 2.Цели коллектива приобрели побуждающее значение для каждого. 3.Поведение школьника в коллективе приобретает устойчиво положительный характер. 4.Способность к самодвижению, саморазвитию коллектива. |
ТЕМА: Воспитание культуры межнационального общения
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Мировая глобализация – противоречивый процесс, ведущий с одной стороны к сближению, объединению стран и народов в единой хозяйственной деятельности, способствующий ускорению научно-технической революции. Но с другой стороны возникает угроза стирания этнического и культурного своеобразия народов, тенденция строить жизнь по чужим стандартам. Это вызывает активное сопротивление: межнациональные конфликты, войны.
Миссия педагогики межнационального общения – подготовка молодежи в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Цель и задачи поликультурного образования (П.К.О)
Цель П.К.О –формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Задачи П.К.О
1.Овладение учащимися культурой своего народа как условие интеграции в другие культуры
2.Формирование у учащихся представлений о многообразии культур и воспитание позитивного к ним отношения
3.Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур, гуманного межнационального общения.
Основные категории поликультурного образования
1. Этнос (от греч. «народ») – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно устойчивыми особенностями языка, культуры, психики и сознанием своего единства и отличия от других народов.
2. Раса– группа людей, объединенных общностью происхождения и наследственных особенностей (цвет кожи, разрез глаз и др.) Группы людей одной расы говорят на разных языках, образуя различные народности. Крупнейшие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная.
3. Ментальность– система образов, лежащих в основе представлений человека о мире, своем месте в нем, т.е. своеобразное миропонимание, присущее этнической общности. Зачастую ментальность трактуют как «национальный характер».
4. Менталитет– совокупность установок специфического мировосприятия, формирующихся в ходе длительного исторического развития конкретного этноса. Определяет национальный характер, модель национального сознания, экономического, психического поведения. Это наиболее стабильная и устойчивая часть культуры народа, сохраняющаяся в виде общечеловеческой и национальной нормы.
5. Толерантность (от лат. «терпение») – терпимость к иным мнениям, отличиям в вере, обычаях, внешнем виде. Способствует осознанию многомерности мира, социальной среды.
6. Национальные (этнические) стереотипы – обобщенное, устойчивое мнение о личностных качествах определенной этнической группы.
Гражданское воспитание – имеет целью формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм) и сформированную культуру межнационального общения.
Интернационализм – высокий уровень культуры межнационального общения, признание равенства всех народов, нацеленность на сотрудничество, справедливые отношения между людьми, независимо от их национальной принадлежности.