Тема 9. формы и средства обучения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.Форма (от лат. – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания (И.П. Подласый). Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Школьные и внешкольные, массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
2.Средства – предметная поддержка учебного процесса. Голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование, технические средства (И.П. Подласый).
3.Классно-урочная форма – организация процесса обучения, отличающаяся постоянным составом учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности, работой класса по годовым планам (планирование обучения), наличием уроков, расписания, руководящей ролью учителя, применением различных видов и форм познавательной деятельности учащихся. Возникла в 17 веке, теоретические основы разработал и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.
4.Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Типы уроков: комбинированный (смешанный); изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений (классификация Г. И. Щукиной, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и другие).
Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственного в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).
5.Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой фантазии: суды, поиск истины, парадоксы, концерты, аукционы, диалоги и др..
6.Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Классическая структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
7.Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебного, воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Этапы подготовки:1.диагностика,
2.прогнозирование,
3.проектирование.
8.Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (Чередов И. М.).
9.Вспомогательные формы обучения – дополняют и развивают классно-урочную деятельность учащихся. Кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативы, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие.
10.Организационная система обучения – совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и дополняющих друг друга.
а). Система индивидуального обучения – сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека другому,
б). Индивидуально-групповая – учитель обучал индивидуально 10–15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к следующему.
в). Белл – Ланкастерская система – система взаимного обучения, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя проводят занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с необходимостью массового обучения грамоте и была предложена независимо друг от друга английским педагогом Э. Беллом в 1791 г. и Дж. Ланкастером в 1801г. Такая система позволяет обучаться 600 и более ученикам разного возраста и уровня подготовленности в одном зале.
г). Дальтон – план – система индивидуализированного обучения. Возникла в начале 20 века; автор – Е. Паркхерст. Свобода в выборе занятий, очерёдности отдельных предметов, самостоятельная проработка учениками учебного материала в предметных лабораториях. Учащиеся получали письменные задания, и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.
д). Бригадно-лабораторная система обучения (20-е г. 20 века) – сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.
е). Лекционно-семинарская система – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности – ведущие формы обучения. Используется в практике высшего и послевузовского образования; элементы её – в общеобразовательной школе.
ж). План Трампа (60-е г. 20 века) – сочетание занятий в больших аудиториях (100–150 человек) с занятиями в группах по 10–15 человек и индивидуальной работой учащихся.
11. Фронтальное обучение – современная организационная форма обучения, при которой учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей в едином для всех темпе.
12. Групповая форма обучения – учитель управляет учебно-воспитательной деятельностью групп учащихся класса. Звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые, парные (Сластёнин В. А.).
13. Индивидуализированная форма обучения – ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей обучаемого (Сластёнин В. А.).
14. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика (энциклопедия).
15. Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшее учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. В конце 19 века идеи взаимного обучения воплотились в Белл-Ланкастерской системе (педагогическая энциклопедия).