Далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.
Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1) общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.;
2) специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах,
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам,
И которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Важнейшими общеучебными умениями и навыками являются:
I. Умения и навыки планирования учебной деятельности:осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.
II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.
III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.
IV. Умения и навыки мыслительной деятельности:осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.
V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий:
самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений:
экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
3 ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— включает:
А. перенос знаний и умений в новую ситуацию
Б. видение новой проблемы в знакомой ситуации;
В. самостоятельное комбинирование и преобразование известных средств для решения новых проблем;
Г. видение структуры объекта, способность выделять составные элементы этого объекта;
Д. видение возможных способов решения проблемы;
Е. построение принципиально нового способа решения
4 ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
( мировоззрение: идеалы, ценности, смыслы, взгляды, убеждения, отношения)
+++++++++++++++++++
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1 Государственный образовательный стандарт
– система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности,
- нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
В образовательном стандарте выделяют два компонента –
базовый, федеральный (нормативы, обеспечивающие сохранение единство образовательного пространства России),
вариативный (национально-региональный и школьный)
2 Учебный план
– нормативный документ, который определяет
- состав учебных предметов,
- порядок (последовательность) их изучения по отдельным годам обучения,
- недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета,
структуру и продолжительность учебного года.
Учебная программа
– это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому предмету.