Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов.
1 этаппервичного ознакомления с материалом —
восприятие объекта, которое связано с различением или узнаванием предмета (явления, события, факта), то есть,
выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств.
2 этап осмысления, понимания на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.
3 этап закрепления —запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.
4 этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений — этап применения усвоенного материала на практике /на уровне умений/.
5 этап преобразования, который связан
А.
включение вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта,
Б.
Перенос знаний в новые ситуации,
(использование их в качестве средства построения или выделения другого нового знания) /творческое применение знаний/.
СТРУКТУРА ПРОДУКТИВНОГО ВАРИАНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(вид: проблемное обучение
метод: исследовательский)
1 восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи,
/2 воспроизведение или восполнение необходимых для решения знаний/,
3 формулирование гипотезы, составление плана решения;
4 нахождение способа решения, его проверка;
5 (в случае неудачи — формулирование и проверка другой гипотезы, затем следующей — до тех пор, пока решение не будет найдено)
6 введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений.
7 выход на новые проблемы.
+++++++
Процесс усвоения связан с интериоризацией:
«...взрослыми должен быть организован процесс превращения внешнего, социального во внутреннее, психическое, в плане формирования содержания сознания ребенка, развития его личности. Этот процесс называется интериоризацией, «вращиванием» внешнего во внутреннее...»
ТЕМА 18 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами обучения.
И.П.Подласый выделяет общие и конкретные закономерности обучения.
*ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ/охватывают своим действием всю дидактическую систему/.
Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
Закономерность содержания: содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних мотивов и внешних стимулов.
Кроме того, выделяются
закономерность качества обучения,
закономерность метода обучения и
закономерность управления обучением.
*КОНКРЕТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИобучения /распространяются на отдельные компоненты учебного процесса/.
Дидактические /содержательно-процессуальные/ закономерности
(пример: обучение путем «делания» в 6 – 7 раз продуктивнее обучения путем слушания).
Гносеологические закономерности
(пример: результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения домашних заданий).
Психологические закономерности
(примеры: обученность прямо пропорциональна обучаемости;
количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения).
Кибернетические закономерности
(пример: качество знаний зависит от эффективности контроля).
Социологические закономерности
(пример: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении).
Организационные закономерности
(пример: результаты обучения зависят от работоспособности учителя, от уровня организации педагогического труда).
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
«Знание принципов освобождает от знания фактов»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- руководящие идеи, нормативные требованияк организации и осуществлению образовательного процесса.
В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде.