Тема 16 дидактика как теория обучения
ТЕМА 16 ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Дидактика – общая теория обучениявсем предметам.
Основоположник:
1675 Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
Ж.-Ж.Руссо
И.Г.Песталоцци
И.Ф.Гербарт
Дж.Дьюи
Частные дидактики - методики обучения отдельным предметам.
Основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить, как учить, когда учить, где учить, кого учить и зачем учить.
ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ
Познавательная – дидактика открывает и констатирует факты, связанные, систематизирует, обобщает и объясняет их и устанавливает зависимость между ними.
Практическая – дидактика представляет педагогам теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает эффективность их деятельности.
Или:
- теоретическая (диагностическая и прогностическая) и
- нормативная, инструментальная.
ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ – процесс обучения
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ
ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование,
вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности (Бабанский Ю.К.).
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина[1] означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.
ПРЕПОДАВАНИЕ – упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач /Коджаспирова/.
УЧЕНИЕ – познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
Учение - одна из основных форм деятельности организма.
Учение является основным фактором психического развития: на его основе развивается человеческая личность.
Само же развитие- сложный многоплановый процесс, а не простая сумма выученного.
ОБУЧАЕМОСТЬ
Обучаемость -
это общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков.
Обучаемость характеризует уровень психического развития человека, сформированность у него обобщенных способов действий.
Важнейшимпоказателем обучаемостиявляется токоличество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.
Обучаемость - способность к овладению новым учебным материалом (новыми знаниями, действиями, новыми формами деятельности).
"Обучаемость" — способность к усвоению знания, учебного материала,
Возможность примененять индивидуальную систему знаний,
Способность решать теоретические и практические задачи.
Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта,
по разному проявляется в разных деятельностях и в разных учебных предметах.
ОБУЧЕННОСТЬ
Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности.
Обученность — система знаний, умений и навыков, соответствующая норме — заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.
"Обученность" - объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий (совместная деятельность) учителя и учащихся, направленных на решение образовательных задач.
ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
образовательная (усвоение знаний, формирование умений и навыков);
воспитательная (формирование мировоззрения, убеждений, способов поведения и деятельности, системы идеалов, отношений, потребностей);
развивающая
(развитие сенсорных способностей, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер).
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Вариант А.
- целевой,
- содержательный,
- мотивационный,
- организационно-деятельностный,
- контрольно-регулировочный
- оценочно-результативный компоненты.
Вариант Б.
- деятельность педагога,
- деятельность ученика,
- предмет изучения (содержание)
- средства обучения
ПРЕПОДАВАНИЕ И УЧЕНИЕ
Различаются две взаимосвязанные стороны процесса обучения:
Индуктивно-аналитической и
дедуктивно-синтетической.
Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности
и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала.
Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей,
а затем на их практическую конкретизацию.
УСВОЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Усвоение — процесс приема, осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения практических и теоретических задач.
Главными критериями усвоения выступают возможность использовать знания в форме умения решать на их основе новые задачи,
возможность экстериоризации знаний, т. е. воплощения их во внешних, практических предметных действиях.
УРОВНИ УСВОЕНИЯ
А.
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
- репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
- продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Б.
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, соотносимые с соответствущими этапами их усвоения
1 уровень различения (или распознавания) предмета;
2 уровень его запоминания;
3 уровень понимания;
4 уровень применения.
+++
Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:
- достигнутым уровнем познания данной области явлений;
- целями обучения;
- индивидуальными особенностями учащихся;
- уже имеющимся у них запасом знаний;
- уровнем их умственного развития;
- адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
«Знание принципов освобождает от знания фактов»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- руководящие идеи, нормативные требованияк организации и осуществлению образовательного процесса.
В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде.
ТЕМА 19 МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
Игорь Никифоров: «Критически важна мотивация, так как на уровне подсознания блокируется любой нерациональный, с точки зрения подсознания, расход энергии. Мозг потребляет ~ 25% энергии и лишней у человека нет. Именно поэтому люди годами учат иностранный язык с нулевым результатом. Инстинкты, за которыми миллионы лет эволюции, победить нельзя, но их можно обмануть и даже заставить работать на себя, если понимать как это работает».
http://weekend.rambler.ru/read/kak-vyuchit-liuboi-iazyk-za-paru-miesiatsiev-2017-01-04/?utm_campaign=brain&utm_medium=rec&utm_source=rambler&utm_content=weekend
Мотивы неосознаваемые.
№2
ИСТОЧНИКИ МОТИВОВ
Мотивы могут создаваться разными источниками:
Мотивация может быть
Любознательность.
Проявляется в стремлении проникнуть за пределы увиденного, активном видении мира, расшифровке его тайн; в стремлении знать больше, чем обычно дается на уроке, выяснять вопросы, возникающие, например, в результате наблюдений.
/Собственно/ познавательный интерес.
Яркая избирательная направленность учебных предметов; стремление проникнуть в многообразие мира, отразить в сознании его существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Теоретический интерес.
Связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
Для этого у учеников необходимо развивать теоретическое мышление, способность к рефлексии, анализу…
++++++
В идеале в основе мотивационной сферы учения должна лежать любовь к знаниям.
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ (ПУТИ И СРЕДСТВА) ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:
А. -личность педагога,
- его профессиональная компетентность,
- его эрудиция,
- его отношение к учащимся,
· увлеченное преподавание,
·доверие к ученику,
· педагогический такт и мастерство педагога,
· гуманизация школьных отношений
Б. - отбор содержания образования /связь с жизнью, интерес, новизна учебного материала/;
- организация учебной деятельности,
- выбор наиболее эффективных методов, средств, форм обучения;
· чередование форм и методов обучения,
- хорошо оборудованный кабинет,
- эффективный контроль и оценивание достижений учащихся.
- использование нетрадиционных форм обучения, групповых форм работы, активных (эвристических, продуктивных) методов обучения,
- использование деловой игры;
- постановка проблемных задач, постановка творческих задач, создание творческих ситуаций; эвристическое обучение
- индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.
· связь знаний с судьбами людей, их открывшими,
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,
- обучение с компьютерной поддержкой,
- применение мультимедиа-систем,
- использование интерактивных компьютерных средств,
- взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- тестирование знаний, умений,
- показ достижений обучаемых,
В.- стиль взаимодействия, общения педагога и учащихся,
- благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон,
- создание ситуаций успеха и обеспечения роста достижений
- создание ситуаций самооценки, ситуаций стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам,
- создание ситуаций самостоятельности принятия решений, ситуаций выбора,
- создание ситуаций риска,
- создание ситуаций оказания помощи и взаимопомощи,
- создание ситуаций критики и т.д.
- соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
+++++++++++++++
Мотивы, которые отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе:
- отсутствие желания учиться,
- неумение учиться,
- неумение организовывать свой учебный труд,
- отставание в учебе,
- недостаточные знания, умения и навыки,
- недисциплинированность,
- отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.
++++++++++++++++++++++++++
ИНТЕРЕС
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.
1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.
3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.
ТЕМА 21
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание граждан
3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах
Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества".
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
а. педагогически адаптированный социальный опыт человечества,тождественный по структуре человеческой культуре.
б.система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.
Важно:
Содержание образования строится на строго научной основе;
Содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения.
ТЕОРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1) Дидактический материализм (теория «материального образования»; «дидактический энциклопедизм»
Основная цель – передача как можно большего объема знаний из различных областей науки.
Дидактический формализм
цель — развивать ум и способности, научить учащихся мыслить.
Дидактический прагматизм
цель — овладеть полезными знаниями, умениями и навыками, обладание которыми позволит человеку победить в конкурентной борьбе.
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1 ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— в виде ЗНАНИЙ: факты, идеи, понятия, термины, теории, концепции, закономерности
Знания составляют ядро содержания обучения.
На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия;
знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно может определяться
ñ как часть сознания,
ñ как нечто общее в отражении предметного разнообразия,
ñ как способ упорядочения действительности,
ñ как некоторый продукт и результат познания,
ñ как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАНИЙ
№1
ñ донаучные;
ñ житейские;
ñ художественные (как специфический способ эстетического освоения действительности);
ñ научные (эмпирические и теоретические).
№2
По локализации отражениявыделяют:
индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;
общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
№3
ПО ФОРМЕ ОТРАЖЕНИЯвыделяют:
- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;
- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
№4
Классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы:
гуманитарные науки
точные математические науки,
философия,
живая и неживая природа,
общество,
техника,
искусство.
№5
По психологическому уровню выделяют:
знание - узнавание,
знание - воспроизведение,
знание - понимание,
знание — применение.
№6
В зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность.
Например,
“знания-знакомства” позволяют ориентироваться в обстановке лишь в самых общих чертах;
“знания-репродукции” дают возможность человеку применить полученные сведения в простой стандартной обстановке;
“знания-умения” способствуют уверенному применению усвоенных сведений в любой обстановке;
“знания-трансформации” обеспечивают, с одной стороны, творческой применение усвоенной информации, а с другой – создание (приобретение) новых знаний на основе собственного опыта практической деятельности.
№7
По степени обобщенности:
факты — явления,
понятия — термины,
связи — закономерности,
гипотезы — теории,
методологические знания,
оценочные знания.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1 Государственный образовательный стандарт
– система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности,
- нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
В образовательном стандарте выделяют два компонента –
базовый, федеральный (нормативы, обеспечивающие сохранение единство образовательного пространства России),
вариативный (национально-региональный и школьный)
2 Учебный план
– нормативный документ, который определяет
- состав учебных предметов,
- порядок (последовательность) их изучения по отдельным годам обучения,
- недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета,
структуру и продолжительность учебного года.
Учебная программа
– это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому предмету.
Учебник
- учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины...
В.В. Давыдов:
— учебно-воспитательный процесс... осуществляется на основе усвоения... содержания системы учебных предметов;
— каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
— стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
— программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения..., проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;
— содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
В настоящее время актуальна модернизация образования на компетентностной основе: в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения ими ключевыми компетентностями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕкомпетентности:
*Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной ситуации полученные знания и опыт; умение, способность человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
«Компетентность» - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
В зарубежной литературе компетентность означает «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности».
*В современной педагогической литературе используются два близких по смыслу термина:
компетенция —
круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
знания, опыт в той или иной области;
внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений);
компетентность — обладание компетенцией (в первом значении); обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; актуальное, деятельностное проявление личностью компетенций.
П.В.Симонов: «Компетентность — это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная возможность решать задачи со знанием дела».
В.В.Сериков: Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть».
Компетентность – это «непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избыточного чувства неполноценности»
Компетентность составляет основу социализации личности.
Истоки компетентностного подхода (ориентация на освоение обобщенных способов деятельности) — в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, В.В.Давыдова.
Педагогические технологии, ориентированные на компетентность: задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.
Компетентностный подходк определению содержания образованияоснован на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать практические задачи.
++++++++++++++++++++++++
Пять главных, ключевых компетентностей, определенные Советом Европы:
- политическая и социальная компетентность,
- способность жить в многокультурной обществе,
- коммуникативная культура,
- владение информационными технологиями,
- способность учиться всю жизнь.
++++++++++++++++++++++++
Сущность компетентностного подхода (по определеню ЮНЕСКО) состоит в том, чтобы научить:
- получать знания (учить учиться),
- работать и зарабатывать (учение для труда),
- жить (учение для бытия),
- жить вместе (учение для совместной жизни). Как эти компетентности реализуются в повседневной жизни?
++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Структура ключевых компетентностей в документах по модернизации российского образования представлена в следующих формулировках:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (вкл. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,
- ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
++++++++++++++++++
ВНЕПРЕДМЕТНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Для обсуждения
«...А Вы знаете, где в Москве расположена улица Юшуньская? Вот, я тоже не знаю. И не хочу знать без особой необходимости. Это к вопросу: «Где находятся Ярославль и Хабаровск» во время собеседования при поступлении на факультет журналистики одного из вузов.
Тот парень абсолютно прав - гораздо важнее справочных данных способность к анализу, синтезу, дедукции, индукции, скорость мышления и пр.
Еще в советское время был известен "парадокс": Он - отличник и в тоже время очень ограниченный тип.
Нет, определенное количество базовых знаний нужно, т.как чтобы что-то искать, надо уметь и знать что искать».
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Активные методы обучения ориентированы на самостоятельное добывание знаний учащимися, активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
Классификация активных методов обучения (Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко).
Неимитационные методы:
проблемная лекция,
эвристическая беседа,
учебная дискуссия,
поисковая лабораторная работа,
исследовательский метод,
самостоятельная работа с обучающей программой,
самостоятельная работа с книгой.
Имитационные методы:
анализ конкретных производственных ситуаций,
решение ситуационных производственных задач,
упражнения,
выполнение индивидуальных заданий,
разыгрывание ролей (имитация деловой игры),
деловая игра.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Задания организационно-деятельностного типа.
Составьте план работы.
Напишите рецензию…
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы./ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
Дидактические средства — источники получения знаний, формирования умений.
В узком смысле — учебные и наглядные пособия, технические средства...
В широком смысле — все, что способствует достижению целей образования (совокупность методов, форм, содержания, а также специальные средства обучения)
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ /А.В.Хуторской/.
ПО ОБЩИМ СВОЙСТВАМ.
По составу объектов.
Материальные – помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты.
Идеальные – знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения.
По отношению к источникам появления -
искусственные и
естественные.
По характеру воздействий –
аудиальные (звукозапись),
визуальные (демонстрационные приборы, таблицы),
аудиовизуальные.
По носителю информации –
бумажные,
магнитооптические (слайды),
электронные.
По способу изготовления –
промышленные и
автономные (сделанные руками учеников или преподавателей).
ПО ГРУППАМ.
1. Натуральные объекты: образцы и коллекции, технические средства.
2. Изображения и отображения: модели, иллюстрации, фильмы, видеозаписи.
3. Описания предметов и явлений: посредством знаковых систем (слово, символы, знаки) – в виде таблиц, схем, графиков, учебно-методической литературы.
4. Технические средства обучения.
ЕЩЕ ОДНА КЛАССИФИКАЦИЯ
Слово.
Живое слово
Аудиозапись
печатное слово
Образ
Иллюстрации
Макеты
Видеопродукция
Натуральные объекты
Орудия и приспособления
Здания
Мебель
Оборудование
Компьютерная техника
Аудиовидеотехника
Материалы
Инструменты
Лабораторное оборудование
ТЕМА 23 ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения -
ТЕМА 25 ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
Подготовка к уроку, планирование урока
Работа с
*государственным образовательным стандартом,
*(типовым) учебным планом,
*(типовыми) учебными программами,
*учебными пособиями,
*научной и методической литературой,
*учебно-методическим комплектом.
*составление плана
План-конспект учебного занятия содержит
- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
- учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
- ведущие виды деятельности участников занятия;
- структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
- содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
- мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
- формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
- диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
- приемы управления вниманием, активизация детей;
- типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
- образцы корректирующих упражнении;
- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
- диагностика результатов занятия, подведение итогов.
ИЛИ, ИНАЧЕ:
В плане-конспекте урока отражаются: -
*дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
*название темы урока и класса, в котором он проводится;
*цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
*структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
*содержание учебного материала;
*методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;
*учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
*задание на дом.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
(Схема экспертной оценки и анализа результативности занятия)
Общие сведения.
Учитель... Класс (группа)... Количество учащихся в группе... Состав учащихся на момент проведения занятия... Время проведения... Тема занятия... Тип занятия...
Цели занятия: Познавательная... Развивающая... Воспитывающая...
Пункты 2 — 5 целесообразно отразить в таблицах, исходя из уровней: оптимальный, достаточный, критический, недостаточный.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Важно: Помимо индивидуализации можно говорить также об индивидуальном подходе –
принципе педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с учениками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
/- ТО ЕСТЬ, РЕЧЬ ИДЕТ ОБ учете индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения/.
Индивидуальные стили учебной деятельности детей, которые нужно учитывать при подготовке и проведении учебных занятий.
Абстрактный — мыслит на уровне концепций
конкретный - прагматичен
аналитический — разбивает целое на части
синтетический — интегрирует, строит целое из частей
аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух
визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации
кинестетический — учится на собственном деятельностном опыте
зависимый — неспособный отделить необходимую информацию от «фоновой»
независимый — легко отделяет существенную информацию от второстепенной
импульсивный — учится методом проб и ошибок, отличается быстрой реакцией
механический — склонен использовать при обучении развитую механическую память
устный бинар