Формирование общения детей с недостатками зрительного восприятия
Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами.
Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, поскольку оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слабовидения у детей на ранних этапах развития. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, пантомимике, жестах очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. Дети с нарушением зрения не имеют четких представлений о том, как могут выражаться эмоциональные проявления, имеют лишь одно словесное обозначение, описывающую ту или иную эмоциональную модальность, носят узко ситуативный характер.
Задачами обучения неречевым средствам общения
Развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;
развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
формирование алгоритма восприятия лица и тела;
обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро-и макропространстве;
обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных мимики, жеста, интонации;
обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности
обучение адекватному восприятию выразительных поз животных (в соответствии с программой дошкольного воспитания);
обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;
формирование приемов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
обучение умению словесно описывать эмоциональные состояли и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т.
формирование потребности в сопереживании;
формирование интереса к общению;
закладывание основы самоконтроля и произвольной психорегуляции.
Формы работы
Индивидуальные и подгрупповые занятия тифлопедагога, в которых формируются знания, умения и навыки адекватно воспринимать и правильно воспроизводить неречевые проявления.
Групповые занятия воспитателя, который под руководством и при участии тифлопедагога в процессе организации игровой, трудовой и свободной деятельности закрепляет и совершенствует сформированные дефектологом неречевые средства общения.
Следуя тезису о взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, логопед, психолог, музыкальный работник, тренер ЛФК и др. специалисты планируют свою работу с учетом рекомендаций дефектолога.
Проведение тифлопедагогом лекций, бесед, индивидуальных консультаций для родителей
В процессе работы всего педагогического коллектива важно предусмотреть реализацию следующих задач: восприятие интереса к окружающим людям, взаимоуважение и взаимодоверие; создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои способности, развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих по внешним проявлениям.
Основные методы обучения
Наблюдение включает использование всех сохранных анализаторов.
2. Рассматривание адаптированных рисунков, иллюстраций с детьми, имеющими остаточное зрение.
3. Свободное тематическое рисование со слабовидящими детьми.
4. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
5. Этюды, театрализованная деятельность.
6. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
7. Импровизации.
Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, спортивные.
9. Логоритмика, ритмопластика.
10. Использование пальчиковой гимнастики.
11. Чтение художественных произведений.
12. Сочинение историй.
13. Беседы, рассказы педагога и детей с использованием неречевых средств общения.
14. Использование настольных дидактических игр соответствующей тематики.
15. Использование игр на развитие вокальной мимики и слухового внимания.
Конечной целью обучения слабовидящих детей является овладение ими умением адекватно и самостоятельно воспринимать и правильно и самостоятельно воспроизводить неречевые проявления, т. е. сформированность полноценных средств неречевого общения, не отличающихся от таковых у зрячих, нормально видящих.
Незрячим же детям очень важно прежде всего научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью: а) в своих действиях и поведении не выделяться среди зрячих; б) передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.
Формирование культуры общения с использованием тактильных изданий
Развитие смысловой, содержательной стороны речи в процессе формирования у детей связи между воспринимаемыми объектами и явлениями с обозначающими их словами.
Формирование у детей навыков речевого общения; эмоционального отношения к персонажам и сюжету сказки;
Обучение, описанию предметов, называя их характерные признаки, используя тактильные ощущения.
Развитие фонематического восприятия, дифференцировка и локализация звуков в пространстве
Обучение составлению рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;
тренировка амблиопичного глаза при рассматривании мелких деталей сюжетных картин
Развитие и тренировка зрительного внимания при обучении рассматриванию сюжетных картин, нахождении на них заданных объектов; при обучении детей сравнению предметов, изображений, называя их характерные признаки;
Развитие и тренировка зрительной памяти при обучении узнавать предметы и их изображения, нахождение заданных предметы среди других;
Развитие навыков соотнесения сенсорных эталонов с реальными объектами;
Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики при формировании тактильного различения свойств предметов.