Задачи и основные критерии дидактики. Сущность процесса обучения, его функции.
Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).
Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.
К основным категориям дидактики относятся:
1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;
2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;
3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;
4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;
5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;
6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;
7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
8) учебный предмет – область научных знаний;
9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;
10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;
11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
12) метод обучения – способ достижения цели;
13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);
14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Предмет, задачи и противоречия дидактики:
Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.
Дидактика бывает:
Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания
Основные задачи дидактики:
1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;
2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;
5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;
Дидактика выполняет следующие функции:
1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;
2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;
3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.
Движущими силами обучения являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения:
а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;
б) противоречие между преподаванием и учением;
в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;
противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.
Процесс обучения - процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого осуществляется целенаправленное управление деятельностью учащихся, совершается развитие личности как активно действующего субъекта.
Учебный процесс – явление историческое, его развитие проходило по нескольким линиям:
· Менялись теоретические основы, на которых строился учебный процесс
· Менялась деятельность ученика в учебном процессе
· Менялась деятельность учителя
· Менялось взаимодействие учителя, ученика
· Менялось отношение к содержанию обучения
· Менялась цель обучения
В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения:
а) традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я. А. Коменский, Гербарт, Дистерверг и И. Г. Пестолоци);
б) прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);
в) современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).
Дидактическая теория постоянно развивается На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи:
- обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;
- определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных сложным и второстепенным материалом;
- исследовать функции и структуру методов и форм обучения;
- обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;
- обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;
- разработать новые технологии обучения.