Особенности состояний личности.
1. Особенности типа: “вдох - выдох”: затрудненный вдох - затрудненный выдох: аденоидный ребенок и астматический ребенок.
2. Отношение между “внутреннее - внешнее”: гидроцефалия - микроцефалия.
В зависимости от того, какие отношения в целостности человека (физические или душевные) усилены или ослаблены, мы имеем те или другие особенности в развитии ребенка. Наиболее распространены три пары полярных нарушений, которые можно охарактеризовать таким образом: вдох-выдох, верх-низ, лево-право.
Нарушения типа “Вдох-выдох”:
Вдох. Дети, слишком соединенные с окружающим миром, как будто они изливаются в этот мир (дети с аденоидными разрастаниями). Внимание, память и мыслительные способности нарушены. Дети живут не вполне в себе и слишком сильно предаются смутному сопереживанию мира. Открытый рот, выпученные глаза, оттопыренные уши - они как бы застряли снаружи. Состояние детей сильно зависит от душевной атмосферы окружения. Часто страдают энурезом.
Выдох. Им противостоят другие, остающиеся как бы пленными себе, и им тяжело вчленяться в окружающий мир (астматические дети). Часто дети, как бы оцепеневшие в легком испуге, и множество заик. Дети с трудом справляются с собой и с окружающим миром и часто проявляют трудновоспитуемость и склонность к антисоциальному поведению.
Эти полярные отношения доведены до крайности у эпилиптических и истерических детей.
Эпилептические дети - нарушение процессов инкарнации: его духовно-душевное существо запруживается в определенных органах его тела, вместо того чтобы полностью пронизать мировое окружение. Припадки - судорожные попытки самоисцеления (освобождение застоявшегося зноя земной атмосферы грозой). Если купировать припадки в самом начале антиэпилиптическим лечением, проявления личности могут измениться роковым образом, приобретая агрессивные, злобные черты. Отсутствие припадков не могут рассматриваться как излечение. Цель лечения в том, чтобы сделать излишним припадок как попытку самоисцеления и восстановить здоровое включение человека в мировое окружение.
Истерические дети - противоположность эпилептическому типу.
“Душевная ранимость” - ключевое понятие для этих детей.
Проследим два шага инкарнации:
1 шаг - в растущую телесность нисходит его духовно-душевное существо, все больше охватывая, пронизывая и формируя эту телесность;
2 шаг - связывание индивидуального существа с физико-эфирными силами окружающего мира.
У эпилептических детей второй шаг совершается не полностью. У эпилептического ребенка - грубоватое, атлетическое сложение. В его существе - ощущение плена, в котором находится его духовно-душевное. Возможно, у него таится от дневного света нечто такое, что должно проявиться. Сродство эпилептических явлений и процесса рождения явное.
У истерических детей - на втором шаге заходят слишком далеко. Слишком интенсивно погружаются своим существом в силы окружения и, в известной мере, теряют себя в этом (как если бы кожа недостаточно отделяла их от окружения…).
С одной стороны, они могут сопереживать тончайшим душевным движениям других людей, с другой стороны - такое знание дает им повод к жестокой тирании других, используя из слабые стороны.
Припадки “крика и плача” - это выход из себя, потеря себя в окружающем мире. Энурез.
У истерического ребенка - слабая телесность и отсюда склонность к “излиянию” духовно-душевного. При этом обнаруживается многое из того, что должно было бы остаться скрытым в его внутреннем. Сродство истерических явлений и процесса смерти.
У взрослых истериков происходит дальнейший переход границы: граница между сознанием и подсознанием снимается, оба перемешиваются нездоровым образом. Под страхом смерти многие люди становятся истероидными. “Неправомочный переход границы” характеризует истерию.
Для этих детей в ход школьных уроков вводится изменение темпа. То быстрее, то медленнее.
Дети с затрудненным вдохом
Или затрудненным выдохом
От затрудненного вдоха страдают дети, у которых дыхательные пути преграждены разрастаниями (аденоиды, полипы). Дети дышат через нос, нижняя челюсть отвисает. Это ведет к деформации лицевой части черепа. Речь носовая, скомканная, неясная. Внимание, память и мыслительные процессы нарушены. Дети живут не вполне в себе и слишком сильно предаются смутному сопереживанию мира. Общая вялость. Состояние таких детей сильно зависит от душевной атмосферы окружения. (Часто, если не всегда, дети с затрудненным вдохом страдают энурезом.)
Дети с затрудненным выдохом - полярный противообраз - это, прежде всего, астматические дети. Астматик подвергается опасности удушья потому, что в легких слишком много воздуха. В противоположность вялости при затрудненном вдохе, у астматического ребенка при приступе все напряжено: мышцы шеи, лица, живота. При затрудненном вдохе дети как бы пребывают в плену у самих себя и не могут приспособиться к удовлетворительному сопереживанию внешнего мира.
Это проявляется и в душевном отношении: чувство страха, который изживается в состояниях волнения и вспышках ярости. Дети часто проявляют качества трудновоспитуемости и асоциальности. К счастью, затруднение выдоха в детском возрасте только намечается (легкий испуг и множество заик), и его можно излечить через создание душевной обстановки.
Крайние проявления в случае затрудненного вдоха или затрудненного выдоха и встречаются у эпилиптоидных или истеричных детей.
Нарушения чтения и письма
(легастения)
Нарушение выступает на фоне нормальной или даже хорошей одаренности.
Отношение формы букв к звуку, последовательности звуков к слову, связь написанного или напечатанного слова к понятию - все это представляет для таких детей большие трудности. Нарушение пространственной ориентации.
Нарушение соотношения правого и левого.
Где этот процесс выступает правомерным образом? - В прорезывании зубов!, выходе их из челюсти.
Смена зубов, вступление в школу и обучение письму и чтению стоят в одной временной взаимосвязи. Как перед сменой зубов связывается клетка с клеткой для образования зуба, так и в жизни представлений, связывается мысль с мыслью для соподчиненного понятийного группирования, которое затем может удержаться в памяти.
Поняв, что речь идет о проблеме развитии, охватывающей всего ребенка, можно найти исходные позиции для помощи. Отлично помогают занятия, направленные на раскрытие творческих сил ребенка. Поэтому благотворна всякая художественная деятельность. Ребенка нужно ободрить. Ему необходимо доставлять такие переживания, в которых он мог бы самоутвердиться. Образное преподавание - образное душевное переживание буквенных форм, а затем слов.
Еще одно важное наблюдение: обучать письму надо перед обучением чтению. Основанием является при обучении письму - действующая воля - все идет через движение. И лишь позже можно переходить к более мыслительному элементу чтения.
Развитию детских способностей восприятия из образности способствуют упражнения на симметрию. Этим поднимается процесс бессознательного переворачивания и перестановки букв в сознание и воспитывает в ребенке правильное ощущение формы.
Также необходимы речевые упражнения, формирующие речь.
Утренний и вечерний ребенок
В зависимости от того, преобладает нервно-чувственная система или система обмена веществ и конечностей, мы можем диагностировать детей как “малоголовых” (верх) или “большеголовых” (низ).
Варианты здорового ребенка, но могут, предоставленные сами себе, привести к болезненным состояниям.
Большеголовые дети | и малоголовые дети |
преобладание обмена веществ - | преобладание влияния нервно-чувственной системы |
(склонность к синтезу) | (склонность к анализу) |
налицо общая тенденция к округлым формам - | тенденция к утонченности |
живая фантазия и худ. способности | интерес к техническим процессам |
образные и обобщенные представления | хорошо подмечает частности |
сангвин. и флегмат. тип | холерич. и меланхолич. тип |
сохран. тенденц. раннего детства - | предвосхищ. нечто от взрослого |
склонен к лихорадкам и кожн. сыпям - | тики и “невротич. явления” |
!!! | !!! |
прохладное обмывание головы | теплый компресс на живот |
утром | вечером |
голова, холод, утро- | живот, тепло, вечер |
Результаты исследований ритм. процессов: (на этом основаны эти гидротерапевтические мероприятия.)
утром с 3-х часов начинается фаза распада, опорожнения, секреции (желчь, моча и т.д.) - интенсивное усиление с 6 до 9 часов утра и прекращается к 15 часам дня
далее следует фаза построения, притока веществ, ресорбции, кровоснабжения, которая усиливается вечером с 18 до 21 часа и прекращается к 3 часам ночи. Затем снова фаза распада
Способность к обучению
Процессы душевного и духовного обучения стимулируют процессы обучения телесного. Биологически легче сохранить стабильность, если в жизни и в работе удается духовное отождествление с самим собой и с собственной судьбой. С другой стороны, болезни могут дать человеку и его окружению возможность сделать новые шаги в своем развитии, т. к. представляют собой задачу, которую необходимо решить, т. е. научиться. Способность и расположенность к обучению, таким образом, упражняются и являются не только как основа душевно-духовного здоровья, но и как важные предпосылки стабилизации иммунной системы и основа физического здоровья. Нужно научиться получать радость от обучения и быть готовым открывать все новые грани в хорошо знакомых вещах, а также перерабатывать отрицательный опыт себе во благо. Все это можно упражнять с самого раннего возраста в детском саду, дома и в школе, если взрослые своим поведением дают для этого пример.
Взрослый может добиться этого, если имеет известные жизненные принципы и несет в себе потенциал развития. Если такого не происходит и человек теряет радость обучения, он не может долго оставаться здоров. Ему необходимо что-то, с чем он может себя отождествить, ради чего он живет, чего ищет, ради чего готов даже страдать. Но обучение и умение отождествить себя подобным образом суть главные свойства характера “Я”: ничто так не усиливает деятельность “Я” в человеке, а значит организацию его “Я”, как интерес и внимание к окружающему миру и чутье к самому существенному. Рост общего числа заболеваний, в т.ч. аллергических, показывает, что мы должны заблаговременно разработать и ввести в практику новый стиль жизни, поведением и воспитанием создать новую культуру и отвечающее идее жизни понимание природы и человека. В основном это действие на перспективу, для будущих поколений.
Проблемы зависимости
Дети, зависимые от алкоголя и наркотиков, зачастую впечатлительнее остальных. Причины зависимости могут быть разные. Чаще всего это факторы социального характера: подросток не хочет терять друга или выпасть из своей группы. Это и личные мотивы: бегство из недоброго мира, бегство из неуютного, полного родительских ссор отчего дома, бегство от школьных забот и неудач и от страха не справиться со школьными проблемами. Или тоска по настоящей любви - по безграничному единению с миром, а также стремление к самопознанию.
Какие же факторы создают предрасположенность к зависимости? Всегда действуют два компонента: слабоволие личности ребенка и нехватка воспитательных мероприятий, способствующих укреплению воли. Трудности будничной жизни таким детям не по плечу. Они либо избегают проблем, либо пытаются разрешить и насильственным способом - им трудно бороться с проблемами изо дня в день, добиваясь реального решения. Соответственно лечение может принести успех при большом индивидуальном усилии самого больного или при перемещении его в иное окружение. Важнейшие аспекты профилактики:
1) Любовный интерес ко всякому шагу в развитии ребенка.
2) Разумный средний путь воспитания - между строгостью и уступчивостью. Четкое проведение границ, в которых ребенок может чувствовать себя надежно и уверенно.
3) Культивирование хороших привычек в распорядке дня, вплоть до регулярного питания. Ограничение потребления сладостей. Ведь сахар может стать первым “наркотиком”: быстрое обеспечение энергией, повышенное ощущение силы и самоуверенности без существенной пищеварительной работы.
4) Стимулирование собственной фантазии ребенка посредством рассказывания сказок и чтения вслух хороших рассказов, легенд и биографий или былей вместо пассивного потребления готовых картинок из комиксов и телевизионных зрелищ. Ведь и здесь справедлив тезис: то, что дается без усилия, располагает к зависимости. Душа получает импульсы и образы, не совершая работы. Активный отбор и обработка воспринятого почти не имеет места.
5) Самим играть на музыкальных инструментах вместо того, чтоб заворожено слушать радио или магнитофон.
6) В соответствии с возрастом достаточное физическое движение как основа всякого воспитания воли, например игры на свежем воздухе, спорт, туризм.
7) Регулярная активная тренировка воли. Воля воспитывается только посредством настоящей деятельности, т. е. посредством регулярной помощи домашним или выполнения небольших заданий и обязанностей.
8) Сознательный подход к алкоголю. Дети должны знать, что умеренное употребление алкоголя в мире взрослых время от времени допускается. Но, увидев родителей или других членов семьи в крайних стадиях алкогольного опьянения, они не поймут, почему алкоголь как гипнотический наркотик при всех его вредных для здоровья влияниях разрешен, а остальные наркотики строжайше запрещены. В этом непоследовательность нашего общества, выражающая общую лабильность и слабоволие и опять-таки связанная с проблемой наркомании. В период роста потребление алкоголя должно быть полностью исключено, потому что развитие человеческой воли опирается на силу и энергию здоровых метаболических органов. Самое малое повреждение печени ведет к ослаблению развития воли, ибо печень - главный орган обмена веществ.
9) В общении с подрастающим поколением необходимо учитывать три принципа: честность, интерес и уверенность, что оно чего-то достигнет.
Перечисленные аспекты показывают, как много в наших культурных привычках располагает к наркомании. Тот, кто желает эффективно осуществлять профилактику, должен отказаться от иных приятных привычек и отмежеваться в некотором смысле от социального окружения.
Беспокойный ребенок
(гипервозбудимость)
Источником почти всех случаев гипервозбудимости является энцефалит. Он может быть следствием таких детских заболеваний, как корь, ветрянка, свинка, краснуха, коклюш, либо может возникнуть в результате вирусной инфекции. Энцефалит вызывает совершенно различные последствия в зависимости от возраста, в котором человек перенес заболевание.
В грудном возрасте - синдром двигательной расторможенности, гипервозбудимости. Мы видим неспокойного, чрезвычайно активного ребенка, которого невозможно контролировать.
В школьном возрасте - нарушения преимущественно нравственного характера.
Во взрослом состоянии - замедляющаяся, спотыкающаяся походка, общая вялость, отсутствие побуждения к движению.
На гипервозбудимых детей школьного возраста часто жалуются из-за их особенно злостного и негативного поведения; эти дети настолько ловко и умело все разрушают, что в их действиях видится преднамеренность. Они всегда делают то, что больше всего вредит другим людям, разрушают незаменимые вещи или разбивают то, что имеет определенную ценность для конкретного человека, либо материальную ценность вообще. Ложь, обман и притворство, характерные для этих детей, представляются как особенно преднамеренные и сознательные. Интеллектуальные способности при этом не особенно страдают, но постепенно развиваются соответствующие нарушения. Кажется, что интеллектуальные способности у некоторых детей сравнительно нормальны, в то время как их нравственное развитие не вышло за рамки инфантильности. Поэтому их антисоциальное поведение нельзя интерпретировать как преднамеренное и рассчитанное; для этого у детей нет необходимых интеллектуальных способностей.
Уровень недостаточности интеллекта может не совпадать с уровнем чрезмерной активности и нарушений нравственного характера. Кажется, что у некоторых детей интеллектуальные способности сравнительно нормальны, в то время как их нравственное развитие не вышло из фазы инфантильности. Эти ребята, став подростками, все еще находятся под воздействием импульсов, порывов и желаний, свойственных лишь детям раннего возраста. У иных развитие интеллекта нарушено столь тяжело, что они не могут говорить. Между этими крайними формами отмечаются и все промежуточные.
Хотя поведение таких детей может быть агрессивным и трудно переносимым окружающими, некоторым из них все же удается установить прямой и сердечный контакт со взрослыми и другими детьми. Но у других вследствие недостаточной контактности может развиться аутический тип поведения.
Разобрав причины возникновения, медицинские и психологические аспекты гипервозбудимости, можно сделать вывод, что их поведение похоже на поведение нормально развивающегося ребенка с 2-х до 5-и лет. Именно в этом возрасте дети проходят ту фазу развития, когда импульсы в большинстве своем очень интенсивны, действия необыкновенно преувеличены и выполняются с затратой большого количества энергии и всяческой чрезмерностью, а внутренней энергии и рефлексии еще недостаточно.В этот период социальная мотивация детей еще не развилась до такой степени, как это будет позже, когда они пойдут в школу.
В возрасте от 2-х до 5-и лет ребенок проходит через разнородное смешение раздражений и впечатлений, буквально низвергающихся на него. Ребенок только учится создавать целостную картину мира. Он приходит к свойственному только ему одному переживанию своего “Я”, в то время, когда его представления и понятия еще не достаточно сформировались для того, чтобы справиться с “реальным миром”.
Некоторые формы поведения беспокойных детей похожи на стадии алкогольного опьянения, когда чувство собственного достоинства гипертрофированно выступает на первый план. Если взглянуть на гипервозбудимого ребенка с такой точки зрения, то мир его опыта предстанет в новом свете: больной ребенок будет восприниматься уже не таким злым и коварным; вы поймете, что недостаток контроля и сдержанности вызывается у него скорее крайней симпатией и самоуверенностью, чем чувством злобы и антипатией к вам.
В душе любого человека действуют две силы: симпатия и антипатия. Симпатия побуждает нас к открытости, доброжелательности и активности, но она же вызывает и агрессию. Симпатия в равной степени заключает в себе ненависть и любовь. Антипатия.Благодаря ей мы что-то отвергаем, каких-то вещей остерегаемся; оно делает нас замкнутыми, побуждает отказаться от чего-либо; она скорее отстраняет нас от наших ощущений. Она дает нам возможность различать, познавать вещи и, в конце концов, формировать определенные суждения. Лечебно-педагогический подход в общении с беспокойным ребенком:
1) Следует укреплять в ребенке силы симпатии и агрессии, которые ранее в нем проявлялись редко и были неуравновешенными. До тех пор, пока эти силы воспринимаются как негативные, дальше продвигаться нельзя. Постоянные отказы и запреты расстраивают не только самого ребенка; те, кто с ним общается, тоже раздражаются и приходят в отчаяние. Постепенно вы поймете, что единственным аргументом при общении с такими людьми может быть только любовь. Разумные причины, правдивые аргументы или эстетические ценности недоступны для беспокойного ребенка.
2) Искать все возможности, чтобы использовать его двигательную энергию и физическую силу на помощь людям. Именно так ребенок сможет выразить переполняющую его участливость и симпатию.
Если беспокойный ребенок будет использовать свою энергию для защиты и охраны других, за ним следует признать право защищать и охранять свой собственный мир и свое достояние там, где это необходимо. От ребенка нельзя ждать резкого перехода от одной крайности к другой, если вы хотите добиться равновесия. Что бы вы ни делали, во всем должен появляться ваш профессионализм, и ваши поступки должны быть понятны ребенку.
3) Укреплять его еще слишком незначительные силы для восприятия дистанции и сдержанности, истоки которых лежат в сфере антипатии. Поэтому ни в коем случае нельзя подвергать ребенка воздействию очень многих и быстро сменяющих друг друга раздражителей - активность такого рода ему опасна. Ему необходимо спокойное окружение, защищенное от чрезмерных внешних раздражителей. В идеальном случае он должен сталкиваться лишь с симпатиями и стимулами, которые обладают четко обозначенным смыслом и критериями и строго охраняют окружающий его мир. Это значит, что ребенок не должен бросаться от одного дела к другому, от одного переживания к другому или заниматься всем подряд. Каждый день должен отличаться от другого только несколькими хорошо продуманными событиями, в основе которых - сотрудничество с ребенком. Если терпение ребенка слишком быстро иссякает, следует ограничить время его участия в каком-либо деле.
4) Приучать к обычаям и традициям семьи. Это выражается и в приеме пищи. Чем выразительнее и определеннее поведение присутствующих за столом, тем лучше. Вначале он не может вести себя за столом соответствующим образом. Если его поведение становится непереносимым, его необходимо вывести из комнаты, но не в качестве наказания, а для того, чтобы он закончил еду вместе с матерью или каким-то другим родственником. Если вам кажется, что ребенок хочет вернуться к столу и при этом сможет вести себя лучше, необходимо разрешить ему это сделать. Это - последовательная попытка помочь ему приспособиться к формам общения, принятым в группе, в которой он живет. Он всегда, в силу своей симпатии, стремится возвратиться в группу.
5) Укрепление способностей к суждению и формированию понятий, силу развития интеллекта. Простые терапевтические упражнения:
- распознавать в зеркально отраженных формах их первоначальный вид. Малышу: идти вперед, топая ногами, считая шаги. Затем то же, но - назад (разные варианты). Обежать полукруг в одном направлении, затем - в противоположном (можно нарисовать на полу формы);
- рисование симметричных форм на доске и в тетради;
- принцип зеркальности в языковых упражнения, произнося слова и небольшие фразы сначала так, как принято, а затем - в обратном.
Ребенок с нарушениями