Влияние темперамента учителя на ребенка
Познание человека часто заключается в том, чтобы спрашивать о действующих в детстве силах развития и о том, как поступать, чтобы правильно идти навстречу этим силам. Душа учителя глубоко интимно воздействует на душу ребенка. Рассмотрим одну из важнейших характеристик человеческой природы - темперамент.
Учитель приходит в школу и вступает в общение с детьми уже обладая определенным темпераментом: холерическим, флегматическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как действует на существо ребенка тот или иной темперамент педагога?
Холерический темперамент.
Он характерен тем, что учитель, воспитатель не в состоянии обуздать его, отдается ему. Он обнаруживается в могучих, сильных проявлениях. Он побуждает педагога к таким поступкам, такому общению с ребенком, о которых учитель впоследствии жалеет. Находясь возле холерического учителя, дети иногда испытывают постоянное чувство страха или подсознательную подавленность. Последствия воздействия холерического темперамента не владеющего собой учителя выражаются в заболеваниях системы обмена веществ, и проявляется это в зрелом и пожилом возрасте!
Да, лишь рассматривая всю жизнь человека, а не одни только его детские годы, можно уяснить себе, какое центральное значение для этой жизни имеет система воспитания и преподавания, сколь существенно благополучие и несчастье в духовном, душевном и телесном отношении связаны с воспитанием и преподаванием.
Флегматичный педагог.
Запущенный флегматичный темперамент не дает проявляться внутренней подвижности ученика. Ребенок жаждет деятельности, его внутренние импульсы стремятся наружу. Исходящее от ребенка не находит вовне отклика, реакции. Это похоже на то, как будто дышишь в разреженном воздухе. Ребенок испытывает душевное удушье. Заболевания нервной сферы, неврастения и тому подобное - вот таков перечень болезней, заложенных флегматичным учителем, не облагороженным самовоспитанием.
Меланхоличный темперамент.
Такой педагог вследствие меланхолии слишком занят собой, так что духовно-душевные движения ребенка в любой момент могут быть пресечены, а жизнь ощущений заморожена, - тогда ребенок прячет свои душевные импульсы и, вместо того, чтобы дать им выход вовне, погружается сам в себя. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то это болезни дыхания и кровообращения, проявляющиеся во взрослые годы. Мы предчувствуем, что невозможно заявить, что темперамент дается от рождения, каков я есть, таким и останусь. Во-первых, темперамент не дается от рождения, но характер. Во-вторых, если бы это было бы правдой, человечество вымерло бы из-за ошибок воспитания.
Учитель - сангвиник.
Он восприимчив ко всем впечатлениям: если ученик сделал кляксу, он обернется к нему - но не вспылит, а просто посмотрит. Если ребенок что-то шепнул на ухо соседу, он тоже взглянет на него. Словом, все впечатления быстро до него доходят и не оставляют по себе глубокого следа. Как же это отражается на жизни человека, в детстве который имел такого педагога? Очень часто это причина недостатка живости и жизнерадостности! Сангвинистический темперамент учителя, не занимающегося самовоспитанием, подавляет жизненные силы, подавляет чувство радости жизни, подавляет активность воли.
Когда учитель приступает к обучению, он согласуется с тем, что научить может лишь тому, что изучил сам. Но зачастую не отдаёт себе отчета в том, что помимо подготовки к преподаванию и воспитанию, которую учитель получил, обучаясь своей специальности, ему необходимо обладать еще и особой, приобретаемой в результате самовоспитания выправкой, самообладанием по отношению к собственному темпераменту и характеру.
Как же обучать ребенка?
Дошкольника обучать, воспитывать следует только через собственный пример, когда он использует свои силы подражания.
В школьном возрасте сначала это так же силы подражания, но все более преображенные в художественные образы, в живые формы - то, что вызывает интерес.
И для возраста между пубертетом и вторым десятилетием жизни первостепенное значение имеют знания педагога.
До семи лет для ребенка важен сам человек! С семи до четырнадцати - важен художественный подход к жизни! С четырнадцати - основным являются наши знания!