II период обучения (декабрь, январь, февраль, март)
Во II периоде обучения речевые возможности детей значительно возрастают. Коррекционно-воспитательная работа логопеда направлена на интенсивное развитие первоначальных навыков монологической речи. Это подготовлено тем, что у детей значительно возрос запас пассивных речевых средств, улучшилось слуховое восприятие, появилось более осознанное и дифференцированное употребление отработанного лексико-грамматического материала с использованием ряд поставленных звуков. Изменяется и речевое поведение детей. Они становятся более активными в общении, используют накопленные речевые умения в простых коммуникативных ситуациях.
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю. При этом решаются следующие задачи:
а) закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях I периода;
б) постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков в соответствии с данными первичного обследования детей;
в) дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
г) формирование фонетического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость и др.;
д) воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
На фронтальных занятиях изучаются и уточняются произношение согласных: п, т, к, в, ф, м, н, х в твердом и мягкой варианте;
звуков л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р, л у ряда детей в специальной коррекции.
Последовательность и сроки изучения перечисленных звуков могут варьироватся в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.
Поскольку звуки п, т, к, в, ф, м, н, хне вызывают трудностей в произношении, они могут использоваться в качестве полноценной опоры для развития четкого фонематического восприятия, а также для воспитания навыка произношения усложненных слоговых структур.
Звуки, отнесенные к более трудным для произнесения (л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р, л), нуждаются в отработке артикуляции, в автоматизации в различных позициях и в уточнении восприятия на слух.
Работа по формированию фонематических представлений предполагает определенную последовательность. От четкого восприятия правильно произносимых ребенком фонем (типа: п, т, к) к различению звуков, резко отличающихся артикуляционным укладом (т от с, п, р и др.), и постепенно к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (п—б, с—з, с—ши т. п.).
На отработку каждого звука планируется примерно два занятия. Исключение составляет звук с (пять занятий). Это объясняется тем, что важно особенно тщательно обработать артикуляционный уклад и различие данного звука, так как он является хорошей базой для появления последующих звуков.
Одновременно продолжается работа по дальнейшему развитию фонематического восприятия. Следует помнить, что у детей с ОНР рецептивные умения формируются постепенно. Сначала проводятся упражнения по различению звуков по признаку глухости и звонкости, мягкости и твердости. На доступном материале расширяется количество слов для запоминания и повторения. Появляется возможность заучивания слов со сходными звуками ( зуб—суп, коза— коса), предложений и коротких текстов, что является новой ступенью сложности.
Большое внимание на этих занятиях уделяется выделению звуков на слух. Причем изучаемый звук (например, с) обязательно сравнивается со всеми звуками, в том числе и с теми, которые дети еще не могут правильно произносить. Это является одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной стороны, а с другой — ускоряет и облегчает последующий процесс, связанный с дифференциацией звуков. Поясним это на примере. Так, для различения, например, на слух звукас логопед предлагает послушать ряд звуков: с, з, с, ц, с, ш, с, щ, ц и вычленить из него изучаемый. Далее дети в ряду слов определяют слова только со звуком с. Сначала предлагаемый ряд состоит из 2—3 слов с «далекими» звуками (сумка, ракета, кубик). Затем постепенно количество слов увеличивается, а сами слова становятся более сложными по звуковому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка).
Постепенно логопед подводит детей к выполнению ряда заданий: отобрать картинки с заданным звуком ( сначала при активной помощи логопеда), затем придумать слова с этим звуком.
Отличительной чертой II периода обучения является отработка перечисленных видов на достаточно ограниченном речевом материале. Это обусловлено тем, что выдерживается методическое требование: усложнение новой слоговой структуры осуществляется только на базе четко отработанных звуков.
Логопед обращает внимание детей на отчетливое произнесение окончаний прилагательных (-аи, -ой, -ые и др.), существительных в косвенных падежах и глаголов в соответствии с материалом, изучаемым на занятиях по развитию речи.
Индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения, так же как и в I периоде обучения, носят опережающий характер.
В процессе подготовки детей к элементарным навыкам звукового анализа и синтеза логопед должен научить их выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, гласный в начале слова в позиции под ударением и начальный согласный.
Дети упражняются в воспроизведении звуковых последовательностей,, определяют порядок и количество звуков в ряду (а у— а у и).
К концу II периода обучения дети должны уметь определить гласный в прямом слоге и в односложных словах.
Ниже приводится примерный конспект фронтального фонетического занятия.
Тема: «Звук о»
Цель: Учить детей различать на слух и правильно произносить звук о.
Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: — Сядет тот, кого я назову ласково (Наталья — Наташенька, Татьяна —Танюшка, Сережа — Сереженька и т. д.).
II. Повторение пройденного материала.
Логопед: — Какие гласные звуки вы уже знаете?
— Назовите предметы, имена, которые начинаются со звуков а, у, и.
— Я скажу звуки тихо-тихо, а вы угадаете их и повторите хором:
— А—и—у, у-и-у, а—у.
Логопед только показывает артикуляцию звуков, не произнося их вслух. Дети повторяют хором звуки.
— Сколько звуков я произнесла?
— Какой звук первый, второй, третий?