Организация работы во второй половине дня

Воспитатель во II половине дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия и т. д.

После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой.

Примерный режим дня

Подъем, утренний туалет, дежурство — 7.30— 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак — 8.30— 8.55

Подготовка к занятиям — 8.55— 9.00

Логопедические и коррекционно-воспита-

тельные занятия по подгруппам и индиви­-

дуальные* — 9.00—13.00

Подготовка к прогулке, прогулка —10.00—12.30

Возвращение с прогулки —12.30—12.40

Подготовка к обеду, обед -12.40—13.10

Подготовка ко сну, дневной сон —13.10—15.00

Подъем, полдник, выполнение заданий

логопеда —15.00—16.00

Игры, труд . —16.00—16.30

Прогулка —16.30—18.00

Возвращение с прогулки, игры —18.00—18.20

Занятия воспитателя —18.20—18.40

Подготовка к ужину, ужин —18.40—19.10

Спокойные игры —19.10—20.30

Подготовка ко сну, сон —20.20— 7.30

Логопедические занятия

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического разви­тия всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными за­дачами этих занятий являются:

1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; фор­мирование практических навыков словообразования и словоизме­нения; умение употреблять простые распространенные предложе­ния и некоторые виды сложных синтаксических структур.

________________________________________________________

* По решению педсовета с учетом режима работы детского сада занятия воспитателя могут проводиться с 16.30 до 17.00, продолжительность вечернего занятия от 20 до 30 минут.

2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произ­несения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за -
внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов пред­ложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления
об увиденном, о событиях окружающей действительности, в лого­педической последовательности пересказывать содержание сюжет­ных картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой систе­мы должны включаться в непосредственное общение. Важно нау­чить детей применять отработанные речевые операции в аналогич­ных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопеду следует четко:

— определить тему и цель занятий;

— выделить предметный и глагольный словарь, словарь, призна­ков, которые дети должны усвоить в активной речи;

— отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, инди­видуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетичес­кое оформление части речевого материала);

— обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

— обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

— включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за свои­ ми действиями и действиями товарищей;

— при отборе программного материала учитывать зону бли­жайшего развития дошкольника, потенциальные возможно­сти для развития мыслительной деятельности, сложных форм
восприятия, воображения;

— предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуаль­ном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;

— включить в занятие регулярное повторение усвоенного рече­вого материала.

Логопедические фронтальные занятия по формированию произ­ношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.

Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексичес­кого материала, насыщенного изучаемыми и правильно произноси­мыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки.

В каждом занятии обязательно предусматриваются упражне­ния по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фоне­матического слуха, восприятия, овладению навыками элементарно­го анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухо-речевой памяти.

Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на фронтальные занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнасгику. Преду­сматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий, явля­ется также постепенная отработка имеющихся или пройденных ра­нее грамматических категорий с предъявлением требований их правильного фонетического оформления.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им бы до удобно рассмат­ривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятий.

Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуля­цию общения. Этому способствуют четкая и логичная система под­бора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, уме­лый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.

При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интерес­ные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;

в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками при­обретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

Большое внимание при проведении занятий следует уделить по­ведению, тону и характеру речевой деятельности самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушенная пространными объяснениями и примерами логопеда, правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка являются необходимым условием эффективности каждого занятия.

Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы, в то же время, взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обу­чения на каждом из предшествующих этапов подготавливает де­тей к прохождению нового, более сложного материала.

Наши рекомендации