Гленн Доман Как научить вашего ребенка читать.
Родительское отношение и подход.
ПЕРВЫЙ ШАГ. (Визуальное различение).
ВТОРОЙ ШАГ. (Словарь о себе.)
ТРЕТИЙ ШАГ. (Домашний словарь.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. (Словарь "Предложения - структуры").
ПЯТЫЙ ШАГ. (Структурные фразы и предложения.)
ШЕСТОЙ ШАГ. (Читаем настоящую книгу.)
СЕДЬМОЙ ШАГ. (Алфавит.)
Вступление
В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.
Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излишней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмотных нет!".
Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцеглазые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?
Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.
Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости-- чтению?
Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!
И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.
Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.
Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.
Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого ребенка - только благодаря ей и в значительной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".
Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.
Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собственный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, коммуникабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.
Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.
Р.Б.Рыбаков
Предисловие
В этом мире все взаимосвязано. И как бы не хотело наше образование остаться в стороне от всеобщего интереса общественного, политического и научного к феномену "человек" к его личности, духовным и нравственным началам, но и оно отразило в себе как в зеркале насущное требование времени.
Так, в российском образовании появилась учебная литература, по развитию личности ребенка. В европейском образовании возникли и широко распространились самые различные системы, подходы и методы усовершенствования личности ребенка.
К последним можно отнести многолетние исследования и публикации известных специалистов по детскому развитию института ускоренного развития детей, основателем и директором которого является Гленн Доман; труды коллектива института философии для детей М. Липман и - А. Газзард* (США); в Германии - школа для малышей Монтессори; работы Р.Коэна по раннему обучению чтению, книгу С.Лупан "Поверь в свое дитя"** (Франция)., К.Орфф "Методика обучения музыке", Мартено "Основные принципы обучения музыке и их применение на практике" (Англия) и другие.
Гленн Доман пишет: "Его (ребенка С.) мир начинается изнутри и постепенно разворачивается наружу на восприятие внешнего мира. Это факт, известный педагогам с давних времен".***
И с этим нельзя не согласиться. Мы можем только добавить, что педагоги "давних времен" связывали внутренний мир ребенка с сердцем, и восприятие внешнего мира с умом или интеллектом (мозг).
И так как человек един, то они полагали, что СЕРДЦЕ, как хранитель совести и духа и МОЗГ, как обитель интеллекта, должны работать всегда в согласии.
То есть процесс разворачивания восприятия на мир внешний не должен идти в отрыве от сердца. Наоборот, все запечатления и мысли ребенка от мира внешнего должны передаваться сердцу, получая от него нечто вроде одобрения или санкции, как бы свыше на право существования. Иначе говоря, те мысли, чувства и впечатления, которые, по природе своей совпадают с совестью и духом, должны ассимилироваться и постепенно накапливаться сознанием ребенка, другие не должны отбрасываться как сор. Только согласие работы сердца и мозга формирует гармоничную, здоровую личность ребенка.****
Похоже, что в отличие от педагогов "тех времен", педагогика "наших времен" предала забвению сей факт. Ведь каждый из нас, просыпаясь утром, устремляет свое внимание на внешнее, следуя психологическому закону "изнутри наружу", и на внешнем зацикливается. Человечество земли давно ведет отрывочное существование от сердца.
Книга Гленна Домана "Научи своего ребенка читать" дает родителям в руки шанс заложить прочное основание для развития уравновешенной, совестливой, здоровой и гармоничной личности ребенка, пока его душу не успели испортить в детсадике и школе.
Ведь все зависит от содержания текста первой книжки малыша, которая ложится на его сердце, затем укрепляется во второй, расширяется в третьей и постепенно утверждается первой личной библиотечкой ребенка.
Благо сейчас в распоряжении наших родителей находятся разнообразные издания сказочных шедевров мировой литература. Сказки космические, начиная от курочки рябой; сказки мудрые; сказки добрые; сказки с очень тонким поэтическим подтекстом, настоящая сказочная поэзия; сказки народов мира со всеми особенностями быта, культуры, характерами особенностей каждой станы; сказки волшебные, развивающие воображение ребенка и т.д. и т. п.
Конечно, родителям придется хорошо потрудиться, чтобы переложить текст изданных книжек на скудный словарный запас малыша для его первой книжки, затем расширить во второй и т.д.
Может быть вам даже придется по возможности самим же и проиллюстрировать этот самодельный текст. Но зато совесть родителя будет чиста.
Вы дали ребенку жизнь. И вы не только кормите и одеваете его, но вы не сняли с себя самой главной ответственности, ответственности за то, чем будет наполняться душа вашего ребенка.
Вы выполнили свой долг перед ребенком полностью, - без насилия над разнообразием его внутреннего мира, в благожелательном совместном сотрудничестве с ним, относясь с любовью и уважением к усилиям вашего малыша в овладении этим непонятным и может быть даже страшным для него внешним миром.
Вы выполнили свой святой долг родителя перед ребенком, не перекладывая его на детский сад и школу. Вы помогли малышу обогатить сознание, заложив в него прочное духовное и нравственное основание, не отрывая его от сердца, что никакой детский садик и никакая школа пока не делают.