Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с английского: улучш. изд.
Тема: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Особенности развития личности 6-7-летних детей
Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начался в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических новообразований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее проявление этих образований создает психологические условия для проявления новых линий и направлений развития.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту в психическом развитии детей происходят существенные изменения:
Ø Усложняется мотивационная сфера (мотивы приобретают опосредованный характер, возникает их соподчинение).
Ø Одним из центральных новообразований кризисного периода жизни 6-7-летних детей, как отмечает Л.И.Божович, является «внутренняя позиция школьника», которая характеризуется стремлением ребенка занять новое место в системе общественных отношений со взрослыми, осуществить социально-значимую, социально оцениваемую учебную деятельность.
Ø Другое важнейшее новообразование – произвольность психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами. Изменение в сознании характеризуется появлением так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать в уме.
Ø Одним из важнейших изменений в личности ребенка является изменения в его представлениях о себе, его Образе – Я.
Ø Развитие и усложнение этих образований создает благоприятное условие для развития рефлексии – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях.
Подготовка детей к школе
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. Результатом подготовки является готовность детей к обучению в школе. Психологи и педагоги выделяют специальную и общую готовность к обучению в школе.
Специальная готовность включает приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешное овладение содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам: математике, чтению, письму, окружающему миру. При этом важны осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделять и удерживать учебную задачу.
В содержание понятия общая готовность входят:
Ø социально-психологическая готовность
Ø нравственно-волевая готовность
Ø физическая готовность
Социально-психологическая и нравственно-волевая готовности к обучению в школе включают в себя:
1. Готовность к учению, которая предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности, ответственности. Для того, чтобы быть готовому к учению, ребенку необходимо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым и т.д.
2. Готовность к новому образу жизни которая предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм и правил поведения, умение общаться с детьми и взрослыми.
3. Мотивационную готовность, являющуюся фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Сначала появляется интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, учительнице и т.д. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений, который и формируется, по мнению Н.Ю.Чивиковой, на основе мотивационной готовности к школьному обучению.
Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, иммунитет к инфекционным заболеваниям, физиологическая зрелость организма, низкую утомляемость, высокий уровень физической и умственной работоспособности, выносливость.
Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы
Преемственность дошкольного учреждения и школы – содержательная, двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении на те требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, умения, навыки, опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.
В методическом письме Министерства образования РФ № 35-М от 25.03.94 «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» А.Асмолов выделял варианты, в которых может осуществляться взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Первый вариант. Образовательное учреждение реализует несколько образовательных программ: дошкольного образования и начального общего образования; или дошкольного образования и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, получив на это соответствующую лицензию. В своей деятельности такое образовательное учреждение руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в РФ.
Второй вариант. Начальные классы общеобразовательного учреждения размещаются в дошкольном образовательном учреждении, которое выделяет помещение, необходимые для организации обучения и отдыха обучающихся. Между образовательными учреждениями заключается соответствующий договор.
Третий вариант. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется на основе объединения их в комплексы. Руководствуясь п. 8 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», образовательные учреждения на добровольной основе могут создавать комплексы, в том числе с участием учреждений, предприятий и организаций, которые вместе с образовательными учреждениями становятся учредителями комплекса.
Четвертый вариант. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется на основе заключаемых между ними договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности, например о реализации совместной образовательной программы эстетического развития.
Далее выделяются основания преемственности, которые обеспечивают общую готовность детей к освоению программы 1 ступени, являются ориентирами образовательного процесса и в то же время исходными ориентирами начального общего образования:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих задач, как средств, позволяющих быть успешными в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей – обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности – умение общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного – начального) образования. Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7 годам.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика развития личности 6-7-летних детей.
2. Подготовка детей к школе.
3. Установление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
4. Воспитание и обучение детей в учреждениях «Детский сад – школа».
Задание для самостоятельной работы:
Составить годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
Литература:
- Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1993.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.
- Дошкольное образование в России. – Сб. норм.-прав. док. М., 1996.
- Дошкольное образование в России. – Сб. норм.-прав. док. М., 1996.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. – М., 1987.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психоллого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
- Программа «Преемственность». Сост-ль Н.А.Федосова. – М. – Псков: ПОИПКРО, 1998.
- Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе.
Тема: ВОСПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждения дополнительного образования как один из элементов системы образования
Дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования. Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования.
В Российской Федерации дополнительное образование реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов: учреждениях дополнительного образования; общеобразовательных учреждениях – ДОУ, школах; учреждениях профессионального образования; учреждениях культуры; физической культуры и спорта и т.д.
Учреждения дополнительного образования детей выделены в «Законе об образовании» как особый тип образовательного учреждения. Он имеет специфические черты, признаки, функции.
Деятельность государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования детей регламентируется Типовым положением. Для негосударственных учреждений такого типа данное положение имеет функцию примерного.
Целиучреждения дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачиучреждений дополнительного образования:
1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 3 до 18 лет;
2. адаптация их к жизни в обществе;
3. формирование общей культуры;
4. организация содержательного досуга.
Способы и формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования
Наиболее распространенными формами организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования являются кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, мастерская.
Кружок – традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.
Клуб – детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и подростков. Отличительные признаки клубов – наличие названия, определенной символики.
Студия – содержание деятельности связано с определенным видом искусства или художественного творчества. Педагогическая задача студии – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях.
Школа – имеет отличительные признаки: 1) наличие определенной концепции, представленной в проекте и образовательной программе; 2) организация образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом; 3) оформленные ступени (стадии) обучения; вручение сертификата об окончании школы.
Лаборатория – в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема. Ей присущ поисковый, творческий компонент в образовательной деятельности.
Мастерская – характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества или искусства, приоритет предметно-практических задач – ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
Педагогические программы дополнительного образования
Целью педагогических программ дополнительного образования является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг.
Проектированиеданных программ обусловлено такими принципами, как массовость, личностная ориентация, общедоступность, креативность, единство обучения, воспитания и развития.
По своей направленности педагогические программы дополнительного образования могут быть разделены на образовательные и досуговые.
Согласно Закону РФ «Об образовании», образовательная программаотражает содержание образования определенного уровня и направленности. В дополнительном образовании это образовательные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения дополнительного образования в целом, так и на уровне его организационных подсистем.
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ. Очень часто досуговые программы демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие становится важным фактором развития самосознания.
Вопросы для обсуждения:
1. Формирование отечественной системы дополнительного образования детей.
2. Место дополнительного образования детей в современной системе общего образования
3. Нормативно-правовая база учреждений дополнительного образования («Закон об образовании», Типовое положение, Устав об учреждениях дополнительного образования).
4. Цель, задачи, виды учреждений дополнительного образования.
5. Способы и формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.
6. Педагогические программы дополнительного образования.
7. Дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить выступление о реализации задач развития и воспитания дошкольников через систему дополнительного образования (на примере работы своего ДОУ).
Литература:
1. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256с.
2. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.
3. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования. – М., 1999.
4. Лужецкая И.Г. Дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования. / Дошкольная педагогика // Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2002. – № 5. С. 28-30.
5. Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. М., 1995.
Тема: ВОСПИТАНИЕ В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей.
Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:
1) наличие собственной философской базы;
2) наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализующих соответствующие философско-психологические принципы;
3) отсутствие классно-урочной системы
Педагогика Марии Монтессори
Многолетний опыт работы с детьми Марии Монтессори позволил разработать альтернативную дидактическую систему, основанную на следующих постулатах (аксиомах):
1. Чтобы воспитывать и обучать человека, его необходимо знать.
2. Чтобы знать человека, его нужно изучать.
3. Чтобы изучать, надо наблюдать.
4. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободен в самопроявлениях.
Педагогика Монтессори носит гуманный и развивающий характер.
В основе альтернативной образовательной системы М.Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится.
Основной лозунг М.Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам. Особое место в подготовленной среде занимает дидактический материал, характер которого – развивающий и исследовательский.
Отличительной особенность дидактического материала М.Монтессори является возможность самоконтроля. Она позволяет ребенку не ждать оценку педагога, а самому увидеть, насколько успешно он справился с работой. Использование материала должно осуществляться строго по принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Ценность дидактического материала заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребенка к дальнейшему усвоению материалов.
Понятие «свобода» и дисциплина занимают важное место в системе М.Монтессори. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами игры или труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен.
Основополагающими принципами дидактической системы М.Монтессори являются следующие:
1. Ребенок должен учиться в процессе собственной деятельности.
2. Ему должна быть предоставлена свобода мышления, он должен удовлетворять собственные запросы.
3. Его выбор не должен ставиться под вопрос, так как педагог должен удовлетворять запросы ребенка, а не навязывать их.
Роль и функции Монтессори-педагога
Роль педагога в системе Монтессори заключается в том, что он становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.
К основным функциям Монтессори-педагога относятся:
1. Посредническая функция. Педагог создает связь между ребенком и развивающей предмено-пространственной средой. Он показывает, как работаю с материалом. Такой показ называется презентацией материала.
2. Руководящая функция. Педагог внимательно наблюдает за ребенком и в нужный момент предоставляет ему помощь. Педагог должен уметь предложить ребенку материалы, относящиеся к его зоне ближайшего развития. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка. Он внешне пассивен, внутренне высоко активен.
3. Обучающая функция. Педагог дает урок в тот момент, когда он показывает образец работы с материалом. Его действия, как и его поведение, служат примером, которому ребенок подражает. Педагог также дает устный урок. Его пояснения должны быть краткими, ясными и точными, без лишних подробностей.
4. Организующая функция. Педагог создает подготовленную среду, которая должна содержать средства для самовоспитания и предоставлять детям возможность свободы движений, свободы выбора материала, места и длительности работы с ним, а также право заниматься какой-либо полезной деятельностью индивидуально или с партнером (партнерами). Педагог заботится также о порядке в организованной им пространственно-предметной среде.
5. Диагностическая функция. Одним из основных требований, предъявляемых к Монтессори-педагогу, является умение наблюдать за поведением ребенка и оценивать уровень его физического и психического развития, владения техникой наблюдения.
6. Защитная функция. Педагог следит, чтобы дети не мешали друг другу. Монтессори-педагог выступает в качестве «ангела-хранителя» детей, сконцентрированных на старании.
Вальдорфский детский сад
Основной задачей вальдорфской педагогики было стремление преодолеть царящие в традиционной педагогике антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для детей с различными способностями и социальным происхождением. Подход к человеку как к единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.
Педагоги и теоретики вальдорфской педагогики считают, что основная форма научения в первые семь лет жизни ребенка – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.
Цель вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Основные положения вальдорфской педагогики заключаются в том, что вся жизнь человека пронизана ритмами: ритм дыхания, суточный ритм, годовой ритм. Каждый ритм ставит перед процессом воспитания свои требования.
Следующее положение вальдорфской педагогики основано на том, что одной из особенностей детства является подражание. Р.Штейнер особо отмечал роль подражания, которое необычайно сильно в дошкольнике.
Еще один принцип вальдорфской школы – принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.
Следующий принцип вальдорфской школы – принцип свободы. Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.