Педагогические условия коррекции нарушений в поведении детей
1. Коррекция активно-волевых дефектов. Ребенок, имеющий слабую волю в выборе и совершении своих поступков, подвергается влиянию окружающей среды. Среда должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.
2. Коррекция капризов, упрямства. Детям не стоит показывать, что в них видят исключительность. Это ведет к формированию у ребенка чувства превосходства над сверстниками, развитию завышенной самооценки. Важно, поддерживая ребенка, опираться на его положительные качества. Оценка взрослого должна касаться результатов его поведения, поступков, но не его самого. Профилактикой являются четко сформулированные и понятные детям требования, которые должны предъявляться в ситуациях общения ребенка с разными взрослыми. При ярком проявлении упрямства положительные результаты дает метод игнорирования.
3. Коррекция застенчивости. Застенчивость составляет проблему, когда она проявляется у ребенка постоянно в робости и смущении, мешая общению со взрослыми и сверстниками. Воспитателю следует использовать метод поручения, когда ребенка просят передать вещь кому-либо из сотрудников детского сада, или передать ему же что-либо на словах. Включать в совместную деятельность, игры, замечая самые незначительные достижения ребенка, поощрять его в присутствии сверстников.
Вопросы для обсуждения:
- Причины отклонений в поведении детей.
- Педагогические методы коррекции.
- Участие родителей в работе по коррекции отклонений в поведении детей.
Задание для самостоятельной работы:
Составить программу игровой терапии для детей с отклонениями в поведении (капризы, упрямство).
Литература:
1. Добсон Дж. Трудный ребенок. М., 1998.
- Дубенко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубенко // Вопр. психологии. 2000. №
3. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991.
4. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
5. Петровский В. А. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
6. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.
7. Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
9. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. М., 1993.
Тема: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Особенности детской трудовой деятельности:
- Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.
- Труд детей носит воспитывающий характер.
- Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре.
- В процессе труда дети приобретают не профессиональные трудовые умения и навыки.
- Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.
Компоненты трудовой деятельности детей дошкольного возраста:
ЦЕЛЬ — МОТИВ — ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ — ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА
Главная цель трудового воспитания — формирование у детей нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Задачи трудового воспитания дошкольников:
1 группа: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретение трудовых навыков, умений).
2 группа направлена на развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыты взаимодействия).
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (Нечаева В. Г., Година Г. Н., Сергеева Д. В. и др.).
Формы организации труда:
● поручения
— по форме организации (индивидуальные, общие, подгрупповые)
— по продолжительности (кратковременные или длительные)
— по содержанию (соответствовать видам труда).
● дежурства
● общий, совместный, коллективный труд.
Основные средства:
- собственная трудовая деятельность детей;
- ознакомление с трудом взрослых;
- художественные средства.
Виды труда дошкольников
Трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.
Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.
Давая детям те или иные задания, возлагая на них обязанности, родители должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: состояние здоровья, наличие навыков и умений, склонности, интересы и т. д.