Контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей

Цель контроля за развитием детей состоит в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возраст группы и дошк. учреждения в целом.

В результате контроля определяется уровень развития ребенка, а также первоначальные отклонения в его развитии, поведении. Контроль позволяет своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определить индивидуальный режим.

Контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Контроль носит комплексный характер:

оценка состояния здоровья,

физического,

психического здоровья,

поведения.

При оценке поведения пользуются памяткой-опросником (стр. 110 лит. № 1).

При выявлении нервно-психического развития ребенка 2-го года жизни следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 г. 3 мес., 1г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 лет.

Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития детей: развитие понимания и активной речи, сенсорное развитие, игры и действий с предметами, общих движений, формирование навыков самостоятельности.

Методы контроля за психическим развитием детей:

1. опрос матери

2. наблюдение в группе за поведением,

3. Диагностика психического развития.

Ребенку предлагается задание, если он не справился, то получает задание, как ребенок 1 г. 9 мес.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций.

За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала:

1 г. 1 мес. – 1 г. 3 мес.; 1 г. 4 мес. – 1 г. 6 мес.;

1 г. 7 мес. – 1 г. 9 мес.; 1 г. 01 мес. – 2 г.

На 3-м году – в пределах полугодия:

2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес.; 2 г. 7 мес. – 3 г.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети разделены на 3 группы:

1 группа - дети с нормальным развитием, с опережением,

2 группа - входят дети с первоначальной задержкой в развитии на 1 эпикризный срок,

3 группа – с более глубокой задержкой на 2 эпикризных срока,

4 группа – (редко) на 3 эпикризных срока.

Таблица качественно-количественной оценки психического развития детей 2-го года жизни разработана К.Л. Печорой (лит. № 1, с. 119).

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития.

Для проведения диагностики н/психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни.

Хранится он в метод. кабинете, в коробках по каждому возрасту ( 1г. 3 мес., 1 г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 г., 2 г. 6 мес., 3 года) и методика выявления уровни развития ребенка.

Организационно-методическая работа в группах раннего возраста

Вопросы для обсуждения

1. Планирование и учет воспитательной работы в группах раннего возраста

2. Контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей

Задание для самостоятельной работы:

Разработать содержание консультации для родителей по организации жизнедеятельности детей раннего возраста в условиях семейного воспитания.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста под ред. А.А. Павловой. М., 1986, стр. 156 (планирование)

2. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.. М., 1986, стр. 113 (диагностика)

4. Танкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В.. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. М., 1989., стр. 156 (контроль, диагностика.)

5. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.

Задания для самоконтроля

1. Выделите факторы, определяющие развитие личности ребенка

а) наследственность

б) среда

в) воспитание

г) образование

д) обучение

2. Какому понятию соответствует данное определение

……………………………… - специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

3. Вставьте пропущенное слово:

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в ……………………………., отражающей инвариантные, идеализируемые параметры личности и профессиональной деятельности воспитателя.

4. Какому понятию соответствует данное определение

…………………………………… - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

5. К какой форме адаптации относится следующая характеристика: Поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. Это физиологическая, естественная адаптация

а) нормальная

б) легкая

в) средняя

г) средне-тяжелая

д) тяжелая

6. Дайте определение режима дня

Ключ

1. а, б, в.

2. воспитание

3. профессиограмме

4. пед. процесс

5. б

6. правильное распределение по времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности.

РАЗДЕЛ IV

Наши рекомендации