Характеристика педагогического процесса
Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев), Он представляет собой определенную систему, компоненты которой - содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка).
Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями обязательно являются две взаимосвязанные стороны - тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен.
Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педагогический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Педагогический процесс в широком смысле включает в себя и большую, глобальную, задачу, и сочетание всех компонентов воздействия на личность.
Когда же понятие «педагогический процесс» употребляется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д. Так, в широком педагогическом процессе может функционировать сразу несколько педагогических «мини-процессов». Педагогический процесс, направленный на решение узкой задачи, всегда является содержательной единицей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него. Например, разрабатывается и осуществляется педагогический процесс по воспитанию культуры поведения. Внимание педагога (чаще педагога-исследователя) концентрируется на отборе методов, средств, форм организации, которые помогут решить данную задачу. Но реализуется она на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением.
Это происходит потому, что педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
В узком смысле педагогический процесс может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: игры, труда, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение конкретной задачи.
Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный.
На первом, подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействие с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего реализацию воспитателем «Декларации прав ребенка»).
Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок» не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать иучитывать обратную связь - ответную реакцию ребенка на воздействия.
Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось мало действенным.
Конечно, эта работа трудоемка. Но без нее педагог не станет мастером своего дела.
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
План - обязательный документ, определяющий основные цели, задачи и содержание работы педагогов с детьми, и распределяющий их во времени с ориентацией на программу и образовательный стандарт.
План уточняет, конкретизирует содержание программы, помогает воспитателю разработать стратегию действий по реализации программных задач.
Совершенствование плана образовательного процесса обусловлено изменением, как содержания дошкольного образования, так и формы планирования.
В практике работы давно ведется поиск вариантов экономного, немногословного и вместе с тем емкого по содержанию способа ведения ежедневной педагогической документации. Однако механическое упрощение в написании планов привело к возникновению целого ряда недостатков: нескоординированности работы воспитателей групп; нескоординированности работы между воспитателями и специалистами (музыкальными руководителями, инструкторами по физкультуре и др); нарушению системности в планировании разных видов деятельности, непоследовательности планирования (недостаточная предварительная и последующая работа); нечеткости, неконкретности целевого компонента занятий, др. форм
организации; отсутствию индивидуально-дифференцированного подхода (по результатам диагностики) при планировании занятий и индивидуальной работы; формальному подходу к планированию работы с родителями: отсутствию единых требований к планированию, что приводит к формализму, как на этапе составления плана, так и при его реализации.
Преодоление этих недостатков, формализма планирования - один из факторов повышения эффективности педагогического процесса в целом.
Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и их содержания.
В соответствии с требованиями стандарта и содержанием программы в календарный план воспитатель включает работу, направленную на развитие речи детей, учебно-познавательной, игровой деятельности, физическое, трудовое, художественно-эстетическое и нравственное воспитание.
Сформулируем общие требования к плану воспитательно-образовательной работы:
1. Научность планирования - предполагает конкретность основных псхолого-педагогических закономерностей обучения и воспитания, сложившихся традиций, перспектив и специфики работы ДОУ.
2. Перспективность - т.е. планирование с учетом не только близких задач, но и дальних перспектив, сочетание перспективного и текущего планирования. Необходимым условием здесь является хорошее знание программы воспитания и обучения в детском саду, а также изучение каждого ребенка группы в динамике его развития.
3.Коллегиальность в планировании - чем больше членов коллектива, работающих с детьми, включается в составление плана, тем конкретнее он будет. Коллегиальность обеспечивается, прежде всего, совместным составлением плана обоими воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого требования позволит осуществлять единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. Воспитатели вместе намечают тематику, программное содержание занятий, отбирают методы и приемы, намечают игры, трудовые поручения, обязанности, которые будут предложены детям. Детали плана каждый воспитатель может планировать с учетом своих личных особенностей и интересов, что может найти выражение в планировании работы кружка, например.
Коллегиальность в планировании подразумевает целостность плана, т.е. обязательное включение планов специалистов (инструктора по физкультуре, муз. руководителя и др.) в план воспитательно-образовательной работы воспитателей.
4. Системность и последовательность обеспечивает лучшее усвоение
детьми предлагаемого материала, системность знаний. При повторном планировании (например, утренней гимнастики) должна быть предусмотрены варианты выполнения заданий детьми, что обеспечит творческий подход к применению полученных знаний и навыков.
В соответствии с современными научно-методическими рекомендациями ("Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания", "Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада", авт. Н. Михайленко, Н. Короткова) наиболее целесообразным является сетевое графическое планирование /блочное/.
Согласно этой модели план представлен тремя блоками:
1 - специально организованные занятия;
2 - совместная со взрослыми деятельность детей;
3 - свободная самостоятельная деятельность детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность педагогического процесса
2. Характеристика педагогического процесса
3. Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
Задание для самостоятельной работы:
Проанализировать систему планирования, предлагаемую авторами дошкольных образовательных программ:
«Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой),
- «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабабева и др.),
- «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др.),
- «Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н. Бунеев, М.В. Корепанова и др.).
Литература:
1. Арапова-Пискарева Н. О Российских образовательных программах //Дошкольное воспитание, 2005, № 8. С.3-8.
2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988.
3. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2000.
5. Планирование образовательной работы в детском саду. Методические рекомендации /под ред. М.В. Корепановой. Волгоград, 2000.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.:Академия, 2004.
Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
Современная дифференциация дошкольногообразования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п. 19 Типового положения о ДОУ), не нарушая общей концептуальной направленности этих программ. Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Таким образом, в условиях новой образовательной политики вариативности программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения закона «Об образовании».
Сегодня в дошкольных учреждениях РФ, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.
Основные и дополнительные программы дошкольного образования
Все российские образовательные программы, в том числе, основные и дополнительные, направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, его адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора педагогом и освоения профессиональных образовательных программ. Основные и дополнительные программы ориентированы на общечеловеческие ценности в воспитании детей и одновременно учитывают лучшие традиции отечественного дошкольного воспитания, создают условия для формирования основ высоконравственной, духовно богатой личности – человека и гражданина, любящего свою родину, уважающего ее национальную культуру. Программы нацелены на эмоционально-ценностное, социально-личностное, эстетическое развитие ребенка. Они базируются на ведущих принципах современного дошкольного образования: реализации подхода к дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека, на личностно ориентированном взаимодействии взрослых с ребенком, развивающем характере воспитания и обучения, всестороннем учете возрастных и психофизических закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Основные и дополнительные программы дошкольного образования должны обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, индивидуальный подход, необходимую коррекцию развития, взаимодействие с семьей в целях полноценного развития ребенка, учитывать оптимальные нагрузки с целью его защиты от переутомления и дезадаптации.
Программы предусматривают соответствующие методы их реализации, основанные на использовании специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Они включают описание развивающей среды, содействующей становлению личности ребенка, развитию его творческих возможностей.
Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.
Основные программы дошкольного образования
Одно из главных требований к основным программам (комплексная, набор парциальных) – соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития на разных возрастных этапах дошкольного детства.
С учетом изложенного к основным комплексным программам, безусловно, могут быть отнесены такие, как «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Детство» (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева и др.), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), «Гармония развития» (Д.И. Воробьева), «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Детский сад -дом радости» (Н.М. Крылова), «Кроха» (ГГ. Григорьева и др.), «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, НА. Коротковой), «Из детства - в отрочество» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов, Е.Г. Кравцова).
Указанные программы имеют гриф Минобразования России или Минобрнауки России. В качестве основных комплексных программ может также использоваться ряд других, в том числе те, что рекомендованы территориальными органами управления образованием.
Примером специализированных программ, которые можно успешно применять (сочетать) в рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ, могут быть: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.), «Росинка. В мире прекрасного» (Л. В. Куцакова, СИ. Мерзлякова), «Природа и художник» (ТА Копцева), «Художественный труд» (НА Малышева), «Камертон» (Э.П. Костина), «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, ТВ. Нестеренко), «Малыш» (ВА Петрова), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова), «Ритмическая мозаика» (АН. Буренина), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стекина и др.), «Я - человек» (С.А. Козлова), «Я, ты, мы» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Наш дом – природа (Н.А. Рыжова) и др.
Названные программы рекомендованы к использованию в ДОУ на федеральном уровне. Помимо них в качестве основных специализированных программ могут быть использованы и другие, рекомендованные региональными органами управления образованием. Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, примерные режимы и предметно-развивающую среду ДОУ.
Следует отметить также, что в отдельных случаях в соответствии с приоритетами образовательной деятельности ДОУ (его видом) наряду с основной комплексной программой могут использоваться и другие образовательные модули или отдельные блоки программ, а также педагогические технологии определенной направленности.
Дополнительные программы дошкольного образования
На основании п. 6 ст. 14 закона РФ «Об образовании» ДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами, наряду с основными, может реализовывать дополнительные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющих его статус основных образовательных программ. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, организуемых в ДОУ и за их пределами. Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечение развития индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка в интересной и значимой для него деятельности.
К дополнительным могут относиться программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этно-культурные, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и др.
Дополнительные программы, как и основные, являются авторскими (вариативными) программами.
Дополнительные программы реализуются педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями, психологами, инструкторами по физической культуре и другими специалистами. Дополнительные программы по обучению детей изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, хореографии, спортивному воспитанию, обучению иностранным языкам, грамоте, началам компьютерной грамотности и др. реализуются специалистами, владеющими навыками педагогического мастерства в одном из данных направлений (наличие свидетельства об образовании или повышение квалификации по данной специализации), а также прошедшими подготовку в области изучения возрастных и психофизиологических особенностей развития дошкольников.
Дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ (прогулка, дневной сон, основные занятия, игры). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируются СанПиН 2.4.1 1249-03 (введены с 20.06.03), а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
Примерные образовательные программы
В отличие от авторских (вариативных) программ (основные; дополнительные) примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ (далее - примерные программы) обеспечивают государственные органы управления образованием на основе госстандартов. Цель разработки примерных программ - реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования между всеми его ступенями. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ при отсутствии госстандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приложение № 2 к приказу Минобразования Российской Федерации от 22.08.96 № 448).
Вот почему разработка примерных программ не может служить альтернативой aавторским вариативным программам. В качестве примера приведем «Примерную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей раннего м дошкольного возраста» (Л А Парамонова. и др.). Ее разработка не означает разрушение основ вариативности, возврат к эпохе унитарного дошкольного образования, так как она не может рассматриваться в качестве единой и обязательной для всех детских садов Российской Федерации так называемой «государственной» программы.
Напротив, примерные программы являются ориентиром для составления авторских вариативных программ, разработки календарно-тематических планов и создают необходимые условия для творчества воспитателя, свободного выбора форм и методов воспитания и обучения ребенка в детском саду.
При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных программах, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность реализовать принцип дифференциации и вариативности дошкольного образования.
Важно отметить, что примерные программы в обязательном порядке устанавливают соотношение между федеральным и региональным компонентами дошкольного образования, предусматривают выделение необходимого времени на реализацию регионального компонента образования.
В примерных программах дошкольного образования должны быть представлены примерный объем содержания образования детей с учетом видов ДОУ, а также критерии результатов воспитания и обучения, основанные на нормативных показателях физического и психического развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства. В них содержатся минимальные требования к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный перечень оборудования и наглядных пособий).
Вопросы для обсуждения:
1.Основные и дополнительные программы дошкольного образования.
2. Требования к содержанию основных программ.
3. Требования к содержанию дополнительных программ.
4. Примерные образовательные программы для дошкольников.
Задание для самостоятельной работы:
Составить картотеку основных и дополнительных программ дошкольного образования.
Литература:
- Арапова-Пискарева Н. О Российских образовательных программах //Дошкольное воспитание, 2005, № 8. С.3-8.
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //Дошк. воспитание. – 1995. - № 4. – с.37.
- Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988.
4. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, ДиК, 1999.
6. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. /Л.И. Катаева. – М.: ''Линка-Пресс, 2000.
7. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России. Под ред. Р.Б. Стеркиной. – М.: Изд-во АСТ, 1996. С. 8-33.
8. Крылова Н., Иванова В. Детский сад – дом радости. Пермь, 1992.
9. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей 4-5 лет в детском саду ''Радуга''. – М., 1993.
10. Программа развития и воспитания дошкольников «Детство» /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. СПб., 1998.
11. Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Сборник программ /под ред. Р.Н. Бунеева, М.В. Корепановой и др.Москва, 2004.
12. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений– М., 2003.
13. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности ''Открой себя''. – М.: ''Гном-Пресс'', 1999.
14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр ''Академия'', 1999.
РАЗДЕЛ III
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА