Школа для детей с нарушениями речи
Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) — коррекционное учреждение, предназначенное для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и полноценных предпосылках интеллектуального развития.
В школе осуществляется комплексная психолого-педагогическая коррекция особенностей психического (в том числе и речевого) развития и решаются общеобразовательные задачи. Школа имеет два отделения.
В I отделении обучаются дети, имеющие ОНР, обусловленное алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, которое препятствует обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов I отделения учитываются возраст, уровень речевого развития, характер первичного дефекта и объем школьных знаний и умений.
Во II отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания. Нормативный срок освоения школьной программы для учащихся I отделения — 10—11 лет, для учащихся II отделения — 10 лет.
Специальная школа имеет переменный состав учащихся, что позволяет осуществлять гибкую интеграционную тактику по отношению к детям с положительной динамикой коррекции речевого и общего психического развития.
Слабым звеном в оказании дошкольной и школьной логопедической помощи в пределах одного региона является отсутствие подлинной преемственности. Например, нередки случаи, когда среди первоклассников I отделения школы только 50—55% детей посещали логопедические ДОУ.
Неблагополучно положение II отделения с точки зрения его комплектации и организации согласованного комплекса реабилитационных мероприятий по устранению заикания как основного дефекта, а также с точки зрения нормализации психического развития и коммуникативного поведения с одновременным преодолением речевого недоразвития разной степени, также влияющего на качество усвоения школьной программы.
Вопросы комплектования школы, содержания и методов обучения продолжают оставаться крайне актуальными и, в связи с выраженной моза-ичностью контингента детей, требуют согласования усилий специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля.
Логопедический пункт
Логопедический пункт — специальное учебно-воспитательное учреждение, основными задачами которого являются: коррекция нарушений устной и/или письменной речи учащихся; своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; консультативная помощь учителям, родителям.
Основной контингент детей, зачисляемых на логопедические занятия — дети, имеющие:
• общее недоразвитие речи, преимущественно III уровня, закономерно сопровождающееся дислалией и дисграфией, трудностями в усвоении программы по русскому языку;
·фонетико-фонематическое недоразвитие, которое обуславливает
дислексию и дисграфию;
·заикание различной формы и степени, которое может влиять на
успеваемость и школьную адаптацию;
·нарушения произношения звуков, обусловленные нарушением стро
ения и функции речевого аппарата, затрагивающие фонетические сторо
ны речи и не влияющие на успеваемость.
В первую очередь на занятия зачисляются дети, относящиеся к первым трем категориям.
Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются групповые занятия. Группы комплектуются учащимися с однородными нарушениями речи.
Срок коррекционного обучения определяется тяжестью нарушения и варьируется от 4—9 мес. до 1,5—2 лет.
В настоящее время логопедические пункты являются наиболее массовой формой помощи детям с нарушениями речи. Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах достаточно высокая. Она определяется следующими положениями:
·на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения пос
ледовательно осуществляется нормализация различных видов речевой де
ятельности (произношения, фонематического восприятия, звукового ана
лиза, лексико-грамматического развития, письма, чтения);
·методом устного опережения формируется готовность к усвоению
языковых закономерностей на уроках русского языка;
• активизируется речемыслительная деятельность и корригируются
особенности психического развития, обусловленные речевым наруше
нием.
Существующая система логопедической поддержки учащихся общеобразовательных школ позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями успешно усваивать школьную программу.
В сельской местности логопедическая служба развита недостаточно.
Логопедический кабинет при детской поликлиникеявляется самым распространенным подразделением в системе логопедической помощи детскому населению по линии здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллектуального развития и сохранности физического слуха.
Логопед, работающий в этом учреждении, руководствуется «Положением о логопедическом кабинете детской поликлиники», которое определяет следующие направления его деятельности:
· педагогическая (логопедическая) работа по исправлению на
рушений речи детей на систематических и консультативных заня
тиях;
· выявление детей с речевым недоразвитием и направление их
на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школь
ные учреждения или речевые стационары разного профиля;
·участие в комплектовании логопедических учреждений здра
воохранения и образования и оформление на каждого ребенка
логопедической характеристики;
·профилактическое обследование детей, посещающих дошколь
ные учреждения;
·санитарно-просветительская работа с родителями, педиатра
ми, воспитателями детских садов.
Наиболее тесные связи логопед детской поликлиники имеет с дошкольными учреждениями системы образования (преимущественно в крупных городах). В регионах с неразвитой логопедической инфраструктурой логопед детской поликлиники вынужден ограничиваться консультативной работой, общими рекомендациями; нередко отказывает родителям, обращающимся за помощью по поводу задержки речевого развития детей в возрасте 2—3 лет, ошибочно квалифицируя ее как временную (темповую). Специализированных учреждений для детей этого возраста крайне мало, пособий для родителей по активизации речи детей пока не существует.
В настоящее время не налажена должным образом преемственность между логопедическим кабинетом, логопунктом общеобразовательной школы, логопедическим детским садом, что самым пагубным образом влияет на сроки и эффективность устранения различных форм речевого недоразвития.