Школа для детей с нарушениями речи

Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми на­рушениями речи (V вида) — коррекционное учреждение, предназначен­ное для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и полноценных предпосылках интел­лектуального развития.

В школе осуществляется комплексная психолого-педагогическая кор­рекция особенностей психического (в том числе и речевого) развития и решаются общеобразовательные задачи. Школа имеет два отделения.

В I отделении обучаются дети, имеющие ОНР, обусловленное алали­ей, дизартрией, ринолалией, афазией, которое препятствует обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов I отделения учитываются возраст, уровень речевого развития, характер первичного дефекта и объем школьных знаний и умений.

Во II отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заи­кания. Нормативный срок освоения школьной программы для учащихся I отделения — 10—11 лет, для учащихся II отделения — 10 лет.

Специальная школа имеет переменный состав учащихся, что позволяет осуществлять гибкую интеграционную тактику по отношению к детям с поло­жительной динамикой коррекции речевого и общего психического развития.

Слабым звеном в оказании дошкольной и школьной логопедической помощи в пределах одного региона является отсутствие подлинной преем­ственности. Например, нередки случаи, когда среди первоклассников I отделения школы только 50—55% детей посещали логопедические ДОУ.

Неблагополучно положение II отделения с точки зрения его комплек­тации и организации согласованного комплекса реабилитационных мероп­риятий по устранению заикания как основного дефекта, а также с точки зрения нормализации психического развития и коммуникативного поведе­ния с одновременным преодолением речевого недоразвития разной степе­ни, также влияющего на качество усвоения школьной программы.

Вопросы комплектования школы, содержания и методов обучения про­должают оставаться крайне актуальными и, в связи с выраженной моза-ичностью контингента детей, требуют согласования усилий специалис­тов медицинского, педагогического и психологического профиля.

Логопедический пункт

Логопедический пункт — специальное учебно-воспитательное учреж­дение, основными задачами которого являются: коррекция нарушений устной и/или письменной речи учащихся; своевременное предупрежде­ние и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; консультативная помощь учителям, родителям.

Основной контингент детей, зачисляемых на логопедические заня­тия — дети, имеющие:

• общее недоразвитие речи, преимущественно III уровня, закономер­но сопровождающееся дислалией и дисграфией, трудностями в усвоении программы по русскому языку;

·фонетико-фонематическое недоразвитие, которое обуславливает
дислексию и дисграфию;

·заикание различной формы и степени, которое может влиять на
успеваемость и школьную адаптацию;

·нарушения произношения звуков, обусловленные нарушением стро­
ения и функции речевого аппарата, затрагивающие фонетические сторо­
ны речи и не влияющие на успеваемость.

В первую очередь на занятия зачисляются дети, относящиеся к первым трем категориям.

Основной формой организации учебно-коррекционной работы явля­ются групповые занятия. Группы комплектуются учащимися с однород­ными нарушениями речи.

Срок коррекционного обучения определяется тяжестью нарушения и варьируется от 4—9 мес. до 1,5—2 лет.

В настоящее время логопедические пункты являются наиболее массо­вой формой помощи детям с нарушениями речи. Результативность рабо­ты логопедических пунктов при общеобразовательных школах достаточно высокая. Она определяется следующими положениями:

·на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения пос­
ледовательно осуществляется нормализация различных видов речевой де­
ятельности (произношения, фонематического восприятия, звукового ана­
лиза, лексико-грамматического развития, письма, чтения);

·методом устного опережения формируется готовность к усвоению
языковых закономерностей на уроках русского языка;

• активизируется речемыслительная деятельность и корригируются
особенности психического развития, обусловленные речевым наруше­
нием.

Существующая система логопедической поддержки учащихся обще­образовательных школ позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями успешно усваивать школьную программу.

В сельской местности логопедическая служба развита недостаточно.

Логопедический кабинет при детской поликлиникеявляется са­мым распространенным подразделением в системе логопедичес­кой помощи детскому населению по линии здравоохранения. Ло­гопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллек­туального развития и сохранности физического слуха.

Логопед, работающий в этом учреждении, руководствуется «По­ложением о логопедическом кабинете детской поликлиники», ко­торое определяет следующие направления его деятельности:

· педагогическая (логопедическая) работа по исправлению на­
рушений речи детей на систематических и консультативных заня­
тиях;

· выявление детей с речевым недоразвитием и направление их
на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школь­
ные учреждения или речевые стационары разного профиля;

·участие в комплектовании логопедических учреждений здра­
воохранения и образования и оформление на каждого ребенка
логопедической характеристики;

·профилактическое обследование детей, посещающих дошколь­
ные учреждения;

·санитарно-просветительская работа с родителями, педиатра­
ми, воспитателями детских садов.

Наиболее тесные связи логопед детской поликлиники имеет с дошкольными учреждениями системы образования (преимущест­венно в крупных городах). В регионах с неразвитой логопедической инфраструктурой логопед детской поликлиники вынужден огра­ничиваться консультативной работой, общими рекомендациями; нередко отказывает родителям, обращающимся за помощью по поводу задержки речевого развития детей в возрасте 2—3 лет, оши­бочно квалифицируя ее как временную (темповую). Специализиро­ванных учреждений для детей этого возраста крайне мало, пособий для родителей по активизации речи детей пока не существует.

В настоящее время не налажена должным образом преемствен­ность между логопедическим кабинетом, логопунктом общеобра­зовательной школы, логопедическим детским садом, что самым пагубным образом влияет на сроки и эффективность устранения различных форм речевого недоразвития.

Наши рекомендации