Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения

В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверст­ников с тем же недугом, ребенок не находит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для раз­вития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положи­тельный результат, педагоги становятся участниками возвраще­ния детям полноты зрительных функций.

Коррекционная работа и комплексный лечебный восстанови­тельный процесс осуществляются на основе максимального сбли­жения медицинских и педагогических средств коррекции. Направ­ленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтичес­ких курсов, предусматривающих формирование навыков и уме­ний пользоваться неполноценным зрением и компенсаторными формами ориентации, развитие которых идет за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.

Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения (выделение формы, цвета, величины и пространственного поло­жения предметов) для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Использу­ются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, ри­сунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В пе­риод плеоптического лечения детям младшего возраста рекомен­дуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушка­ми-вкладышами, например, такие, как «Собери башенку», «Со­бери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». При­меняются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлека­ющие детей своей занимательностью. Такие игры привносят в ле­чебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает их лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выде­лении цветовой насыщенности, усиливаются цветоразличитель-ные способности зрения.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зави­симости от состояния зрения и периода восстановительной работы.

Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изоб­ражения для занятий даются более крупные, а по мере повыше­ния остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мел­кие предметы не должны быть менее 2 см: у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук и им трудно рабо­тать с очень мелким материалом. (Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.)

Каждый педагог, если ему известно состояние детей и реко­мендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях.

Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенап­равленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечеб­но-восстановительной работы.

Большое значение в организации работы по развитию зритель­ного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактиче­ский материал, которые педагоги используют на занятиях. Они дол­жны быть лаконичны и понятны детям, выполнены яркими, кон­трастными, насыщенными цветами. Показ наглядных пособий сле­дует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояс­нением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визу­альные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все пред­лагаемые детям задания должны быть им понятны и направлены на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей выделять признаки предметов, чтобы они затем смогли бо­лее точно отобразить их в своих рисунках. Психофизические мето­ды восстановления зрения (светостимуляция, представление изоб­ражений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педаго­гическими методиками.

Например, детям можно предложить воспроизвести изображе­ние по образцу при его непосредственном зрительном восприя­тии, как краткосрочном предъявлении, изобразить объект по сло­весному описанию ими собственному представлению. Все эти уп­ражнения строятся с учетом различительных возможностей зре­ния, состояния моторики рук и зрительно-пространственной мик­ро- и макроориентации.

На занятиях по математике формируется понятия широкое — узкое, длинное — короткое; можно предложить детям в зависимос­ти от величины объекта (машины, гусеницы, ослика) нарисовать для него дорожку соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с таким заданием, пред­лагается из набора лент выбрать ленты соответствующей ширины. В подобных заданиях упражняется зрение, и таким образом усили­вается результат лечебно-оздоровительному работы.

По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от пери­ода восстановительного лечения, педагоги используют различные дидактические игры и упражнения для активизации остроты зре­ния, стимуляции сетчатки глаза, глазодвигательных функций. На­пример, в период плеоптического лечения, направленного на по­вышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают про­водить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через каль­ку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

Большое внимание, особенно перед началом лечения на меди­цинских аппаратах, педагоги уделяют подготовительным упраж­нениям, которые они проводят совместно с медицинскими сест­рами. Так, при исправлении косоглазия на ортоптическом прибо­ре «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображени­ями, испльзуемыми на приборе, а затем предлагают игры: «Под­бери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению си­луэт». Используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе бумаги изображены контуры различных животных и растений; детям даются вырезан­ные из цветной или черной бумаги силуэты, повторяющие конту­ры этих изображений. Дети должны наложить их силуэты на нари­сованные изображения.

В период выработки стереоскопического зрения особенно эф­фективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаика­ми. При игре упражняются глазомерные функции. Дети учатся со­измерять по величине предметы, определить расстояние между объектами. Большие возможности для упражнения зрительных фун­кций в определении расстояния, удаленности предмета, протя­женности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и фор­мированию стероскопического видения.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функцио­нальной активности и различительной чувствительности зритель­ной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, уп­ражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стреоскопичности видения в условиях изменения насыщен­ности и интенсивности цвета и размера стимула дает хорошие ре­зультаты в развитии зрительных функций.

Литература

1.Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детс­
кой офтальмологии. — М., 1987.

2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.,
1956.

3.Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у сле­
пых и слабовидящих детей. — Л., 1982.

4.Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих
содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.

5.Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. — М., 1973.

6.Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у
детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошколь­
ном возрасте. — М., 1966.

7.Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы
слепых. — М., 1969.

8.МаллаевД.М. Игры для слепых и слабовидящих. — М., 1992.

9.Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением / Под
ред. Л.И.Плаксиной. — М., 1998.

10. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с наруше­
ниями зрения. — Калуга, 1998.

11.Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в дет­
ском саду для детей с нарушением зрения. — М., 1998.

12.Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической
помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. —
М., 1998.

13.Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушени­
ем зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной. — М., 1995.

14.Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и
младшего школьного возраста. — М., 1997.

15. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с
нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. —
Калуга, 1998.

Глава 7. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Наши рекомендации