Как средство социальной адаптации

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для обоснования сис­темы обучения и воспитания.

Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и пра­вильно реагировать на него.

Воспринимает звук и анализирует его орган слуха. Многообра­зие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слу­хового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетанию (фонемы, мелодии).

Слуховое восприятие доставляет слепому ребенку разнообраз­ные сведения о предметах, их свойствах, их движении в простран­стве. Звуки, рождающиеся от предметов и явлений окружающего мира, рисуют незрячему своеобразную картину мира. В результате систематического общения с действительностью у незрячего ре­бенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действительности действия. Умение локализовать, дифференцировать звуки для сле­пого ребенка является жизненно необходимым. Не так у слабови­дящего ребенка: он полностью ориентируется на зрение и рядом расположенное пространство, доступное ему зрительно.

Удаленное пространство ребенок с нарушением зрения может познать в процессе передвижения. При этом у него еще нет пони­мания того, что его зрение неполноценно; он полностью доверяет своей зрительной информации и не использует потенциальные компенсаторные возможности слухового восприятия так, как это де­лает маленький слепой дошкольник. В этом случае нет возможнос­ти говорить об активном компенсаторном развитии ребенка за счет спонтанного включения сохранных анализаторов.

Проведенные наблюдения за слабовидящими детьми показыва­ют, что чувственный уровень представлений о звучащем мире у слабовидящих детей практически близок к уровню нормально ви­дящих детей. Компенсирующее значение слухового восприятия при слабовидении должно формироваться на основе активного взаи­модействия зрительно-слуховых, слухо-двигательных, зрительно-слухо-двигательных и других полисенсорных чувствований.

Формирование у детей с нарушением зрения сенсорных звуко­вых эталонов (громкость, высота, ритмичность, длительность, мелодичность, темп, тембр и др.) целесообразнее всего осуществ­лять при формировании практических действий ориентации. Важ­но дать слабовидящим детям представления о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно в условиях, когда она затруднена. Детей надо учить ориентированию на слух на улице и в помещении, выделять звуки, производимые различны­ми приборами, машинами, теми или иными явлениями и живы­ми объектами в природе. Надо развивать у детей умение опираться на слуховое восприятие и на сохранные чувства (обоняние, осяза­ние, вкус), дающие верную информацию об окружающем мире.

Особое значение для детей с нарушением зрения имеет ося­зание.

Исследования взаимодействия зрения и осязания при восприя­тии предметов окружающей действительности у нормально видя­щих детей показали, что в определенные периоды развития дош­кольники опираются главным образом на визуальную ориентацию. Только к концу дошкольного возраста происходит уравновешива­ние роли зрения и осязания при зрительно-тактильном восприя­тии предметов. Уровень осязательных действий у нормально видя­щих дошкольников в сравнении со зрительным остается все-таки несколько ниже. Как орган перцепции, пишут В. А. Зинченко и А. Г. Рузская, рука долгое время отстает от глаза.

Для слепого ребенка осязание — главный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок полу­чает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном поло­жении. Осязание при слепоте выступает как ведущий фактор ком­пенсаторного развития незрячего. Слабовидящий ребенок, напро­тив, предпочитает зрительную ориентацию всем другим ее спосо­бам. Наблюдения за слабовидящими детьми показали, что их ося­зательные представления о форме, величине и структуре предме­тов значительно обеднены.

Почему же при слабовидении рука не становиться активным фактором компенсаторного развития? Покажем это на примере наблюдения за детьми с разной степенью поражения зрения.

Детям предлагается познакомиться с новыми игрушками, лежащими перед ними на столе. Слепой ребенок (тотально слепой) — Костя А. 2,5 года — протягивает руку и начинает ощупывать игрушку руками. После нескольких движений рук по игрушкам подключает оральное обследова­ние, трогает части языком и губами. Рука для него является первым ин­форматором о предмете.

Слабовидящая Неля Д. 3 года (диагноз: атрофия зрительного нерва, Vis на оба глаза 0,1). Девочка берет игрушку и подносит близко к глазам. Рука у нее выступает только как средство, используемое для приближения объек­та к глазам. Лишь после зрительного анализа начинает действовать рука, девочка хочет понять функцию предмета, но ее не интересует его форма, величина, структура предмета, как это наблюдается у незрячего ребенка.

Развитие осязания, как и развитие других чувств, достигается путем упражнения. Ребенка надо учить различать форму, поверх­ность, температуру и другие осязаемые признаки.

Важно учить детей ощупывающим действиям сообразно при­знакам воспринимаемого объекта. При этом следует знать, что у детей с нарушением зрения особенно трудно складывается зри­тельно-осязательный анализ, ведь и в норме этот процесс у дош­кольников еще окончательно не завершается. Дети еще не умеют планомерно обследовать предмет из-за несформированности ося­зательно-двигательных действий, направленных на выделение вна­чале основных, а затем дополнительных деталей и признаков.

Здесь уместно подчеркнуть роль установок, которые получает ребенок в процессе чувственной ориентации. Система перцептив­ных обследующих действий должна быть четко организована, и дети в процессе систематических упражнений органов чувств при­обретают стереотипные, упорядоченные навыки чувственного по­знания действительности.

От понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушении зрения существенно зависит содержание и мето­дика сенсорного воспитания, позволяющая преодолевать зритель­ную недостаточность.

Как известно, социальное благополучие человека во многом за­висит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для наиболее комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание сво­их возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов, любому человеку необходимо пройти школу самопознания. Это особенно актуально для детей с патологи­ей зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а за­тем и возможности сохранных анализаторов, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей действительности.

Наши рекомендации