Воспитание и обучение детей с зпр
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования:бакалавриат
Профильная направленность: Дошкольная дефектология
Челябинск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка. 5
2. Содержание дисциплины.. 7
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 17
4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 20
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 26
6. Перечень информационных технологий. 28
7. Описание материально-технической базы.. 29
8. Иные сведения и (или) материалы.. 29
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ЗПР (задержка психического развития) на базе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения важная роль принадлежит курсу «Воспитание и обучение детей с ЗПР». Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений. Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений специальной педагогики.
Очная форма обучения
Дисциплина «Воспитание и обучение детей с ЗПР» (Б1.В.ОД.13) является обязательной дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы (блок 1). Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 52 часа – аудиторная (26 часов – лекционные занятия, 26 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (56 часов). Дисциплина изучается в течение III семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в III семестре.
Заочная форма обучения
Дисциплина «Воспитание и обучение детей с ЗПР» (Б1.В.ОД.13) на заочном отделении является обязательной дисциплиной вариативной части основной образовательной программы (блок 1). Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 20 часов – аудиторная (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (84 часа). Дисциплина изучается на 3 курсе. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом на 3 курсе.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Воспитание и обучение детей с ЗПР» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психология детей с ЗПР», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей детей с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной педагогики. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с теоретическими основами анализа явлений и состояний, характеризующих понятие задержка психического развития и сходных с ним состояний, с формами, приемами, разновидностями, принципами психолого-педагогического изучения разнообразных видов деятельности детей с задержкой психического развития, с психолого-педагогическими особенностями дошкольников с ЗПР, с системой образовательных учреждений для детей с ЗПР, с организацией коррекционной работы с данной категорией детей. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться представления о сущности развития детей с ЗПР, специфических особенностях познавательной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса для данной категории дошкольников. Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Детская олигофренопсихология», «Дошкольная олигофренопедагогика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.
1.4. Цели дисциплины:
- формирование у студентов глубоких методологических и теоретических знаний психолого-педагогических технологиях работы с детьми, имеющими задержку психического развития;
- формирование профессионального мировоззрения на природу и сущность задержки психического развития, умения выявлять и объяснять общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с задержкой психического развития, навыков научного психологического исследования для познания разнообразных явлений психической жизни детей с задержкой психического развития.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся | З.1 – сущность, структуру и содержание концепции коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста; | У.1 – проектировать коррекционно- педагогический процесс для детей с ЗПР, ориентированный на решение задач конкретной образовательной ступени и образовательного учреждения с использованием методов и приемов педагогической коррекции, имеющихся у детей нарушений; | В.1 – профессиональными навыками в использовании современных методов, приемов и технологий в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР. | |
ПК-1 способен к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ | З.2 – общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в ДОО | У.2 – проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образования детей с ЗПР на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; | В.2 – организацией профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
ПК-2 готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты | З.3 – педагогические технологии обучения, воспитания и сохранения здоровья детей с ЗПР; | У.3 – взаимодействовать со специалистами разного профиля по созданию условий психолого- педагогического сопровождения детей данной категории | В.3 – основами использования различных средств коммуникации в профессиональной деятельности учителя-дефектолога |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
I | Раздел I. Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии ЗПР | - | ||||
I.1 | Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. | - | ||||
I.2 | Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. | - | ||||
I.3 | Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. | - | ||||
II | Раздел II. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. | - | ||||
II.1 | Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации. | - | ||||
II.2 | Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития | - | ||||
II.3 | Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития | - | ||||
II.4 | Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье | - | ||||
II.5 | Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития | - | ||||
ИТОГО: | - | |||||
ВСЕГО: |
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
I | Раздел I. Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии ЗПР | - | ||||
I.1 | Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. | - | - | |||
I.2 | Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. | - | - | |||
I.3 | Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. | - | - | |||
II | Раздел II. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. | - | ||||
II.1 | Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации. | - | - | |||
II.2 | Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития | - | - | |||
II.3 | Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития | - | - | |||
II.4 | Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье | - | - | |||
II.5 | Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития | - | - | |||
ИТОГО: | - | |||||
Контроль | ||||||
ВСЕГО: |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел I. Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии ЗПР (32 часа –ДО, 38 часов - ОЗО ) | |||
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; У.1; В.1; ПК-2: З.3,У.3, В.3. | |||
Содержание раздела Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Современные представления о нарушениях развития у детей. Понятие дизонтогенеза и дизонтогении. Понятие общего и психического дизонтогенеза. История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова). Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская). Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формы ЗПР. Роль средового фактора в формировании ЗПР. Синдром СДВГ, синдром психического инфантилизма, церебрастенический синдром, психоорганический синдром. Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко) Тема I.3 Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми с ЗПР. Особенности психодиагностического исследования. Основные этапы психолого-педагогического исследования. Психологическая диагностика детей с ЗПР. Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР: возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики. (В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова). | |||
План лекций | План семинарских занятий | ||
Лекция 1 Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 2часа ДО, 2 часа ОЗО План: 1. Понятие и причины задержки психического развития. 2. Основные подходы к определению сущности понятия «ЗПР» в специальной литературе. 3. Причины возникновения различных типов ЗПР. 4. Основные группы причин ЗПР по У.В. Ульенковой, О.В. Лебедевой. 5. Структура дефекта при ЗПР. 6. Соотношение биологического и социального в генезе ЗПР. Список литературы: [1,2,3,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Причины возникновения и структура дефекта при ЗПР» | Практическое занятие 1 Тема I.1 Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 2 часа Форма проведения:выполнение творческого задания «Причины возникновения различных типов ЗПР». Изучаемые вопросы: 1.Основные подходы к определению сущности понятия «ЗПР» в специальной литературе. 2. Причины возникновения различных типов ЗПР. 3. Основные группы причин ЗПР по У.В. Ульенковой, О.В. Лебедевой. 4. Структура дефекта при ЗПР. Список литературы: [1,3,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Причины возникновения и структура дефекта при ЗПР» | ||
Лекция 2 Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 4часа План: 1.Феноменология ЗПР. Основные подходы к классификации ЗПР в трудах отечественных исследователей 2.Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста. 4.Формы задержки психического развития. 5. Специфические трудности в обучении детей с ЗПР. Список литературы: [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Психологические особенности детей с задержкой психического развития». | Практическое занятие 2 Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 4 часа ДО, 2 часа ОЗО Форма проведения:деловая игра-дискуссия. Изучаемые вопросы: 1.Классификации ЗПР в трудах отечественных исследователей 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста. 3.Формы задержки психического развития. 4. Трудности в обучении детей с ЗПР. Список литературы: [3,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Психологические особенности детей с задержкой психического развития». | ||
Лекция 3 Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 2 часа 1. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми с ЗПР. 2. Основные этапы психолого-педагогического исследования детей с ЗПР. 3.Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). 4.Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР. 5. Особенности обследования детей с ЗПР. Список литературы: [1, 4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний». | Практическое занятие 3 Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 2 часа ДО, 4 часа ОЗО Форма проведения:деловая игра «Дифференциальная диагностика ЗПР». Изучаемые вопросы: 1.Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). 2.Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Особые образовательные потребности детей с ЗПР дошкольного возраста. Список литературы: [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний». | ||
Самостоятельная работа ДО | |||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||
Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 4 Таблица «Причины возникновения ЗПР». Схема «Структура дефекта при ЗПР» [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 8 Краткий библиографический словарь исследователей, внесших вклад в изучение детей с ЗПР. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 4 Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. 5 баллов [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 1. Контрольная работа по разделу. 10 баллов | 1. Составление таблицы «Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР» – 5 2. Характеристика вариантов ЗПР – 5 3. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5 4. Составление таблицы «Типология отклоняющегося развития» по Н.Я. Семаго. - 5 | ||
Самостоятельная работа ОЗО | |||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||
Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 10 часов Таблица «Причины возникновения ЗПР». Схема «Структура дефекта при ЗПР» [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 10 часов Краткий библиографический словарь исследователей, внесших вклад в изучение детей с ЗПР. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 12 часов Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. 5 баллов [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 2. Контрольная работа по разделу. 10 баллов | 5. Составление таблицы «Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР» – 5 6. Характеристика вариантов ЗПР – 5 7. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5 8. Составление таблицы «Типология отклоняющегося развития» по Н.Я. Семаго. - 5 | ||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||
ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 – сущность, структуру и содержание концепции коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста; У.1 – проектировать коррекционно- педагогический процесс для детей с ЗПР, ориентированный на решение задач конкретной образовательной ступени и образовательного учреждения с использованием методов и приемов педагогической коррекции, имеющихся у детей нарушений; В.1 – профессиональными навыками в использовании современных методов, приемов и технологий в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР. | -Таблица «Причины возникновения ЗПР». -Схема «Структура дефекта при ЗПР» - Таблица «Типология отклоняющегося развития» по Н.Я. Семаго. - Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу. | ||
ПК-2 готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты. З.3 – педагогические технологии обучения, воспитания и сохранения здоровья детей с ЗПР; У.3 – взаимодействовать со специалистами разного профиля по созданию условий психолого- педагогического сопровождения детей данной категории; В.3 – основами использования различных средств коммуникации в профессиональной деятельности учителя-дефектолога. | -Краткий библиографический словарь исследователей, внесших вклад в изучение детей с ЗПР. - Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме -Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу. | ||
Раздел II. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. (72 часа –ДО, 64часа - ОЗО) | |
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; У.1.В.1; ПК-1: З.2; У.2; В.2 | |
Содержание раздела Тема II.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации. Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. Цели и задачи ПМПК. Организация деятельности ПМПК. Консультативно-диагностическая работа. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Образовательный маршрут ребенка с ЗПР. Индивидуально-ориентированные программы сопровождения детей с ЗПР. Тема II.2. Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений. Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания. Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Тема II.3. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Комплексный подход к преодолению задержки познавательного развития у детей. Организация и основные направления коррекционной педагогической работы с детьми с ЗПР. Задачи и этапы коррекционного воспитания. Единство процессов воспитания, обучения, ухода. Тема II.4. Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Важность коррекционного семейного воспитания в первые годы жизни. Особенности психического развития ребенка как основа построения коррекционно-компенсаторного процесса. Основные положения коррекционной работы и взаимодействия специалистов и родителей. Основные формы взаимодействия специалистов и родителей. Организация лечебно-педагогической помощи различными учреждениями. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.) Тема II.5. Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития Социальная реабилитация. Цели, задачи, основные направления реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей с ЗПР. Социальная адаптация детей с нарушениями в развитии. Коррекционная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Возможности получения ребенком с ЗПР различных видов дошкольного образования. Формирование социальной компетенции у дошкольника с ЗПР, развитие самосознания и формирование самооценки. Формирование социально-нравственного поведения. Создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту развитие дошкольника. Современные инновационные и коммуникационные технологии в работе с детьми с ЗПР.Проблема интегрированного обучения детей с ЗПР. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, Пермякова В.А, Домишкевич С.А., Егорова Т.В., Ахутина Т.В., Соколова Н.Д., Калиникова Л.В., Токарева Н.Г.) | |
План лекций | План семинарских занятий |
Лекция 4 Тема II.1 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации. Кол-во часов: 4 часа ДО, 2 часа ОЗО План: 1. Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. 2.Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. 3.Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. 4.Образовательный маршрут ребенка с ЗПР. 5.Индивидуально-ориентированные программы сопровождения детей с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях». | Практическое занятие 4 Тема II.1 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации Кол-во часов: 4 часа Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. 2. Цели и задачи ПМПК. 3. Организация деятельности ПМПК. 4. Консультативно-диагностическая работа. 5. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение:Мультимедийная презентация «Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях». |
Лекция 5 Тема II.2 Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития Кол-во часов: 4 часа План: 1.Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений. 2.Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. 3.Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. 4.Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития 5. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». | Практическое занятие 5 Тема II.2 Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Кол-во часов: 4 часа ДО, 2 часа ОЗО Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания. 3.Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании. 4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. 5.Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. 6. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». |
Лекция 6 Тема II.3 Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития Кол-во часов: 4 часа ДО 2 часа ОЗО План: 1.Основные направления коррекционно-педагогической работы. 2.Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. 3.Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). 4.Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития». | Практическое занятие 6 Тема II.3 Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития Кол-во часов: 4 часа Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1.Комплексный подход к преодолению задержки познавательного развития у детей. 2.Организация и основные направления коррекционной педагогической работы с детьми с ЗПР. 3. Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития». |
Лекция 7 Тема II.4 Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье Кол-во часов: 4 часа План: 1.Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. 2.Основные формы взаимодействия специалистов и родителей. 3. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,71,74] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье». | Практическое занятие 7 Тема II.4 Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье Кол-во часов: 4 часа ДО 4 часа ОЗО Форма проведения:коллоквиум. Изучаемые вопросы: Изучаемые вопросы: 1.Важность коррекционного семейного воспитания в первые годы жизни. 2.Особенности психического развития ребенка как основа построения коррекционно-компенсаторного процесса. 3. Основные положения к |