Как осуществить акт учебной деятельности

Прежде всего надо отметить, что в жизни взрослого человека УД включена в его жизнедеятельность (т.е. человек не занимается исключительно УД). Она вплетается в другие виды деятельности, имеет свое начало и завершение. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, т.к. в таком случае мы имеем четкий ответ на вопрос: где, при каких условиях, в какой ситуации у человека может возникнуть учебная задача и начать развиваться акт УД. Легко себе представить, что необходимость постановки УЗ в осуществлении УД может возникнуть лишь тогда, когда человек, решая какую-то задачу, оказывается не в состоянии ее решить.Причем, задача эта— не учебная, а практическая.Вдруг человек сталкивается с тем, что дальше он действовать не в состоянии, т.е. возникает перерыв в деятельности. Кроме того, эта задача должна быть для него жизненно важной(если это не так, то человек прекратит действовать) и личностно значимой.

Если человеку ясна цель деятельности, значит, трудности связаны либо с отсутствием средств, либо с недостаточностью способов, неумением использовать их. Следовательно, нужно оценить ситуацию, выяснить причину трудностей. А оценка предполагает развертывание контроля осуществляемого действия.

Контрольимеет 2 формы, 2 уровня. Прежде всего, он осуществляется путем сличения фактически исполняемого действия с каким-то эталоном. По сути дела, этот контроль составляет содержание того, что называется произвольным вниманием. Внимание— и есть контроль за осуществлением действия, за тем, чтобы реальный ход действия соответствовал эталону. педагогам, как правило, внимание представляется какой-то мистической способностью, которая зависит от желания человека. Учитель склонен все ошибки ученика относить за счет отсутствия внимания ("пиши внимательней", "слушай внимательней"), совершенно не задумываясь над тем, что сами эти призывы бессодержательны.

Легко призывать к вниманию, когда ученик действительно ворон считает. А если нет? Представьте себе, например, первоклассника, только научившегося связно писать. Есть такое упражнение — списывание. Учитель дает задание. Дети стараются, но к этому времени они уже "дифференцированы". Вот учительница доходит до Пети и видит: Петя сидит, сопит, старается вовсю и все равно делает ошибки. Звучит "мудрое" наставление: "Петя, надо писать внимательнее". Спасает учителя безгласность бедного Пети, иначе он бы сказал: "Я не отвлекаюсь, стараюсь, разве это невнимание?"

На самом деле внимание — абсолютно реальная вещь. Это контроль на основании плана, образца.Если контроль показывает, что действие соответствует плану, и все-таки оно неосуществимо, получить нужный результат невозможно, это заставляет предположить, что дефект не в действии, а в плане. Тогда возникает задача контроля эталона.Но в нем отражаются какие-то особенности ситуации действия, условия задачи и соответствующие способы действия. Следовательно, нужно проследить, соответствуют ли реальные условия действия тем, что отражены в эталоне и годятся ли, следовательно, вообще в данной ситуации.

Для того, чтобы осуществить этот контроль плана, нужно понимать, как он построен, на каких основаниях,т.е. понимать объективные основания своих действий. Это уже значительно более сложная форма контроля.Она направлена не на внешние обстоятельства, а на сам план,на то, что находится в сознании. Это уже рефлексивный контроль(рефлексия — оценка результатов предшествующего мышления).

Этот рефлексивный контроль и дает основание для оценки ситуации.Если обнаруживается ошибка в собственных действиях, то все просто: надо исправить, уточнить способ действия, видоизменить его и продолжать дальше решение той же самой практической задачи. Но если обнаруживается несоответствие плана действия и своих представлений об условиях действияв реальной действительности, то ситуация резко меняется. Она становится проблемной ситуацией (ПС),проблемной в том смысле, что наличные способы действия не годятся, а других нет — значит, нужны новые.

ПС — понятие, которое широко рассматривается в педагогической литературе, но странно интерпретируется: как ситуация незнания, столкновения с чем-то новым, неизвестным. При таком описании опускается из виду очень важная особенность: одна и та же ситуация для разных людей может быть проблемной и не проблемной. ПС — это всегда ситуация для действующего субъекта. Если человек ничего не делает, никакой проблемной ситуации перед ним не возникает.

Использовать ПС в обучении — это не значит просто поставить перед детьми новый вопрос, новую задачу.

В обучении ПС возникает тогда, когда дети, решая какую-либо задачу, упираются в невозможность ее решения. Причем, только в том случае, если обнаруживается недостаточность собственных представлений, оснований своих действий.

Ведь если человек не может что-либо сделать, потому что не умеет, — это не ПС. ПС возникает тогда, когда имеет место рассогласование между представлениями о способах действия и реальной действительностью.

Такое рассогласование нужно обнаружить. И возможность его обнаружения зависит от того, насколько полным, детальным, обоснованным был план действия. Здесь раскрывается парадоксальная взаимозависимость знания и незнания. Есть круг знания и круг незнания. Казалось бы, чем больше первый, тем меньше второй. Но все совсем наоборот. Для того, чтобы осознать свое незнание, нужно очень много знать, и чем больше ты знаешь, тем большим оказывается поле неизвестного. Можно сказать, что незнание у всех людей в принципе одинаково — оно бесконечно, но мы не осознаем его. А ПС начинается тогда, когда мы осознаем факт своего незнания. (Матюшкин. Проблемное обучение м., 1974). Чем обширнее знание, тем содержательнее, обширнее ПС и тем острее она переживается.

Таким образом, ситуация затруднения, в которых оказывается человек в процессе жизнедеятельности, решая определенные задачи, могут быть разными по своей природе: 1) недостаточно полно или правильно использованы уже имеющиеся способы и средства решения, это обнаруживается путем контроля внимания; 2) устраняется или видоизменяется действие, при этом новой задачи не возникает; 3) обнаруживается несоответствие наличных знаний реальной действительности, когда возникает ПС.

Человек по-разному будет оценивать ПС в зависимости от того, какой смысл для него имеет его положение субъекта в этой деятельности.Что ему важно? Разумеется, получить результат конечный. Но получить его можно разными путями. Удовлетворит ли человека посторонняя помощь ("Я что-то делаю, у меня не получается, но я могу пойти к соседу и спросить, как это сделать") или ему важно самому себе доказать, что он это может.

Наши рекомендации