Глава 7.Работа над дыханием.

7.1. Дыхание – основа речи..

В процессе занятий родителям большое внимание следует уделить развитию дыхания у

ребенка. Работу над дыханием начинают с первых месяцев жизни ребенка. Это важно для

общего соматического состояния ребенка и для стимуляции первых звуков.

Для многих детей характерно преобладание брюшного дыхания, большая его частота и

недостаточная глубина. При слабом речевом дыхании затрудняется образование голоса и

речевых шумов.

Ребенок, как правило, выдыхает через нос, выдох слабый. У многих детей отсутствует

дыхание через рот.

Нарушение выдоха у детей при недостаточном объеме их дыхания зависит от

вынужденного неподвижного положения ребенка. При этом нарушена координация

между артикуляцией и дыханием.

Для увеличения речевого выдоха можно выполнять следующие упражнения.

Цель упражнений: увеличение объема дыхания и нормализация ритма.

Упражнение 1 – для нормализации движений диафрагмы.

Ребенок лежит на диване. На счет «раз» сгибаем ему ноги в коленных суставах, «два» -

согнутыми ногами надавливаем на подмышечные впадины, «три» - возвращаем ноги в

исходное положение.

Упражнение 2- для усиления глубины вдоха.

Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». У ребенка усиливается

глубина вдоха под влиянием этого воздуха.

При формировании правильного дыхания левая рука находится на животе ( выдох -

живот втягиваем), правую руку подносим ко рту тыльной стороной для ощущения теплой

струи воздуха.

Работа над речевым дыханием производится в различных положениях ребенка: на спине,

сидя, стоя.

С детьми раннего возраста и при тяжелых двигательных поражениях дыхательные

упражнения производятся в основном в положении на спине – в «рефлекс запрещающей

позиции».

Рефлекс запрещающие позиции.

В случаях спастичности мышц артикуляционного аппарата надо начинать занятия с

выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются

вовсе, либо проявляются минимально.

При тяжелой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих

позициях.

А).Используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса.

В положении на спине голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются. Так же

сгибается спина, бедра и колени.

Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.

Б). Используется при выраженности шейно-тонического рефлекса.

В положении на спине ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль

туловища. Вы помещаете свою руку под шею ребенка, давая возможность голове

свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

В).Используется при выраженности шейного тонического рефлекса. Положение на спине

с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

7.3. Примеры речевой дыхательной гимнастики..

А). Ребенка учат дышать через рот.

Б). Затем вдыхать и выдыхать через нос.

В). Вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Г). Вдыхать через нос и на выдохе произнести гласные звуки – А - А.

Д). Вдыхать через нос и на выдохе произнести слоги – па – па.

7.4. Выработка правильной воздушной струи..

Можно задувать вместе с ребенком свечи.

Глядя на пламя свечи, Денис старался дышать сильнее. Когда у него получалось задуть

свечу, он смотрел на нас и радостно улыбался.

Положите себе на ладонь лепестки цветов или кусочек ваты, подуйте. Потом предложите

ребенку подуть на них.

Можно пускать мыльные пузыри, нюхать цветы, продукты, дуть в дудочку.

Необходимо научить ребенка правильно сморкаться.

Овладение этим умением способствует формированию удлиненного произвольного

выдоха. Для закрепления этой функции необходимо максимально опираться на

ощущения.

Основные правила дыхательной гимнастики.

А). Нельзя переутомлять ребенка.

Б). Необходимо следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не принимал неверную

позу.

В). Обратить внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных

мышц и мышц нижней части живота.

Г). Проводить дыхательную гимнастику надо до еды, в хорошо проветренном помещении.

Подстройка к дыханию.

Если ребенок кричит, то иногда ему надо передохнуть. Дождитесь, когда ребенок

замолчит, чтобы набрать воздух в лёгкие и завопите сами. Дети часто изумленно смотрят

на родителей. А вы невозмутимо заявите, что ваша очередь кричать, а потом его.

Поддерживая зрительный контакт с ребенком, старайтесь уловить периферийным

зрением, в каком ритме поднимаются и опускаются его плечи и грудная клетка. После

этого вы можете изменить ритм своего дыхания и подстроиться к дыханию ребенка.

Этот навык поможет вам управлять своим эмоциональным состоянием.

Научившись дышать в такт с ребенком, вы можете незаметно управлять его дыханием.

Когда ребенок возбужден, не может уснуть, дышите спокойно и равномерно. Вскоре вы

заметите, что дыхание ребенка становится замедленным, и он засыпает.

Наши рекомендации