Объединение мантры с дыханием

С дыханием можно соединять любую мантру, но обычно используют мантру Сохам, поскольку она возникает естественно и соответствует действительным звукам вдоха и выдоха. Внимательно прислушайтесь к своему дыханию; вы услышите звук Со при вдохе и звук Хам при выдохе. Это особенно верно, если вы делаете уджайи пранаяму (3). В зависимости от длительности вдоха, звук Со будет протяжным С-о-о-о-о; звук Хам будет протяжным Х-а-а-м-м-м-м. Тут почти не нужно никакого воображения. Вот почему Сохам — такая мощная мантра: она почти естественным образом возникает из звука дыхания.

Иногда используют мантры Сахам или Хамса. Это абсолютно приемлемо. На самом деле, если вы можете услышать любой другой звук мантры, возникающий из дыхания, то используйте его; от этого не будет абсолютно никакого вреда. По существу, это, напротив, может принести огромную пользу. Если хотите, вы можете использовать мантру АУМ, Рам, Хрим или любую другую. Вы можете использовать мантру, данную вам вашим гуру, либо гаятри мантру:

Аум бхур бхува сваха

Тат савитур вареньям

бхарго девасья дхиимахии

дхийо йо нах прачодаят[27]

В случае гаятри мантры одну ее половину следует произносить на вдохе, а вторую на выдохе. Можно выбрать любую мантру — это не имеет значения, поскольку речь идет просто о технике. Мантра должна прийти к вам естественно, и коль скоро она выбрана, ее не следует менять.

Однако мы советуем вам выбрать мантру Сохам, так как ее использование для аджапы проверено йогами на протяжении веков. Именно эта мантра наиболее способствует непрерывному осознанию в единстве с дыханием. В Куларнава Тантре мантра Сахам (или Сохам) называется Шри Прасадапара, поскольку она дает высшую благодать (прасада) и считается величайшей (пара) из всех мантр.

Смысл Сохам

Смысл мантры Сохам не имеет особого значения для практики аджапы. Тем не менее, его стоит объяснить: Со — Шива или Он; Хам — Ахам или «я есть».

То есть, Сохам означает «я есть Он», или «я — Шива», или «я — сознание». Точно так же можно разделить на части мантру Сахам (Сах + Ахам), получив тот же смысл.

В практике аджапы в качестве метода подтверждения можно постоянно вспоминать этот смысл. Для тех, кто пережил глубокий трансцендентальный опыт, это прекрасный метод сохранения и поддержания такого состояния осознания. Это метод усиления и углубления отождествления. Однако другим людям нет нужды связывать с мантрой Сохам какой-либо смысл. Это не обязательно для получения результатов. Важны лишь постоянное вспоминание и внимательность.

Поза

Аджапу можно практиковать в любой позе, в любом месте и в любое время. Однако для целей фиксированной медитативной практики, которую мы вскоре опишем, лучше всего подходит удобная сидячая асана. Можно использовать падмасану, сиддхасану, сиддха йони асану, ваджрасану, свастикасану, ардха падмасану и сукхасану (4). Подойдет и Шавасана, но эта поза легко приводит ко сну (5).

Соединение уджайи пранаямы и кхечари мудры

И уджайи пранаяма, и кхечари мудра — простые, но очень мощные практики, и для получения максимальной пользы их следует соединять с аджапой (3).

Аджапа - Стадия 1

Описанная ниже техника представляет собой стадию 1, и ее следует практиковать ежедневно до полного освоения, прежде чем переходить к следующей стадии (1).

Техника выполнения

Сядьте в удобную позу. Закройте глаза и расслабьте все тело.

Держите позвоночник вертикально, но без чрезмерного напряжения.

Скажите себе, что на период практики все проблемы и заботы не имеют значения; все внимание должно быть сосредоточено на практике аджапа джапы. Когда вы будете готовы, приступайте к практике. Выполняйте уджайи пранаяму и кхечари мудру. Осознавайте процесс своего дыхания.

Вдыхая, знайте, что вы вдыхаете; выдыхая, знайте, что вы выдыхаете.

Уделяйте все внимание каждому вдоху и выдоху; чувствуйте ритм движения воздушного потока. Продолжайте в том же духе в течение нескольких минут. Затем представьте себе, что дыхание движется между пупком и передней частью горла.

На вдохе дыхание поднимается от пупка к горлу. На выдохе дыхание опускается от горла к пупку.

Поначалу вам может оказаться трудно представить себе этот процесс; не беспокойтесь, просто старайтесь — важно лишь полностью осознавать дыхание.[28]

Позвольте дыханию стать ритмичным, глубоким и продолжительным, но без принуждения; чем больше вы расслабитесь, тем в большей мере дыхание будет автоматически становиться медленным и глубоким.

Продолжайте в том же духе в течение по меньшей мере пяти минут.

Сохраняйте осознание. Если ум блуждает, что он, безусловно, будет делать, не боритесь с этим, но старайтесь одновременно поддерживать осознание дыхания; это нелегко, но вы должны стараться.

Затем следует соединить и согласовать мантру Сохам с восходящим и нисходящим движением дыхания между горлом и пупком.

Вы должны одновременно осознавать восходящее и нисходящее движение дыхания и звук Сохам, возникающий в горле.

Мантра и дыхание должны быть синхронизированы так, чтобы:

Со звучало при восходящем движении вдоха от пупка к горлу. Хам звучало при нисходящем движении выдоха от горла к пупку.

Должно иметь место усиливающееся осознание Сохам, по мере того как при вдохе и выдохе дыхание движется от пупка к горлу и обратно.

Если ваш ум блуждает, позвольте ему это делать, но знайте, что он блуждает, и старайтесь сохранять осознание мантры и дыхания.

Продолжайте в том же духе до конца периода времени, который вы отвели для этой практики.

Осознание

Сущность аджапы, как и всех других медитативных техник, состоит в постоянной внимательности к выполняемой практике. Нет нужды подавлять колебания и отвлечения ума, но вы должны стараться одновременно поддерживать осознание дыхания и мантры. Пусть ум блуждает; все, что вам нужно, — это сохранять осознание.

Благотворное действие

Аджапа приносит такую же пользу, как все другие медитативные практики. То, какую пользу вы действительно получите, полностью зависит от вашего старания, регулярности практики и степени гармонии вашего ума в настоящее время.

Эта практика — прекрасная и необходимая подготовка для крийя-йоги. Она приносит покой и сосредоточенность ума и непосредственно ведет к медитации.

Примечания

1. Аджапа:

стадия 2 — Книга II; урок 21; тема 5.

стадия 3 - Книга II; урок 22; тема 5.

стадия 4 — Книга II; урок 23; тема 4.

стадия 5 — Книга II; урок 24; тема 5.

2. Книга II; урок 14; тема 5.

Книга II; урок 6; тема 6.

3. Книга I; урок 13; тема 5.

4. Книга I; урок 2; тема 5.

Книга I; урок 7; тема 2.

5. Книга I; урок 1; тема 5.

Книга I; урок 2; тема 8.

Программа ежедневных занятий

Две практики, которые мы предложили в этом уроке — нахождение свадхистхана чакры и аджапа, стадия 1, — непосредственно связаны с практиками крийя-йоги. Поэтому мы призываем вас регулярно выполнять их каждый день. Если вам некогда, постарайтесь найти дополнительное время. Их необходимо освоить, чтобы получать максимальную пользу от крийя-йоги.

В крийя-йоге важно быть способным сидеть в сиддхасане (или сиддха йони асане для женщин) и/или в падмасане. Если вы уже способны удобно сидеть в этих позах, то все в порядке, но если вы не можете этого делать, мы рекомендуем вам начать регулярно делать упражнения для раскрепощения ног, описанные ранее (1). Не перенапрягайтесь, так как вы можете травмировать ноги. Постепенно разминайте их в течение длительного времени — скажем, нескольких месяцев.

Асаны, описанные в этом уроке — матсьясана и супта ваджрасана, - а также две асаны со сгибанием вперед из урока 19 (джану сиршасана и ардха падма пасчимоттанасана) чрезвычайно помогают повышать гибкость ног для освоения медитативных поз. Это одна из причин, по которым мы познакомили вас с ними на данном этапе. Постарайтесь включить их в свою программу ежедневных занятий.

Вам следует продолжать практику пранаямы, то есть выполнять пранаяму нади шодхана в сочетании с уддияна бандхой (2). Это продвинутая техника, и чтобы довести ее до совершенства, требуется несколько месяцев практики. Если вам легко выполнять ее с соотношением 1:8:6:2:1:8:6:2, то вы можете увеличить реальную продолжительность каждой части отношения, оставляя само отношение неизменным. И наоборот, если практика оказывается для вас слишком трудной, то вам следует уменьшить продолжительность вдоха, выдоха и т.д. При необходимости, следует прекратить практику уддияна бандхи и выполнять только пранаяму нади шодхана.

Практика Количество повторений Минуты
Программа 1: продолжительность 120 минут   120
Сурья намаскар
Шавасана
Шалабхасана
Шашанкасана
Джану сиршасана или ардха падма пасчимоттанасана
Бхуджангасана
Йога мудра
Ардха матсиендрасана
Сарвангасана
Матсьясана или супта ваджрасана
Шавасана
Нади шодхана
Нахождение муладхара чакры
Нахождение свадхистхана чакры
Аджапа— стадия 1
Программа 2: продолжительность 90 минут  
Сурья намаскар
Шавасана
Шалабхасана
Шашанкасана
Джану сиршасана или ардха падма пасчимоттанасана
Бхуджангасана
Ардха матсиендрасана
Сарвангасана
Матсьясана или супта ваджрасана
Нади шодхана
Нахождение муладхара чакры
Нахождение свадхистхана чакры
Аджапа - стадия 1
Программа 3; продолжительность 60 минут  
Сурья намаскар
Шавасана
Шашанкасана
Джану сиршасана или ардха падма пасчимоттанасана
Бхуджангасана
Ардха матсиендрасана
Сарвангасана
Матсьясана или супта ваджрасана
Нади шодхана
Нахождение свадхистхана чакры
Аджапа-стадия 1
Программа 4: продолжительность 30 минут 30    
Сурья намаскар
Шавасана
Джану сиршасана или ардха падма пасчимоттанасана
Ардха матсиендрасана
Сарвангасана
Матсьясана или супта ваджрасана
Нади шодхана

Старайтесь находить время для практики аджапы, стадии 1 и нахождения свадхистхана чакры.

Примечания

1. Книга I; урок 1; тема

3. Книга I; урок 6; тема 4.

2. Книга II; урок 18; тема 4.

Урок 21

Великий святой, махатма, йог, пророк или джняни живет на этой земле подобно любому другому человеческому существу. Как и все остальные, он думает, радуется и ест. Огромная разница между йогом и обычным человеком заключается в том, что он пробудил дремлющую в человеке способность, именуемую... осознанием. Он развил эту способность, в то время как у обычного человека она не развита. Он всегда осознает. Его называют драшта — видящим. Он — свидетель событий. Вашей целью на пути к реализации и пробуждению вашего дремлющего потенциала должно быть постепенное развитие в себе этой способности осознания. Вы должны стараться стать видящим.

Свами Сатьянанда Сарасвати

Тема 1Мозг

В этом уроке мы знакомим вас с сиршасаной — позой стойки на голове (1). Эта асана оказывает глубокое и благотворное влияние на все тело; однако наиболее ярко выражено её воздействие на мозг. Данная тема призвана облегчить вам понимание того, каким образом сиршасана может помочь улучшению функционирования мозга и, тем самым, здоровья всего тела.

Введение

Мозг служит вратами между умом и физическим телом. В частности, он может считаться частью физического тела, но не частью ума. Многие люди путают мозг с умом, хотя они представляют собой совершенно разные сущности. Мозг -это своего рода коммутатор между более тонкими сферами бытия и физическим телом. Это перекресток между внутренним и внешним мирами. Без него человек был бы полностью беспомощным, не способным общаться с внешним окружением и действовать в нем. Это управляющий инструмент или компьютер, позволяющий каждому человеку выражать себя в мире, переводить мысли в действия. Без мозга вы были бы не способны говорить, ходить, сидеть, есть, читать и выполнять множество других действий, которые мы считаем настолько само собой разумеющимися, что никогда о них не задумываемся. Все эти действия зависят от работы мозга. Чем лучше его состояние, тем лучше мы способны действовать и выражать себя в жизни.

Неэффективная работа мозга немедленно приводит к снижению нашей способности помнить, сосредоточиваться, логически мыслить, и так далее. Память, сосредоточение, интеллект и другие аналогичные способности - это функции ума, но вы не можете использовать их в полной мере, если мозг не работает должным образом. Мысли выражаются именно через мозг. Именно мозг опосредует наше умственное сосредоточение, именно с помощью мозга могут выражаться интеллектуальные способности ума. Поэтому мы подчеркиваем очевидное: мозг — это очень важный орган. Он служит средством, с помощью которого ум выражает себя.

Кроме того, мозг является центральным координатором множества больших и малых функций, непрерывно осуществляющихся в физическом теле — от роста каждого отдельного волоска на вашей голове до ритма сердцебиения; от реакций на ощущение укуса комара до переваривания пищи; от способности речи до действия белых клеток крови при заживлении ран. Мозг никогда не отдыхает. Подобно сердцу и легким, он работает день и ночь. Он постоянно бодрствует; будь это не так, телу был бы нанесен непоправимый вред. Мозг представляет собой биохимический компьютер, по своей сложности далеко превосходящий самые совершенные цифровые компьютеры, созданные современной наукой, и к тому же занимающий совсем немного места.

Просто на минуту задумайтесь о том, что вы носите на своих плечах компьютер, который невообразимо сложнее всего, что описано даже в самых смелых полетах воображения наиболее талантливых писателей-фантастов. Мозг настолько сложен, что совершенно потрясает современных неврологов; они испытывают такое же благоговение, как современные астрономы, которые вглядываются в космос и понимают, как мало им известно об окружающей вселенной; они чувствуют себя как человек, пытающийся вычерпать море маленькой чашкой. Таковы невероятные природа и сложность мозга, которым обладает каждый из нас. К сожалению, лишь немногие люди используют его в должной мере. Этот орган представляет собой инструмент, посредством которого мы можем выражать огромное нетронутое знание ума. Однако немногие люди эффективно используют мозг для этой цели. Вместо этого они обращаются со своим мозгом подобно ребенку, играющему с новейшим электронным компьютером. Потенциал, заключенный в уме каждого человека, редко выражается во внешнем мире.

Приведем несколько потрясающих фактов. Говорят, что в одном кубическом миллиметре мозга содержится около пятидесяти тысяч нервных клеток (нейронов). Эта цифра может показаться не такой уж большой, но она означает, что весь человеческий мозг содержит приблизительно десять—тринадцать миллиардов нейронов. Каждый из этих нейронов непосредственно связан с тысячами других нейронов. Получающееся при этом количество связей способно ошеломить даже математика или астронома, привыкшего оперировать большими числами.

Сообщения между нейронами и нервными клетками, расположенными по всему телу, передаются как электрически, так и химически. У нейронов имеются округлые отростки (именуемые синапсами), выделяющие химические вещества, которые пересекают микроскопические щели между отдельными клетками и заставляют соседние клетки выделять в ответ собственные химические вещества. Этот процесс создает возможность передачи электрического сигнала от одной клетки к другой. Скорость, с которой клетки могут передавать свои химические сообщения, просто удивительна. Некоторые из таких химических реакций происходят всего за одну миллионную долю секунды. В передаче простых данных от органов чувств к мозгу может участвовать до ста тысяч нейронов. Например, вы укололи большой палец булавкой; вы почувствуете боль, вскрикнете и быстро вытащите булавку. Весь процесс занимает не более секунды. В любой момент в мозгу происходит множество аналогичных процессов.

Все части мозга постоянно работают. Это означает, что в любой момент в возбужденном состоянии находятся миллионы нейронов. Неудивительно, что мозгу требуется огромное количество энергии. Доставка этой энергии в мозг зависит от эффективного кровоснабжения. Сиршасана значительно улучшает кровоснабжение мозга. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что сиршасана существенно повышает его эффективность.

В мозгу существует непрерывно меняющийся рисунок нервных импульсов, которые одновременно выполняют миллионы вычислений. Говорят, что мозг постоянно получает и анализирует около двух миллионов зрительных сигналов (поступающих через два миллиона нервных окончаний в глазах) и около ста тысяч звуковых сигналов (от ста тысяч нервных окончаний в ушах). Помимо этого, мозг постоянно получает и перерабатывает миллионы нервных импульсов от других частей тела. И все это происходит у вас в голове.[29]

Мозг и ум

Возможно, вас интересует, почему мы столь решительно разделяем мозг и ум. Ответ прост и очевиден — они представляют собой совершенно разные сущности. Однако не следует верить на слово - вы должны узнать это для себя сами посредством практики йоги. Современная наука уже начинает проводить такое различие, и ниже мы приводим несколько примеров открытий современной нейронауки, которые это подтверждают.

Неврологические исследования обнаружили, что память хранится в мозгу не так, как в современных цифровых компьютерах, где каждый бит информации находится в отдельной клетке (ячейке). При удалении или выходе из строя половины мозга память не пропадает. Способность человека к вспоминанию ухудшается, но сама память остается неповрежденной. На первый взгляд это может показаться загадочным, но ответ прост, если смотреть на вещи с точки зрения йоги. Память находится в уме, а на более тонкий ум повреждение не оказывает непосредственного влияния, за исключением того факта, что ум не может использовать все возможности инструментария мозга. Поэтому вмешательство в мозг не обязательно воздействует на ум и память.[30] Мозг служит средством, с помощью которого человек выражает воспоминания ума; это более грубый инструмент. Мозг представляет собой переключающий механизм. Наука начинает обнаруживать факты, указывающие на различие между мозгом и умом, но пока ученые еще не пришли к окончательным выводам на этот счет. В настоящее время слова «мозг» и «ум» употребляются почти как синонимы, но скоро неврологические исследования докажут, что ум — это более тонкий инструмент, чем мозг. Один ученый заявил, что исследования мозга могут открыть новый мир. Вероятно, он не осознавал полного смысла своего утверждения и той истины, что новый мир, лежащий за пределами мозга, — это ум.

Нейронаука сделала и много других интересных открытий, которые вызвали замешательство, поскольку они не согласуются с существующими теориями мозга. Например, ученые-медики до сих пор не обнаружили анатомический мозговой центр, непосредственно отвечающий за познание и обучение. Исследователи не могут найти никакого объяснения обучению, и это кажется поразительным, поскольку именно способность к обучению составляет одну из отличительных особенностей человека.[31] Один известный невролог сказал:

«Для обучения не существует никакой научной основы... оно не может происходить... и, тем не менее, происходит».

Такова дилемма, к которой подошла современная наука. Ей известно — как и всем нам, — что обучение происходит, но она не может обнаружить какой-либо части мозга, непосредственно связанной с обучением.[32] Как такое может быть? С точки зрения йоги, ответ очень прост: процесс обучения происходит в уме, который лежит за пределами мозга. Чтобы обнаружить процесс обучения, неврологам придется начать заниматься медитативными техниками. Тогда они поймут, где находятся центры обучения и памяти.

Исследования мозга приводят неврологов в замешательство. В одном журнале исследователь написал, что «...мозг мыслит о себе, мысля о себе, мыслящем о себе».

Это кажется головоломкой — и оказывается таковой, если пытаться понимать умственные процессы, исследуя только органический мозг. Загадка перестает быть загадкой при рассмотрении функционирования более тонкого инструмента — ума и сознания.

Основная анатомия мозга

О различных частях и функциях мозга можно было бы с легкостью написать толстую книгу. В действительности, в нашей библиотеке есть книга по нейроанатомии человека, в которой почти тысяча страниц обоснованных фактов и схем, касающихся мозга. Здесь мы хотим лишь кратко описать основные функции, чтобы вы могли оценить важность совершенной функциональной эффективности мозга. Если вы заинтересованы в более полном изучении этой темы, то вам следует найти подходящий учебник.

Мозг можно очень приблизительно подразделить на три отдела: нижний, средний и высший.[33] На самом низком уровне находятся механизмы, которые управляют кровяным давлением, глубиной и частотой дыхания, температурой тела, процессом пищеварения и т.д. Кроме того, много автоматических или рефлекторных центров имеется в спинном мозге; они заведуют множеством функций тела, не нуждающихся в контроле головного мозга.

Средний мозг действует подобно сложному коммутатору. Он получает импульсы от всех частей тела, сортирует их и передает важные сигналы в высший мозговой центр. Он играет роль шлюза, который ограничивает передачу несущественной информации в высшие центры. Действуя как привратник, он пропускает через ворота только определенные данные. Тем самым он предотвращает перегрузку высшего мозга ненужной информацией.

Верхний, или высший, отдел мозга называется корой. Именно эта часть мозга структурно отличает человека от животных. У рыб и птиц почти нет корковой ткани; среди животных самая большая кора мозга у шимпанзе, тогда как человек, несомненно, обладает самой большой корой мозга из всех земных существ.[34]

Кора головного мозга (точнее, новая кора. — Пер.) заполняет купол черепа; она поделена на две отдельные части (большие полушария. — Пер.). Каждое полушарие связано нервами с противоположной ему стороной тела, так что правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое полушарие - правой. У большинства людей левое полушарие является доминантным; оно связано с такими функциями, как восприятие и порождение речи, а также аналитическое мышление, например, решение математических проблем. Правое полушарие, в основном, ответственно за пространственное восприятие, синтетическое мышление и эстетическое восприятие. Полушария соединяются друг с другом пучком нервных волокон, который называется мозолистым телом.[35] В новой коре располагаются центры, которые принимают и интерпретируют данные, приходящие от тела через средний мозг. Эти центры расшифровывают данные о внешней среде, поступающие от органов чувств — глаз, ушей и т.д. Вся входящая информация интерпретируется путем сравнения с прошлым опытом, хранящимся в памяти, и на основе этого принимаются подходящие решения, после чего телу даются команды на выполнение соответствующих действий.[36] Клетки и центры новой коры действуют как приемники и передатчики мысли. Они играют роль переходного звена, в котором осуществляется связь между умом и мозгом.[37]

Мозг состоит из двух основных видов тканей, которые называются серым веществом и белым веществом. Серое вещество состоит из нервных клеток, а белое вещество — из нервных волокон (отростков, соединяющих нервные клетки). В отличие от большинства других клеток тела нервные клетки не восстанавливаются и не воспроизводятся. Считается, что каждый человек рождается с полным комплектом этих нервных клеток, который остается у него на всю жизнь. В период детства они растут, но их количество не увеличивается.[38] Если клетки умирают, то умирают и нервные волокна, и наоборот. Волокна соединяют нервные клетки между собой, а также соединяют мозг со всеми частями тела. Они могут достигать пятидесяти сантиметров в длину. По примерной оценке, имеется около двухсот миллионов входящих и исходящих волокон, связывающих мозг с остальным телом.

Ниже приводится краткое описание основных функциональных отделов мозга.

Мозжечок представляет собой образование размером с кулак, расположенное в задней нижней части мозга позади верхушки позвоночника. Мозжечок отвечает за поддержание мышечного тона всего тела. Он посылает непрерывный поток импульсов в двигательные нервы и таким образом поддерживает мышцы в надлежащем состоянии частичного сокращения. Кроме того, мозжечок координирует движения мышц и согласовывает сложные мышечные действия. Весь этот процесс происходит автоматически.[39]

Таламус находится в средней части мозга. Он представляет собой релейную, или передаточную, станцию, направляющую потоки информации в высшие центры мозга после отсортировки нежелательных данных. Кроме того, это область, где так называемые протопатические ощущения достигают порога сознательного восприятия. Протопатические ощущения — это инстинктивные сигналы, указывающие на боль, удовольствие и т. п. в различных частях тела, безотносительно к их важности, смыслу и т.д. Другие, более избирательные ощущения, называются эпикритическими; пройдя через таламус, они сознательно воспринимаются в новой коре.

На верхушке позвоночника располагается гипоталамус, непосредственно связанный с таламусом; он составляет часть лимбической системы и отвечает за наши эмоциональные состояния и реакции. Это центр, который создает эмоциональные реакции счастья, несчастья, гнева и т. п. Его нередко тормозят более высокие центры мозга, так что человек подавляет эмоциональные реакции. Мозговые центры вознаграждения (удовольствия) и наказания (боли) также находятся в гипоталамусе. Интересно отметить, что центр удовольствия заметно больше центра боли. Кроме того, гипоталамус является главным управляющим центром симпатической и парасимпатической нервных систем. Эти две системы связаны с управлением и активацией всех органов тела, от сердца до глаз и от кожи до органов дыхания.

Вдобавок, в гипоталамусе находится центр бодрствования, состоящий из симпатических нервов, и центр сна, состоящий из парасимпатических нервов. Поэтому гипоталамус составляет очень важную часть мозга.[40]

К числу других частей мозга относятся центральная борозда, теменная доля и затылочная доля, где осуществляется большинство функций, связанных с восприятием и интерпретацией кожных ощущений — прикосновения, температуры и давления, слуховых и зрительных сигналов, движений глаз, обонятельных и вкусовых сигналов, речи и т. п.[41]

Хорошо известная область мозга, именуемая фронтальной (передней) долей, располагается за лбом. Именно этот центр яснее всего отличает человека от животных. Это часть мозга, отвечающая за такие качества, как честность, порядочность, мораль, справедливость, благоразумие, дружбу и многие другие чисто человеческие характеристики. Это так называемая молчащая область мозга, которая определяет природу отдельного человека. Повреждение или неадекватное функционирование этой области может сделать человека беспечным, подавленным, испуганным, вызвать у него умственное расстройство или утрату всякого ощущения ценностей. Это — центр личности. Считается также, что это инструмент или центр извлечения воспоминаний ума; это показывает тот факт, что электрическая или нервная стимуляция этой области вызывает вспоминание прошлого опыта, хорошего и плохого. Эта часть мозга действует как коммутатор ума.[42]

Нервная система

Нервная система представляет собой продолжение мозга, хотя мозг тоже может считаться частью нервной системы — все зависит от определения. Мозг сообщается со всем остальным телом через нервы позвоночника и множество других нервов вне позвоночника. Мозг подобен телефонной станции, а нервы - тысячам телефонных линий, соединяющих телефонную станцию с отдельными телефонными аппаратами. К мозгу и от мозга движутся бесчисленные сигналы, поддерживая прямую связь между ним и всеми мышцами, органами и частями тела. Большинство этих сигналов не достигают уровня сознательного восприятия.

Существуют две основные группы нервов. Одна из них — сенсорные нервы, которые передают в мозг информацию о внешней среде и физическом состоянии тела — боли, температуре и т. п. Для каждого вида чувственного восприятия требуется специальный рецептор. Ощущения, связанные с болью, удовольствием и осязанием, зависят от особых сенсоров; последние не могут воспринимать другие ощущения. Во всем теле имеются тысячи этих различных сенсоров. Нервные импульсы от этих датчиков движутся к мозгу по специальным нервным путям, откуда они перенаправляются в отдельные центры мозга, специализирующиеся на ощущениях того или иного типа. Затем они интерпретируются в соответствии с прошлым опытом.

Вторая группа называется моторными (двигательными) нервами. Они вступают в игру, когда в ответ на интерпретацию нервных импульсов, поступающих по сенсорным нервам, требуется то или иное действие. Двигательные нервы передают от мозга ясные команды мышцам, приказывая им двигаться определенным образом. Возьмем такой пример. Допустим, вы читаете книгу. Ваш взгляд привлекает нечто интересное. Сенсорная информация передается в мозг. Мозг реагирует на нее, посылая ряд команд мышцам пальцев, рук и предплечий, приказывая им переворачивать страницы книги в поисках дополнительной информации. Сенсорные и двигательные нервы действуют как постоянная система обратной связи.

Такая же обратная связь действует в случае нервов, передающих ощущения запаха и вкуса от рецепторов, находящихся в носу и во рту. Если мы пробуем какую-либо пищу, то сразу же знаем, нравится она нам или нет. Вкусовые сосочки на языке представляют собой чувствительные рецепторы, которые немедленно посылают сообщение в мозг; в результате мы знаем, продолжать ли нам есть или нет. Точно так же действует приятный запах хорошо приготовленной пищи. Оба эти вида ощущений не только позволяют наслаждаться пищей, но и заставляют пищеварительные органы готовиться к перевариванию пищи.

Именно нервная система позволяет мозгу получать информацию от глаз. В каждом глазу имеются миллионы маленьких рецепторов, которые чувствительны к свету; они обнаруживают и разные цвета. Когда глаза на что-нибудь смотрят, на экране из этих рецепторов (сетчатке), находящемся на задней стенке глаза, формируется картинка или образ. Сенсоры передают сообщения мозгу, который их интерпретирует. Таким образом, у человека создается зрительное представление об объекте.[43]

Точно так же обстоит дело с ушами; в них содержатся тысячи крохотных рецепторов, чувствительных к различиям высоты, тональности и качества звука.[44] Все разнообразные звуки, раздающиеся в любой момент, передаются в мозг, где они интерпретируются и распознаются в качестве ранее уже слышанных. Если это приятный звук, например, красивая музыка, то она вызовет радостную эмоциональную реакцию. Без мозга мы были бы неспособны распознавать любые звуки.

Самый важный отдел нервной системы — это автономная нервная система, включающая в себя симпатические и парасимпатические нервы. Они необходимы для поддержания совершенного равновесия и гармонии в функционировании всех физических органов (2).

Из сказанного должно быть абсолютно ясно, что без мозга и нервной системы мы были бы полностью неспособны воспринимать внешний мир; кроме того, было бы невозможно согласование внутренних органов для их совместной работы ради здоровья и благополучия всего тела. То, в какой степени мы можем жить полной жизнью, зависит от эффективности мозга. Различные практики йоги, особенно сиршасана, помогают сделать мозг совершенно работающим инструментом.

Эндокринная система

Железы внутренней секреции дополняют нервную систему, особенно симпатические и парасимпатические нервы. Вместе они образуют единую нейроэндокринную систему, которая объединяет и координирует процессы обмена веществ в организме, а также управляет способностью тела справляться с изменениями внутренних и внешних условий. Обе системы работают рука об руку. Однако важное различие между ними состоит в том, что нервные реакции являются быстрыми и кратковременными, тогда как эндокринные реакции развиваются медленно и сохраняются длительное время, вызывая в теле устойчивые изменения. То есть, нервная система вызывает быстрые изменения в теле, а эндокринная система придает этим изменениям постоянство.

Железы распределены по всему телу и выделяют в кровоток особые химические вещества, именуемые гормонами. Таким путем гормоны попадают во все части тела. Они активируют определенные органы, реагирующие на конкретные гормоны. Таким образом в организме вызываются изменения в соответствии с указаниями мозга, который также выполняет роль главного управляющего центра эндокринной системы.

Железы не работают независимо друг от друга — каждая железа реагирует на влияние других желез и модифицирует его. Вследствие этого расстройство эндокринной системы в целом или одной из желез может иметь отрицательные последствия для здоровья всего тела. Практики йоги помогают гармонизировать всю эндокринную систему и повышают эффективность работы отдельных желез.

Главные железы эндокринной системы — это гипофиз, шишковидная железа, щитовидная и паращитовидные железы, надпочечники, яичники у женщин и тестикулы (яички) у мужчин. Мыв особенности хотим описать здесь две железы, находящиеся в мозгу, поскольку именно на эти железы непосредственно влияет сиршасана. Другие железы также испытывают влияние, но более косвенное.

Шишковидная железа

Это очень интересная, однако мало изученная железа. Ее функция не вполне ясна, и озадаченные ученые-медики до сих пор пытаются раскрыть ее тайны. Она находится в середине мозга и имеет размер горошины. Многие ученые считали ее органом, утратившим свою роль в ходе эволюции человека. То есть, она использовалась, когда человек был более примитивным. Однако это представляется маловероятным, поскольку она имеет очень мощное кровоснабжение. В расчете на единицу тела она занимает по интенсивности кровоснабжения второе место в организме после почек. Это предполагает, что у нее есть чрезвычайно важная функциональная роль, которую ученые еще не поняли. Хотя физиологическую роль шишковидной железы невозможно точно опред

Наши рекомендации