Следует выполнять только те просьбы ребенка, которые он

Выражает или сопровождает речью. При этом следует учитывать

Его речевые возможности.

Если у ребенка возникают трудности в речи, то надо давать

образец выполнения. Это дисциплинирует ребенка, он учится

контролировать свое произношение.

Если мой сын говорил невнятно, я просила повторить, что он

сказал, и предупреждала: «Говори правильно. Ты плохо говоришь, я не

понимаю».

Посещайте музеи, театры, ходите в цирк, зоопарк, в бассейн,

развивайте ребенка разносторонне, помните о силе искусства.

Например, для развития и увеличения словарного запаса я

использовала настольную игру-лото в картинках. В процессе игры

дети запоминают новые слова.

Когда я начинала читать вслух «Сказку о царе Салтане» А.С.

Пушкина своему ученику Жене с синдромом Дауна, он не знал, что

такое «царь», «царица», не понимал значения многих слов. Но у меня

была полная уверенность, что именно Пушкин, с его ритмом,

мелодичностью, богатством языка поможет нам в дальнейшем

развитии речи. Несколько раз я читала сказку. Потом мы вместе

смотрели художественный фильм. Я объясняла значения слов,

поведение главных героев.

Потом мы читали другие сказки, смотрели другие фильмы —

«Золушка», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Буратино»,

«Мэри Поппинс». Я замечала, с каким интересом Женя слушал меня,

он задавал вопросы, смеялся и адекватно реагировал на

происходящее на экране, он все понимал.

Я поражалась великой силе искусства и радовалась за всех своих

учеников.

Когда сын начинал сомневаться, я всегда говорила, что он

умный, все может, нужно только постараться. И моя уверенность

передавалась ему.

Нужно радоваться даже незначительным успехам, чаще хвалить

ребенка, идти от одной цели к другой. Ваша вера в ребенка помогает

ему преодолевать трудности в обучении.

Другой пример.

Когда мой ученик с синдромом Дауна говорил: «Не могу ду

мать, ума нет...», то я отвечала: «Ну что ты, ум у тебя есть,

много ума, надо думать». Он удивленно смотрел на меня, потом

спрашивал, люблю ли я его. Получив утвердительный ответ, задавал

следующий вопрос — хороший ли он. Я отвечала — да, хороший,

умный, все умеешь. Он горестно отвечал — не могу. Я говорила —

ты просто хитрый и немного ленивый, не хочешь думать. Тогда он

радостно смеялся и начинал думать, отвечал правильно, радовался и

произносил: «Я умный, умный!».

У каждого ребенка есть свои особенности, свои увлечения,

развивайте их, поддерживайте своего ребенка, помогите раскрыться

его таланту.

Кто-то хорошо рисует, кто-то занимается танцами, пантомимой, у

кого-то успехи в спорте.

Сын увлекался электроникой, я покупала схемы, наборы «Юный

электрик». Он сам что-то паял, пытался делать цветомузыку — и

сделал. И ни одна дискотека в школе не проходила без его участия.

Он чувствовал свою значимость, необходимость.

Если ваш сын увлекается машинами, покупайте модели,

конструкторы, пусть собирает, думает. У девочек богатый выбор — от

вышивания, вязания до конструирования моделей одежды,

приготовления вкусных блюд и кондитерских изделий, занятий

танцами. Любит ваш ребенок делать прически куклам — развивайте в

нем это. Возможно, со временем он превратится в знаменитого

стилиста или визажиста-парикмахера.

Каждый ребенок — это огромный мир со своими интересами,

талантами.

Научив ребенка общаться с помощью речи, радуйтесь богатству

мира вашего ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часто медико-педагогические комиссии отказывают ребенку в

возможности обучения и направляют в социальный интернат для

необучаемых детей.

Родители, имеющие ребенка с генетическими заболеваниями,

например, синдромом Дауна, с трудом добиваются направления во

вспомогательные и коррекционные школы.

Мой опыт показывает, что для особенных детей есть много

возможностей обучения. Можно добиться интеллектуальной,

психической и социальной адаптации ребенка в современном

обществе.

Особенные дети усваивают учебный материал! Они могут

обучаться и в коррекционной, и в массовой школе, продолжать

обучение в училище и университете.

Время идет вперед. Развивается наука и медицина. Есть

высококвалифицированные педагоги, которые обучают особенных

детей. Медленно, но решается вопрос об инклюзивном образовании

детей с ограниченными возможностями. Уже сейчас многие школы

принимают на обучение особенных детей.

А пока эти вопросы решаются на государственном уровне, ваш

ребенок уже сейчас хочет и должен научиться общаться с помощью

речи.

И если родители научат своего особенного ребенка

разговаривать, то цель, которую поставил перед собой автор, будет

достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

2. Власова ТА., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в

развитии. — М.: Просвещение, 1967.

3. Кун Д. Основы психологии. — М.: Прайм-Еврознак, 2004.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.:

Просвещение, 1985.

5. Зыков С А., Кузьмичева Е.П., Зыкова Т.С. Звездочка. — М.:

Просвещение, 1981.

6. Качесов В А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. — СПб:

ЭЛБИ-СПб, 2005.

7. Корсунская БД. Читаю сам. — М.: Просвещение, 1985.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.:

Просвещение, 1968.

9. Настин КВ. Психолингвистика. — М.: МПСИ, 2007.

10.

11. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973.

12. Рождественская В.И., Родина ЕМ. Воспитание

правильной речи у детей дошкольного возраста. — М.:

Просвещение, 1967.

13. Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения.

— М.: Просвещение, 1983.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного

произношения. — М.: Просвещение, 1981.

15. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И.

Селиверстовой. — М.: Владос, 1997.

Т.Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка

Выпускающий редактор Е.В. Полякова Верстка Е.П.

Воронцова

Формат 60x90 1/16. Усл. печ. л. 5,25

Подписано в печать 17.06.2009 Тираж 150

экз.

Издательский дом «Регламент»

125008, Москва, ул. Б. Академическая, 39

Тел./факс (495) 921-2334 (многоканальный)

Отпечатано в ООО «КОНТЕНТ-ПРЕСС» 127206,

Москва, Чуксин тупик, 9__

Наши рекомендации