Следует выполнять только те просьбы ребенка, которые он
Выражает или сопровождает речью. При этом следует учитывать
Его речевые возможности.
Если у ребенка возникают трудности в речи, то надо давать
образец выполнения. Это дисциплинирует ребенка, он учится
контролировать свое произношение.
Если мой сын говорил невнятно, я просила повторить, что он
сказал, и предупреждала: «Говори правильно. Ты плохо говоришь, я не
понимаю».
Посещайте музеи, театры, ходите в цирк, зоопарк, в бассейн,
развивайте ребенка разносторонне, помните о силе искусства.
Например, для развития и увеличения словарного запаса я
использовала настольную игру-лото в картинках. В процессе игры
дети запоминают новые слова.
Когда я начинала читать вслух «Сказку о царе Салтане» А.С.
Пушкина своему ученику Жене с синдромом Дауна, он не знал, что
такое «царь», «царица», не понимал значения многих слов. Но у меня
была полная уверенность, что именно Пушкин, с его ритмом,
мелодичностью, богатством языка поможет нам в дальнейшем
развитии речи. Несколько раз я читала сказку. Потом мы вместе
смотрели художественный фильм. Я объясняла значения слов,
поведение главных героев.
Потом мы читали другие сказки, смотрели другие фильмы —
«Золушка», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Буратино»,
«Мэри Поппинс». Я замечала, с каким интересом Женя слушал меня,
он задавал вопросы, смеялся и адекватно реагировал на
происходящее на экране, он все понимал.
Я поражалась великой силе искусства и радовалась за всех своих
учеников.
Когда сын начинал сомневаться, я всегда говорила, что он
умный, все может, нужно только постараться. И моя уверенность
передавалась ему.
Нужно радоваться даже незначительным успехам, чаще хвалить
ребенка, идти от одной цели к другой. Ваша вера в ребенка помогает
ему преодолевать трудности в обучении.
Другой пример.
Когда мой ученик с синдромом Дауна говорил: «Не могу ду
мать, ума нет...», то я отвечала: «Ну что ты, ум у тебя есть,
много ума, надо думать». Он удивленно смотрел на меня, потом
спрашивал, люблю ли я его. Получив утвердительный ответ, задавал
следующий вопрос — хороший ли он. Я отвечала — да, хороший,
умный, все умеешь. Он горестно отвечал — не могу. Я говорила —
ты просто хитрый и немного ленивый, не хочешь думать. Тогда он
радостно смеялся и начинал думать, отвечал правильно, радовался и
произносил: «Я умный, умный!».
У каждого ребенка есть свои особенности, свои увлечения,
развивайте их, поддерживайте своего ребенка, помогите раскрыться
его таланту.
Кто-то хорошо рисует, кто-то занимается танцами, пантомимой, у
кого-то успехи в спорте.
Сын увлекался электроникой, я покупала схемы, наборы «Юный
электрик». Он сам что-то паял, пытался делать цветомузыку — и
сделал. И ни одна дискотека в школе не проходила без его участия.
Он чувствовал свою значимость, необходимость.
Если ваш сын увлекается машинами, покупайте модели,
конструкторы, пусть собирает, думает. У девочек богатый выбор — от
вышивания, вязания до конструирования моделей одежды,
приготовления вкусных блюд и кондитерских изделий, занятий
танцами. Любит ваш ребенок делать прически куклам — развивайте в
нем это. Возможно, со временем он превратится в знаменитого
стилиста или визажиста-парикмахера.
Каждый ребенок — это огромный мир со своими интересами,
талантами.
Научив ребенка общаться с помощью речи, радуйтесь богатству
мира вашего ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часто медико-педагогические комиссии отказывают ребенку в
возможности обучения и направляют в социальный интернат для
необучаемых детей.
Родители, имеющие ребенка с генетическими заболеваниями,
например, синдромом Дауна, с трудом добиваются направления во
вспомогательные и коррекционные школы.
Мой опыт показывает, что для особенных детей есть много
возможностей обучения. Можно добиться интеллектуальной,
психической и социальной адаптации ребенка в современном
обществе.
Особенные дети усваивают учебный материал! Они могут
обучаться и в коррекционной, и в массовой школе, продолжать
обучение в училище и университете.
Время идет вперед. Развивается наука и медицина. Есть
высококвалифицированные педагоги, которые обучают особенных
детей. Медленно, но решается вопрос об инклюзивном образовании
детей с ограниченными возможностями. Уже сейчас многие школы
принимают на обучение особенных детей.
А пока эти вопросы решаются на государственном уровне, ваш
ребенок уже сейчас хочет и должен научиться общаться с помощью
речи.
И если родители научат своего особенного ребенка
разговаривать, то цель, которую поставил перед собой автор, будет
достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
2. Власова ТА., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в
развитии. — М.: Просвещение, 1967.
3. Кун Д. Основы психологии. — М.: Прайм-Еврознак, 2004.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.:
Просвещение, 1985.
5. Зыков С А., Кузьмичева Е.П., Зыкова Т.С. Звездочка. — М.:
Просвещение, 1981.
6. Качесов В А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. — СПб:
ЭЛБИ-СПб, 2005.
7. Корсунская БД. Читаю сам. — М.: Просвещение, 1985.
8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.:
Просвещение, 1968.
9. Настин КВ. Психолингвистика. — М.: МПСИ, 2007.
10.
11. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973.
12. Рождественская В.И., Родина ЕМ. Воспитание
правильной речи у детей дошкольного возраста. — М.:
Просвещение, 1967.
13. Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения.
— М.: Просвещение, 1983.
14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
произношения. — М.: Просвещение, 1981.
15. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И.
Селиверстовой. — М.: Владос, 1997.
Т.Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка
Выпускающий редактор Е.В. Полякова Верстка Е.П.
Воронцова
Формат 60x90 1/16. Усл. печ. л. 5,25
Подписано в печать 17.06.2009 Тираж 150
экз.
Издательский дом «Регламент»
125008, Москва, ул. Б. Академическая, 39
Тел./факс (495) 921-2334 (многоканальный)
Отпечатано в ООО «КОНТЕНТ-ПРЕСС» 127206,
Москва, Чуксин тупик, 9__