Упражнения при малоподвижном языке

1. Кончик языка охватывается марлевой салфеткой, и ребенок рукой выдвигает его вперед.

2. Ко рту поднести конфету или намазать вареньем нижнюю губу.

3. Положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться шпателем.

4. Положить кусочек сахара между щекой и зубами.

5. Намазать вареньем уголок рта.

6. Намазать вареньем верхнюю губу.

7. Движения языка вперед-назад.

8. Легкое покусывание зубами кончика языка.

9. Движения языка вправо-влево.

10. Поднятие языка за верхние зубы.

Последнее движение вырабатывается постепенно.

Причмокивание губами комбинируется с выдвижением языка вперед.

Затем язык продвигается между губами, ребенок причмокивает им.

Губы отодвигаются, производится прищелкивание спинкой языка о края верхних зубов.

Устранение слюнотечения

Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.

Гимнастика артикуляционного аппарата

1. Открывание и закрывание рта.

2. Удержание рта открытым.

3. Оскал зубов — вытягивание губ хоботком (поочередно).

4. Вводится палец или леденец, затем выдергивается.

При наличии плотного обхвата губами и всасывающих движений щек возникает щелкающий звук. Уменьшением размера леденца создается большее напряжение мышц губ.

5. Удержание губами трубочек разного диаметра или зонда.

6. Вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

7. Вытягивание губ — растягивание в улыбку при разомкнутых губах.

8. Вытягивание верхней губы вместе с языком.

9. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к зубам.

10. Прикусывание нижней губы верхними зубами.

11. Втягивание нижней губы под верхнюю.

12. Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Для контроля диафрагмального вдоха нужно положить руку на живот в области диафрагмы.

2. Для выработки удлиненного выдоха используют упражнения типа задувания свечи, надувания шариков.

3. Можно дуть на вату, надувать мыльные пузыри.

4. Продувать шарик через трубочки разной длины.

Работа над голосом

Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослого. Работа над звуками (в основном гласными), слогами, словосочетаниями с использованием фонетической ритмики предполагает одновременную работу над голосом. Устраняя возникшие дефекты голоса (нарушение его высоты и силы, гнусавость, хриплость), необходимо в первую очередь использовать слуховой диапазон особенных детей.

Элементы работы над голосом:

1. Отрабатывается длительное и короткое звучание.

2. Отрабатывается повышение и понижение голоса.

3. Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука «М» и слога «МУ».

4. Модуляция голоса.

Произносим звук «А-А-А» — качаем куклу. Показываем, как болят зубы, говорим «О-О-О». Изображаем паровоз и говорим «У-У-У».

Идет мишка, говорим грубым голосом «ТОП-ТОП». Бежит маленькая мышка — голосок тонкий, пищит «ПИ-ПИ-ПИ».

Артикуляционная гимнастика

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных звуков. Артикуляционные движения могут быть беззвучными — без включения голоса — и с участием голоса.

Для детей с очень тяжелыми задержками психомоторного развития можно начинать занятия с простых упражнений.

Ребенок должен понимать значения слов язык, губы, зубы. Научите его. Нужно несколько раз указать на язык и сказать: «Это язык», потом показать на рот и сказать: «Это рот». Показать на зубы и сказать: «Это зубы. Это губы». Потом попросить ребенка: покажи зубы, покажи рот, покажи язык. Далее можно переходить к подготовительным упражнениям.

Нужно добиваться, чтобы ребенок осознанно повторял по подражанию те упражнения, которые вы ему показываете: открой рот — закрой рот, покажи язык — убери язык.

Упражнения выполняются четко, медленно.

Подготовительные упражнения

Лопаточка.

Язык расслабить, высунуть, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

Чашечка.

Рот широко открыть. Расслабленный язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

Иголочка.

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать узким.

Горка.

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка прижать к нижним передним зубам.

Трубочка.

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

Часики.

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Движение начинаем из угла рта кмедленном темпе.

Лошадка.

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а двигался только язык.

Грибок.

Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба.

Качели.

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

Вкусное варенье.

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Змейка.

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

Маляр.

Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Катушка.

Кончик языка прижать к нижним передним зубам. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» и убирать вглубь рта.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику два раза в день.

Упражнение не должно доводить ребенка до утомления. Если вы увидели, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной. Вы можете начинать делать каждое упражнение 3-5 раз, постепенно увеличивая до 15-20 раз.

Наши рекомендации