Развитие эмоционально-волевой сферы и общения

Потребность в общении,дружба и товарищество. В подростко­вом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно разви­вается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Исследо­вания показали, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей.

Понятия «товарищество» и «дружба» имеют различное содер­жание. Товарищество предполагает более широкий круг участ­ников, психологическая основа его — чувство коллективизма, товарищеская спайка, атмосфера товарищеского сотрудничества. Дружба охватывает более узкий круг лиц, она более избиратель­на, интимна, предполагает чувство личной симпатии и тесное сближение подростков, привязанность друг к другу, доверитель­ность отношений.

Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат ужо не только потому, что сидят на одной парте или живут б одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дру­жеских отношений часто воспринимается очень болезненно.

Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наб­людается и паразитическая форма дружбы по расчету.

Говоря о дружеских отношениях подростков, необходимо отме­тить, что, хотя и не часто, но встречаются случаи дружбы маль­чиков сдевочками. Среди старших подростков порой возникает симпатия, влечение и даже первая влюбленность. К таким прояв­лениям надо относиться очень тактично и осмотрительно. Не сле­дует запрещать дружить мальчику сдевочкой, грубо высмеивать и бестактно относиться к зарождающемуся чувству. Надо тактич­но добиваться того, чтобы взаимное влечение побуждало подрост­ков к хорошим делам, чтобы влияние друг на друга было только положительным, чтобы подросток под воздействием пробуждаю­щегося чувства становился чище, лучше, скромнее.

Учителям (особенно классным руководителям) надо специаль­но думать о половом воспитании подростков, тактично и ненавяз­чиво воспитывать у них правильное отношение к лицам другого пола, воспитывать благородство у мальчиков и женское достоин­ство у девочек. Не следует искусственно возбуждать интерес к соответствующим вопросам. Но если учитель видит, что вэтом есть необходимость, то не надо занимать позицию посторон­него наблюдателя. Большое значение имеют хорошо проду­манные, тактичные индивидуальные беседы учителя с подростком ватмосфере доброжелательности, искренности, сердечности.

Развитие воли и характера.Заметно развиваются в подростко­вом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство вдостижении цели, умение преодолевать препятствия и труд­ности. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению связанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т. е. к волевой деятельности.

Если младший школьник редко самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя родители), то под­росток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они дале­ко не всегда проявляют волю во всех видах деятельности: прояв­ляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спор­тивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (напри­мер, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д.

Подростковый возраст — важный период характерообразования. Если до этого можно было говорить скорее об отдельных харак­терологических проявлениях, то в подростковом возрасте харак­тер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарас­тает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточ­ной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, возне крикливости беготне. Разуме­ется, эти проявления нельзя считать неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков несколько иная. Но бодрость и жизнерадостность в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков, особенно мальчиков, подвижными, деятельными, шумливыми импульсивными.



Наши рекомендации