С детским церебральным параличом»

Выполнила:

Зеркина Любовь Ивановна

воспитатель I категории,

запрашиваемая категория: высшая

Баймак – 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….. ………………………………………………………………3

I. Аналитическая часть

I.1. Анализ результатов деятельности…………………………………...6

I.2. Анализ условий достижения результата педагогической деятельности ………………………...………………………………………… 14

II.1. Целеполагание………………………………..……………………. .30

II.2.Прогнозирование результатов ……………………...……………… 31

III.Заключение………………………………………………………..…...32

IV.Список литературы……………………………………………………34

Приложение

Введение

Актуальность: Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевого недоразвития, нарушения слуха, зрения. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с необходимостью создания специальных условий обучения детей с ДЦП.

Во всестороннем развитии дошкольников, страдающих церебральными параличами, важное место принадлежит развитию их познавательной сферы. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения и развития детей. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность развития познавательной сферы у дошкольников с ДЦП, так как игры активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Проблемам развития познавательной сферы у детей с ДЦП уделяли свое внимание такие педагоги и психологи, как М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Н.Г. Кононова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, И.А. Смирнова, Л.М. Шипицына. В их работах были изучены нарушения познавательной сферы детей с ДЦП, выделены основные педагогические условия совершенствования учебного процесса, направленного на повышение качества умственного воспитания. Технология игровой терапии и роль игр в умственном развитии детей рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Б.М. Коган, С.Л. Новоселовой, А.И. Сорокиной, Е.В. Фадеевой, Д.Б. Эльконина и многих других, а особенности использования игровых форм в воспитании и развитии детей с детским церебральным параличом учеными не изучены.

Учитывая, что ребенок с ДЦП характеризуется тяжелыми нарушениями двигательной функции, нарушениями сенсорной и зрительной сферы, ему требуются особые условия обучения и воспитания, индивидуальный подход. Но в системе образования сложилась ситуация, при которой детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата не создаются полноценные условия обучения и воспитания, нет практических рекомендаций, технологий, программ обучения, воспитания и развития детей с данным видом нарушений. В связи с этим остаются актуальными противоречия:

- между необходимостью создания специальных условий умственного развития детей с ДЦП и недостаточной разработанностью содержания программ по развитию познавательной сферы детей, учитывающих «зону ближайшего развития» дошкольников и особенности их психофизического состояния;

- между необходимостью развития познавательной сферы у детей методами игротерапии и недостаточным уровнем сформированности умений и навыков игровой деятельности у дошкольников с ДЦП.

Проблема исследования состоит в поиске средств развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детскими церебральными параличами.

Актуальность этой проблемы, недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП».

Объектом исследования является процесс развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП.

Предмет исследования: игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП.

Цель исследования: дать психолого-педагогическое обоснование игротерапии как средству развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с церебральными параличами.

Гипотеза: Эффективность развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП будет зависеть:

o от целенаправленного использования системы форм и методов игротерапии, реализация которой будет обеспечивать развитие всех психических процессов;

o от обеспечения психолого-педагогической поддержки индивидуальных интересов детей;

o от учета особенностей двигательных и психических нарушений;

o от обеспечения «ситуации успеха»;

o от создания особой развивающей образовательной среды.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме поиска средств игротерапии, обеспечивающих развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

2. Выявить особенности развития познавательной сферы и игровой деятельности детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

3. Провести психолого-педагогическое изучение особенностей познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

4. Разработать игротеку и рекомендации по игротерапевтическому сопровождению развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; сравнение; классификация; обобщение.

- эмпирические методы: наблюдение; беседа; изучение передового педагогического опыта, диагностическое обследование; изучение результатов деятельности воспитанников.

Научная новизна исследования:

· определены и обоснованы принципы игрового взаимодействия детей с церебральным параличом;

· раскрыта динамика развития игровой деятельности детей с ДЦП;

· обоснованы условия организации индивидуальных и групповых игровых занятий при работе с детьми с ДЦП;

· выявлены правила подбора диагностического материала, процедуры психолого-педагогического обследования и критерии оценки уровня развития познавательной сферы.

I. Аналитическая часть

Наши рекомендации