Нарушения доречевого развития у детей с детским церебральным параличом
Доречевое развитие у детей с церебральным параличом происходит по тем же этапам, что и у здорового. Но длительность доречевого периода у больного может увеличиваться до нескольких лет в зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы. Доречевой период у здорового заканчивается к 12 мес, у детей с церебральным параличом может длиться до 3—5 лет и более.
Особенности I этапа доречевого развития у детей с детским церебральным параличом.Доречевое развитие начинается с первого крика новорожденного. У ребенка с детским церебральным параличом часто отсутствует крик при рождении или же он слабый, недостаточно продолжительный и быстро истощаемый. В дальнейшем не формируется интонационной выразительности крика. При оценке состояния артикуляционного аппарата таких детей в период новорожденности обращается внимание на особенности строения этого аппарата. У большинства детей отмечаются дефекты в строении твердого нёба: высокое, узкое «готическое» или уплощенное. Почти во всех случаях можно наблюдать асимметрию лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта неправильные. Язык у ребенка с церебральным параличом часто бывает очень толстый, без выраженного кончика, напряженный, оттянутый кзади. Нередко можно видеть язык, «вываливающийся» из полости рта. Уже в первые дни жизни отмечаются беспокойство и тремор языка. Такой язык почти не принимает участия в актах сосания и глотания.
Существенные изменения наблюдаются и в состоянии мышечного тонуса губ, языка и всей мимической мускулатуры. Язык может быть очень вялым, распластанным на дне Полости рта или же напряжен и «чашечкой» поднят кверху.
Губы из-за изменения их тонуса плохо смыкаются, вялые и не участвуют в сосании. Молоко в этих случаях вытекает из одного или обоих углов рта. При напряженности губной мускулатуры ребенок не может оформить губы для принятия соска, не может вытянуть их вперед. Все эти нарушения отражаются на процессе вскармливания. Почти всегда отмечаются псевдобульбарные симптомы: поперхивания, тихий голос, повышенное слюноотделение и т. д. В особо тяжелых случаях наблюдается длительное угнетение врожденных безусловных рефлексов (сосательного, глотательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного), поэтому многих детей в первые дни жизни кормят через зонд. У детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича в возрасте 1,5 мес. почти невозможно выявить зрительное и слуховое сосредоточение.
Характерным для новорожденных с церебральной патологией является кратковременность бодрствующего состояния, постоянно прерываемого сном или отрицательными эмоциональными реакциями. Улыбка появляется с большим опозданием, часто она недифференцированная, неадекватная. Нередко можно отметить патологию и со стороны дыхания: оно поверхностное, аритмичное; цианоз при кормлении. Иногда наблюдается асинхронность дыхания, сосания и глотания. Ребенок не может сосать и дышать одновременно, давится, поперхивается. При этом молоко вытекает через нос ребенка. В тяжелых случаях появляется стридор.
Особенности формирования II этападо речевого развитияу детей с церебральными параличами.Этот период характеризуется значительной выраженностью патологических проявлений. Прежде всего усиливается псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в выраженных нарушениях сосания, глотания, дыхания, крика. Нарушение актов сосания и глотания может быть обусловлено парезом мышц губ, языка, дискоординацией движения этих мышц и дыхательной мускулатуры, а также тоническим спазмом мышц языка в связи с влиянием на них лабиринтного тонического рефлекса (К. А. Семенова, 1972).
При обследовании артикуляционного аппарата ребенка с церебральной патологией уже на этом этапе можно отметить нарушение мышечного тонуса всего артикуляционного аппарата, проявляющееся в паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинезах и треморе языка. Наряду с этим отмечаются выраженные нарушения крика, который может быть очень тихим, монотонным, фрагментарным. Его характер не приобретает интонационной выразительности. Слабый и непродолжительный крик свидетельствует о выраженной псевдобульбарной симптоматике и имеет определенное прогностическое значение в патологии доречевого развития.
Мимика лица остается маловыразительной, нередко можно отметить асимметрию лица, сглаженность одной из носогубных складок, опущение угла рта и перекос рта в здоровую сторону при попытке к улыбке.
Нарушение функции мышц языка приводит к тому, что образуется его патологическая форма, без выраженного кончика. Такая форма препятствует сосательному движению. Язык занимает в полости рта неправильное положение, при котором он может быть напряжен и утолщен в области корня, при этом всей своей массой язык оттягивается кзади. В других случаях можно видеть увеличенный и утолщенный язык, заполняющий всю ротовую полость или даже выступающий из полости рта и не конфигурирующийся при сосательном движении. Не менее часто можно отметить значительную вялость языка, при которой он распластан на дне полости рта и почти совсем не участвует в акте сосания, так как не принимает соответствующей формы для обхвата соска.
Такое многообразие и различие патологии в артикуляционном аппарате, а особенно в языке, имеет определенное диагностическое значение для выявления в последующем детского церебрального паралича с выраженной задержкой доречевого и речевого развития.
В возрасте 1,5—3 мес. у ребенка с церебральной патологией неблагоприятными прогностическими симптомами являются нарушения крика, дыхания в сочетании с длительным отсутствием врожденных безусловных рефлексов либо, наоборот, с резким их усилением. Появление этих рефлексов (поискового, ладонно-рото-головного, хоботкового, губного) в возрасте после 3 мес. является симптомом, указывающим на возможность возникновения оральных синкинезий и автоматизмов, которые задерживают и затрудняют реализацию произвольных движений артикуляционного аппарата.
В тех случаях, когда усиленно звучат безусловные ц0. исковые рефлексы, имеющие расширенную зону вызывания, произвольные движения губами запаздывают или не появляются (у здорового ребенка они формируются с 2 мес, когда ребенок начинает гулить). Наряду с отсутствием выразительности крика у ребенка с церебральным параличом в этот период не возникает и характерных для этого возраста первых согласных, заднеязычных звуков характеризующих гуление.
По данным К. А. Семеновой, качественное видоизменение крика и появление гуления совпадает с развитием моторики, а именно с началом становления установочного лабиринтного рефлекса с головы на шею, первых попыток ребенка изменить положение тела, приподнять, удержать голову в положении на животе, что создает новые условия для дыхания, фонации и артикуляции.
Ввиду того, что у ребенка с церебральным параличом задерживается двигательное развитие, а также наблюдается нарушение артикуляционного аппарата, голоса и дыхания, своевременное развитие гуканья, а затем и гуления невозможно и задерживается на несколько месяцев, а в особо тяжелых случаях и до нескольких лет.
Одной из основных причин, задерживающих появление гуления, является нарушение тонуса языка, выражающееся в спастичности его корня, при которой произвольное приподнимание задней части спинки языка затруднено, в результате чего у ребенка отсутствуют заднеязычные звуки.
У ребенка с формирующимся церебральным параличом на II этапе доречевого развития отмечается отставание ориентировочных реакций. Если здоровый ребенок к 3 мес. успевает пройти уже два этапа в развитии ориентировочных реакций, то ребенок с церебральной патологией едва достигает первого этапа либо эти реакции не формируются.
I этап ориентировочной реакции (в норме 1-й мес.) характеризуется притормаживанием общих движений при зрительных или слуховых раздражителях, II — появлением двигательного компонента, то есть на оптический и слуховой раздражители ребенок поворачивает глаза и голову в соответствующую сторону. По данным К. А. Семеновой, это совпадает с развитием лабиринтного установочного и началом становления цепного шейного выпрямительного рефлекса. Так как у детей с церебральной патологией задерживается развитие этих рефлексов, а также наблюдается нарушение сенсорного восприятия, то формирование ориентировочных реакций, которые в норме хорошо выражены уже к 5 мес, задерживается у ребенка с детским церебральным параличом на многие месяцы.
Одной из существенных причин задержки формирования ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка с церебральным параличом является недостаточность зрительного восприятия. Последнее обусловлено не столько нарушением зрения (Э. Л. Басова, 1977), сколько невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами.
У детей с церебральными параличами довольно часто отмечается недостаточность ориентировочных реакций на слуховые раздражители. У некоторых детей, наоборот, отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель и вместо ориентировочной реакции возникают защитные реакции, вздрагивание (рефлекс Моро).
Так как в этот период у детей с церебральной патологией не формируется ориентировочно-исследовательской деятельности, задерживается развитие сенсорного восприятия, то и эмоциональный контакт невозможен, не развиваются характерные для этого возраста в норме первые положительные эмоции. У таких детей эти эмоции бывают связаны только с удовлетворением их органических потребностей (состояние сытости, сухие пеленки и т. п.). Внешние раздражители вызывают у них отрицательные эмоции и защитно-оборонительные реакции.
Описанная патология свойственна детям с наиболее тяжелыми формами церебрального паралича. В менее тяжелых случаях может формироваться зрительное и слуховое восприятие, соответственно возрасту развиваются эмоции, но на фоне некоторого благополучия отчетливо может проявляться патологическая симптоматика двигательного развития и артикуляционного аппарата.
Методические рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими церебральными параличами, на ранней стадии болезни
Принципы логопедической работы.Основным принципом в работе является онтогенетически последовательный поэтапный путь развития функций.
Логопедическая работа зависит не столько от возраста ребенка, сколько от того уровня доречевого развития, на котором находится данный ребенок (Е. М. Мастюкова, 1970 1972).
Необходимо раннее начало работы (с первых недель жизни), так как нарушение предречевого развития приводит не только к патологии речи, но и к вторичной задержке ряда психических функций.
Педагого-логопедическая работа должна быть комплексной и направлена на следующее:
— коррекцию кормления, стимуляцию оральных рефлексов в первый период жизни;
— развитие сенсорного восприятия (зрительного сосредоточения и прослеживания, слухового внимания, пространственной локализации звуков и двигательно-кинестетических ощущений); зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности рук;
— нормализацию тонуса органов артикуляции, подавление оральных автоматизмов и гиперкинезов;
— развитие подвижности органов артикуляции;
— выработку речевого дыхания и голоса;
— создание предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимание, память);
— стимуляцию звуковой и речевой активности, формирование игровой деятельности;
— понимание речи.
Особенностью логопедической работы является то, что коррекция нарушенных функций должна проводиться в играх и игровых занятиях.
Методические рекомендации на I этапе доречевого развития
Учитывая то, что с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка могут формироваться порочные установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), положения языка, подбираются индивидуально для каждого ребенка положения тела, в которых тонические патологические рефлексы не проявляются или проявляются минимально. Эти положения тела, носящие название «рефлекс-запрещающие позиции», необходимо придать ребенку для проведения логопедического занятия (К. Бобат, 1967; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.).
Рефлекс-запрещающие позиции (варианты):
1. «Поза эмбриона». В положении на спине приподнимают и опускают на грудь голову ребенка, ручки и коленки приводят к животу; в этой позе производят плавные покачивания до 6—10 раз, добиваясь возможно большего мышечного расслабления.
2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть голову назад, ноги при этом согнуты в коленях.
3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать голову ребенка по средней линии.
4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».
5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывают валик, а ягодицы фиксируют поясом с грузом (К. Бобат, 1965, 1967).
Выбрав адекватную позу для проведения логопедического занятия, проводят дифференцированные приемы массажа артикуляционных мышц, направленные на нормализацию тонуса мышц и стимуляцию проприоцептивных ощущений, способствующих возможности развития кинестетического восприятия (К. А. Семенова, 1972). В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается значительно повышенного тонуса в артикуляционных мышцах. Лишь к концу 1-го мес. тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает и целесообразно использовать следующие приемы массажа для ее расслабления:
— движения в направлении от середины лба к вискам
— от бровей к волосистой части головы;
— вниз от линии лба, по глазам, щекам и мышцам шеи-
— от мочек уха по щекам и крыльям носа;
— по верхней губе от угла рта к середине;
— по нижней губе от угла рта к середине;
— собирание губ в «трубочку»;
— поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ растягивать губы ребенка в «улыбку»;
— движение от углов рта по носогубным складкам к крыльям носа, обнажая верхнюю губ;
— поставив пальцы на углы губ, опускать нижнюю губу, обнажая десны.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, проводиться в медленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз и не превышает 3 мин.
Часто у ребенка с детским церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой и артикуляционной областей, и стимуляция этих зон вызывает неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса не только в мышцах лица, но и всего тела ребенка.
Расслабление языка и коррекция патологической формы языка проводится после общего расслабления в позе рефлекс-запрещающей позиции. Для расслабления языка, его корня используют точечный массаж в области подчелюстной ямки, производят легкие давящие круговые движения указательным пальцем под нижней челюстью, а также двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (К. А. Семенова, 1972). Следующим приемом, направленным на расслабление языка, является легкое похлопывание, поглаживание, вибрация самого языка деревянным одноразовым шпателем, который накладывается на кончик языка.
При отсутствии или недостаточной выраженности рефлексов орального автоматизма стимуляцию оральных рефлексов производят непосредственно перед едой; каждый рефлекс вызывается не более 2—3 раз, так как его активность при дальнейшей стимуляции резко падает; данное корригирующее воздействие проводится только в случае снижения безусловнорефлекторной активности.
Вызывая поисковый рефлекс, раздражают щеку в области углов рта ваткой, соской, пальцем и, не получив ответной реакции в виде поворота головы и движения губ в сторону раздражителя, пассивно мягко поворачивают голову и смещают губы в соответствующее раздражителю направление, то есть подготавливают к сосанию.
Для стимуляции хоботкового рефлекса похлопывают по середине верхней губы и помогают вытянуть губки вперед, собирая их двумя пальцами (указательным и большим) в «хоботок», — рефлекс подготовки сосания.
Раздражением ладони в области большого пальца (возвышения) вызывается ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина, характеризующийся сгибанием головы и открыванием рта в сторону раздражителя. При недостаточной выраженности этого рефлекса одновременно с раздражением ладони сгибают голову и открывают рот ребенку, помещая указательный палец под нижнюю губу.
При нарушении глотательного рефлекса пытаются, вызвав все вышеназванные рефлексы, стимулировать мышцы корня языка и заднюю стенку глотки, капая на них из пипетки теплым молоком или сладкой водой, учитывая то, что в период новорожденности глотание предшествует сосательному рефлексу, а изменения в схеме глотания и сосания начинаются с 12 нед. (Е. М. Мастюкова, 1973).
Сосательный рефлекс стимулируется непосредственно в момент кормления и после стимуляции указанных выше рефлексов. Собирая губы ребенка вокруг соска матери или соски с бутылочкой, ритмично сжимают их и одновременно выдавливают небольшую порцию молока. При возможности сосания, но слабости губной мускулатуры рекомендуется придерживать губы ребенка, облегчая ему тем самым процесс сосания. Через некоторое время это становится при-вЬ1чным для ребенка и пассивная помощь матери и логопеда постепенно уменьшается по мере укрепления мышц артикуляционного аппарата.
Важным фактором регуляции процесса кормления является строгая последовательность при подготовке к кормлению - постоянство позы и места кормления, что укрепляет пищевые безусловные рефлексы: поиск груди, открывание рта, сосательные движения.
Стимуляция указанных рефлексов способствует не только нормализации процесса кормления, но и подготавливает возможность развития первых голосовых реакций, а затем и произвольных, сложных, дифференцированных движений, необходимых для произнесения речевых звуков.
Наряду с нормализацией процесса кормления важным разделом логопедической работы на I этапе является эмоциональное общение и сенсорное воспитание (Е. М. Мастюкова, 1970, 1972; Т. А. Андреева, Е. Ф. Трутнева, 1971; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.).
Для развития эмоционально-положительных реакций необходимо ласково разговаривать с ребенком, используя все моменты общения.
Первая улыбка — проявление радостного состояния — впервые возникает в ответ на разговор взрослого, когда ребенок реагирует на комплексное воздействие голоса, мимики, ласкового поглаживания разговаривающего с ним взрослого. Для того чтобы вызвать улыбку ребенка, мать или логопед должны наклониться к его лицу, стараясь поймать его взгляд и придавая голосу певучий оттенок.
Для развития зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта ребенку с церебральным параличом необходимо предъявлять адекватный оптический объект, учитывая его зрительные возможности.
Занятия по развитию и укреплению моторики глаз, а также согласованных и координированных движений глаз и головы при наличии у ребенка тенденции к мышечному напряжению и проявлению патологических тонических рефлексов необходимо начинать с расслабления, придания ребенку одну из поз рефлекс-запрещающей позиции, например, «позы эмбриона». Затем ребенок располагается перед взрослым, причем лицо взрослого должно быть освещено и вызывать у ребенка длительное зрительное внимание. Лицо взрослого медленно двигается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. Следует наблюдать за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект из поля зрения.
В качестве предъявляемого материала может служить игрушка с мягким очертанием силуэта, но интенсивной цветовой окраски (красная, оранжевая), размером 7—10 см. К этому времени укрепляются зрительно-слуховые связи, поэтому при истощении интереса ребенка к игрушке подключается звуковой компонент.
Целью подобных занятий является не только развитие моторики глаз и согласованности движений глаз и головы, н0 и дифференцировка движений глаз и головы.
При формировании зрительной фиксации необходимо учитывать, что зрительное сосредоточение в возрасте 1 мес. лучше вызывается при предъявлении на расстоянии 0,5—1 м от глаз движущегося в медленном темпе предмета. Наилучшая фиксация возникает на лице взрослого, а затем уже на игрушках.
Для формирования слухового внимания ребенка можно использовать период, когда он находится в эмоционально-отрицательном состоянии, период несильного плача и общих беспорядочных движений ребенка. В эти моменты взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, успокаивает и привлекает его внимание. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, следует варьировать, привлекая внимание ребенка к нерезким звукам — таким, как звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую. Вслед за этим дают более громкое звучание, например звук пищащей игрушки, резкий звук пластмассового шара.
Характерным для новорожденных с церебральной патологией является кратковременность состояния бодрствования, постоянно прерываемого сном или отрицательными эмоциональными реакциями. В связи с этим происходит замедление, а при отсутствии стимулирующих мероприятий — прекращение перехода от пассивного бодрствования к активному. Активное же бодрствование представляет собой необходимую базу для нормального предречевого, речевого и психического развития ребенка, а также для формирования коммуникативных связей ребенка с окружающим. Следует стремиться постоянно к созданию периодов активного бодрствования, хотя бы кратковременных вначале.
Методические рекомендации на II этапе доречевого развития
У здорового ребенка II этап доречевого развития завершается к концу 3-го мес. К этому времени у него формируются ориентировочные реакции на оптические и слуховые раздражители, появляются элементы гуления и подражательные мимические и голосовые реакции, начинают появляться элементы зрительно-моторной координации и «комплекса оживления», ребенок становится доступным эмоциональному контакту.
Одной из важных особенностей ребенка, страдающего церебральным параличом, является то, что задержка доречевого развития характеризуется неравномерным диссоциированным развитием отдельных его сторон.
Основной задачей логопедической работы на данном этапе является развитие сенсорного восприятия: зрительного и слухового, кинестетических ощущений и на их основе — ориентировочных реакций. Проводится дифференцированный массаж артикуляционной мускулатуры; эмоционально-положительное общение; вызывание «комплекса оживления»; стимуляция гуления как спонтанного, так и отраженного; нормализация положения кисти и I пальца для облегчения развития зрительно-моторной координации.
Особенностью логопедической работы на данном этапе доречевого развития является прекращение стимуляции ранних врожденных безусловных рефлексов, к концу 3-го мес. эти рефлексы следует уже активно притормаживать и подавлять. Добившись общего мышечного расслабления, приступают к массажу оральной мускулатуры. Дифференцированный массаж, производимый в этот период, направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, в других — на укрепление мышЫ или подавление гиперкинезов языка. Легким постукиванием, поглаживанием, растиранием, разминанием» вибрирующим массажем мышц лба, шеи, губ, языка вызывают их расслабление. Расслабляющие движения производят двумя руками, придерживаясь направления от «периферии»к «центру».
1 Круговыми движениями производят поглаживание лба Правлении от висков к средней линии лба, от ушей по векам к крыльям носа, от висков по щекам к подбородку. легкие поглаживающие движения производят от середины шеи к ушам.
2 После легких расслабляющих поглаживающих движений лицевой и шейной мускулатуры производятся пассивные движения головы.
Логопед подводит правую руку под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивают ее в одну и в другую стороны.
3. Расслабление шейной мускулатуры влечет за собой некоторое расслабление корня языка, губ. С целью расслабления корня языка проводят и точечный массаж двумя пальцами под углами нижней челюсти.
4. Легкий массаж обычно сочетается с пассивными движениями логопеда, воспроизводящими активные движения, недоступные ребенку. Пассивные движения выполняются логопедом утрированно, с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения логопед внимательно следит как за динамикой тонуса (при его нарастании движения прекращаются), так и за состоянием ребенка, за его эмоциональным отношением к этому виду воздействия.
Основные пассивные движения, используемые для расслабления оральной мускулатуры:
--- поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движение к средней линии;
--- тем же приемом собирают нижнюю губу;
--- поместив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу и поднимают верхнюю, обнажая десны;
--- растягивая губы «в улыбку», фиксируя пальцы в углах губ, собирают губы «в хоботок», производя движение к средней линии рта;
опускание верхней губы с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
---медленные поглаживающие движения по круговой мышце губ;
---смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
--- пассивное открывание рта: поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю, производят раздвигающее движение.
Для расслабления языка, которое проводится только после расслабления шейной, губной мускулатуры, проводят следующие приемы.
1. Точечный массаж под углами нижней челюсти.
2. Точечный массаж в подчелюстной ямке.
3. Легкое поглаживание кончика языка шпателем, легкое похлопывание тела языка.
4. Прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости.
5. Пассивное приподнимание шпателем кончика языка к твердому нёбу или к верхней губе.
При выраженной вялости, паретичности оральной мускулатуры производят специальные приемы массажа и пассивной гимнастики, направленные на укрепление мышц этой зоны.
Массаж лицевой и язычной мускулатур проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинают с легкого поглаживания по направлению от «средней линии» к ушам, к «периферии». Легкими движениями поглаживаются лоб от середины к вискам, щеки от носа к ушам, от подбородка к ушам. После 4—5 легких движений усиливают интенсивность движений, которые повторяются по тем же направлениям. Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций ребенка.
Затем проводится поглаживание губ от средней линии к углам рта с постепенным переходом к более глубокому поглаживанию. Следующим укрепляющим приемом массажа является разминание скуловой и щечной мышц. Поместив указательный и средний пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам и подбородку.
Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений, проводимых ритмично, оказывает глубокое действие на мышцы, вызывает их сильное сокращение, придает им большую упругость. Массаж на этом этапе проводится в сочетании с пассивной гимнастикой и не превышает 3 мин.
При вялости языка производят массаж, направленный на укрепление мышц языка, с помощью деревянного шпателя. Массируются продольные мышцы языка, при этом шпателем производят поглаживание языка от средней его части — спинки — к кончику языка. С помощью ритмичного надавливания на язык укрепляются вертикальные мышцы, а при поглаживании языка из стороны в сторону воздействуют на поперечные. Легкие, вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель, способствуют активизации мышц языка. Поместив руку на шею ребенка, производят легкий вибрирующий массаж гортани.
При паретическом состоянии мышц артикуляционного аппарата очень полезны пассивные упражнения для губ, языка. Пассивные движения создают новые импульсы к произвольным движениям в артикуляционной мускулатуре.
Направления, объем, траектория пассивных движений те же, что и активных. На данном II этапе доречевого развития каждое пассивное движение повторяется до 3—4 раз.
Основные пассивные упражнения, способствующие укреплению мышц артикуляционного аппарата, проводятся в том же порядке, как указано выше.
Уже на II этапе можно вызывать первые произвольные движения языка вперед. При раздражении середины нижней губы сиропом шиповника стимулируется выдвижение языка вперед, слизывание.
При детском церебральном параличе отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в мышцах языка. Они появляются в виде подергивания языка в передне-заднем направлении, его тремора, волнообразных движений в языке от кончика его к корню, в виде одномоментной установки языка на ребро и других видах его беспокойства.
Прежде чем приступить к массажу и пассивной гимнастике артикуляционной зоны у ребенка с церебральным параличом, явлениями гиперкинеза в оральной мускулатуре, необходимо поместить его в одну из поз рефлекс-запрещающей Позиции (по Бобату). Перед массажем проводят упражнение на перекрестные движения: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя с перекрестом (то есть правый локоть с левым коленом). Несколько движений попеременно справа и слева способствуют уменьшению гиперкинезов.
Перекрестный точечный массаж по методике К. А. Семеновой, направленный на уменьшение гиперкинезов:
Упражнение 1 Перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки — под углом губ справа. Производят одновременные вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, левой — опускается под угол губ слева. Вновь производят вращательные движения. Упражнение выполняют 3—4 раза.
Упражнение 2. Указательный палец левой руки располагается в области середины носо-губной складки слева, правой — помещается под угол нижней челюсти справа. Производится вращательное движение в этих точках. Затем это упражнение выполняют на противоположной стороне.
Упражнение 3. Указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и в упражнениях 1 и 2, или же занимает точку под углом губ слева, правой — фиксируется в точке под сосцевидным отростком, за ухом. Установив пальцы в этих точках, производят глубокий точечный массаж. Затем это упражнение выполняют на противоположной стороне. Упражнение 4. При резко выраженных гиперкинезах можно использовать следующие точки: палец левой руки фиксируется в зоне носо-губной складки или под углом губ слева, палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки. Осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение выполняют на противоположной стороне.
Упражнение 5. При стойких гиперкинезах для массажа используют точку, находящуюся над коленной чашечкой, и точку в области одной из носо-губных складок. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.
... Необходимо учитывать, что при логопедической работе с ребенком, страдающим церебральным параличом, по своему предречевому развитию находящемуся на II этапе, нельзя проводить стимуляции ранних врожденных безусловных оральных рефлексов — таких, как поисковый, хоботковый, ладонно-рото-головной, а, наоборот, следует активно подавлять их. Поэтому при проведении массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры логопед стремится избегать рефлексогенных зон этих рефлексов. Для того, чтобы не стимулировать хоботковый, поисковый и ладонно-рото-головной рефлексы, массаж у детей с повышенной возбудимостью этих рефлексов целесообразно производить после кормления.
Для подавления ярко выраженных рефлексов орального автоматизма (губного, хоботкового, поискового, ладонно-рото-головного) рекомендуются следующие приемы.
1. Поколачивание пальцами середины верхней губы, что вызывает хоботковый рефлекс, в то же время препятствуя выдвижению губ вперед, растягивая их в стороны, по типу улыбки. Таким образом, постепенно подавляя хоботковый рефлекс, добиваются его угасания.
2. Раздражая кожу в области щек, препятствуя движению губ в сторону раздражителя, ограничивают и подавляют вызванный предварительно поисковый рефлекс.
3. Надавливая на ладонь в области большого пальца, препятствуют открыванию рта и сгибанию головы по направлению к раздражаемой ладони, ограничивают, а затем подавляют ладонно-рото-головной рефлекс. Если своевременно не гасить этот рефлекс, то он закрепляется и в более старшем возрасте проявляется по типу оральных синкинезий, бороться с которыми значительно труднее, так как рефлексогенная зона этого рефлекса расширяется и любое пассивное движение, эмоциональные реакции, попытка к произвольному Движению будут вызывать оральные синкинезий — непроизвольное раскрывание рта.
У ребенка с детским церебральным параличом в возрасте 3—5 мес. целесообразно применять следующие коррекционные дыхательные упражнения между отдельными приемами массажа и до него.
Упражнение 1. Поместив ребенка в положение рефлекс-запрещающей позиции, разводят его руки в сторону, легко потряхивая, и поднимают их вверх, при этом осуществляется вдох, а при опускании рук и прижимании их к грудной клетке — выдох.
Упражнение 2. Ребенок располагается на спине в рефлекс-запрещающей позиции. Осторожно потряхивая, ноги ребенка вытягивают, разгибают в момент вдоха, который этими приемами углубляется. Сгибанием их в коленях и приведением коленок к животу сопровождается выдох. Желательно выполнять это упражнение при заведении рук под голову, так как фиксация их под головой и сгибание и разгибание ног способствуют активизации диафрагмы.
Упражнение 3. Ребенок укладывается на живот, руки опираются о стол. Поднимая голову и плечи, оставляя руки опорными, ребенку помогают осуществить вдох; при опускании головы и плеч произойдет выдох. Все эти упражнения тренируют глубину дыхания, его ритмичность.
Особое внимание в процессе коррекционной логопедической работы необходимо уделять специальной тренировке зрения.
Упражнения направлены на:
— увеличение подвижности глазных яблок, плавности прослеживания за движущимся предметом;
— тренировку устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища;
— развитие плавного прослеживания глазами за предметом при неизмененном положении головы.
Эти упражнения производятся в виде игры с ребенком с использованием ярких, озвученных игрушек или игры, во время которой взрослый то приближает лицо к ребенку, то удаляется от него, сопровождая это ласковым к нему обращением.
Необходимо учитывать, что до 2-месячного возраста ребенка реакция прослеживания носит автоматический характер — «реакция прилипания» взора к игрушке. У ребенка старше 2 мес. эта реакция носит уже ориентировочный характер, и возможно переключение взора и возвращение его к данной игрушке.
Уложив ребенка в адекватную для него позу рефлекс-запр<