Психолого-педагогическая характеристика ребенка
В характеристике отразить уровень его социального развития, степень готовности к освоению общественных отношений , уровень самооценки, его референтные и ценностные ориентации, поведение по отношению к другим людям; поведенческие проявления по отношению к самому себе; поведение в психологически значимых ситуациях; поведение в основной деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).
Высшая оценка – 5 баллов
Методические рекомендации родителям, учителям, самому ребенку по преодолению трудностей в процессе социализации
Учитывается полнота, конкретность и обоснованность рекомендаций. Высшая оценка – 5 баллов
Характеристика профилактических программ учреждения, оценка их
целесообразности и эффективности
Познакомиться с реализуемыми профилактическими программами в данном учреждении, оценить их целесообразность и эффективность.
Высшая оценка – 5 баллов
Текст выступления на родительском собрании
Тема выступления должна быть актуальна для конкретного класса, студент должен показать свою подготовленность, умение быть убедительным, умение публичного выступления
Высшая оценка – 5 баллов.
Конспект и самоанализ воспитательного мероприятия социально-педагогической направленности
Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия:
1. Обоснование выбора формы, цели и темы мероприятия.
2. Где, с кем, когда проводится мероприятие.
3. Подготовительная работа ( распределение поручений, контроль за их выполнением, оформление и др.)
4. Список использованной литературы.
5. План проведения мероприятия.
6. Описание всех этапов мероприятия.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1.Тема и цель мероприятия (актуальность темы, ее соответствие воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам детей. Целесообразность выбранной формы. Участие детей в выборе темя мероприятия).
2. Подготовка мероприятия (наличие и продуманность плана мероприятия, его соответствие методическим требованиям. Качество оформления: содержательность, эмоциональность. Участие детей в подготовке мероприятия).
3. Проведение мероприятия (организованность начала, четкость, соответствие программе, его завершение, отступления от плана и их обоснованность, продолжительность мероприятия).
4. Содержание мероприятия (педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам детей, связь с жизнью, соответствие формы мероприятия его содержанию).
5. Поведение студента и детей (участие детей в проведении мероприятия, формы их участия, отношение к поручениям, самостоятельность, заинтересованность, инициативность, ответственность. Организаторские умения студента, стиль его работы, находчивость, решительность, четкость, педагогический такт и т.д.).
6.Общие выводы (достижение цели, степень подготовленности студента к проведению данной формы работы с детьми, предложения по усовершенствованию работы студента).
Воспитательное мероприятие и его анализ оценивается: 5 баллов – соответствует всем требованиям; 4 балла – есть незначительные отклонения от требований; 3 балла – отклонения значительны; 2, 1 балл – мероприятие в основном не соответствует принятым требованиям.
Выполнение поручений социального педагога и (или) классного руководителя
Оценивается готовность и желание студента работать с детьми, умение включаться в учебно-воспитательный процесс. Высшая оценка – 5 баллов
Заполнить таблицу.
Число | Наименование выполненной работы | Какими умениями и навыками овладел студент |
Подпись социального педагога или классного руководителя:
Отчет о выполнении индивидуального творческого задания
Студент выбирает задание или получает у научного руководителя задания по организации и проведению исследований для ВКР, выполняет его письменно в рабочей тетради, выполнение задания оценивается - высший балл – 5.
Отчет о педагогической практике
Примерная схема отчета:
1. Общее впечатление от учреждения, его педагогического и детского коллективов.
2. Что особенно удалось в проведении социально-педагогической, воспитательной работы?
3. Какие встретились трудности, как они преодолевались?
4. Какие навыки социально-педагогической деятельности Вами приобретены во время педагогической практики?
5. Какие отношения сложились с социальным педагогом, какие выводы сделаны из наблюдения за его работой, какую помощь Вы ему оказали?
6. Какие пробелы в своих знаниях по педагогике, психологии, социальной педагогике Вы обнаружили?
7. В какой мере Вас удовлетворяют организация и содержание педагогической практики? Ваши замечания и пожелания на будущее.
Отчет оценивается: 5 баллов – умение анализировать свою деятельность (что, как, почему), видение путей и способов самообразования; 4 балла – несоответствие требованиям незначительное; 3 балла – отчет носит поверхностный, констатирующий характер; 2, 1 балл – отчет не соответствует предъявляемым требованиям.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерное положение о социальном педагоге.
- Социальный педагог – педагог, основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в их личностном развитии.
- Основные задачи и направления деятельности социального педагога:
- изучение физических и психических особенностей школьников, особенностей личности и коллектива учащихся, условий их развития;
- помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья;
- создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников;
- помощь в личностном развитии школьников, развитие способностью быть личностью ( стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение реализовать свои позитивные качества);
- помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности).
- Основные формы работы социального педагога:
- индивидуальная работа со школьниками;
- организация коллективной деятельности и общения;
- организация воспитывающей среды;
- организация повседневного быта учащихся;
- координация действий по помощи в развитии школьника в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, внешкольными педагогами.
4 Основное содержание работы социального педагога:
4.1 Работа с отдельными школьниками:
- изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов, характера, познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения школьника;
- помощь в социализации школьников через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях;
- непосредственное общение со школьниками;
- помощь школьникам в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе;
- координация информационных интересов школьника ( чтение, кино, видео).
4.2 Работа с классными руководителями:
- организация творческих и коллективных совместных дел школьников;
- воспитание культуры общения школьника через специально организованные занятия;
- организация развивающих коллективных мероприятий. Экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.;
- выработка общественного мнения через групповые дискуссии, обсуждение дел, проблем и ситуаций классной жизни.
4.3.Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта:
- выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном коллективе и вне его;
- совместно с родителями и школьниками эстетизация среды классного коллектива;
- организация самообслуживания, текущих трудовых дел, дежурства;
- регулировка школьного питания учеников.
4.4.Координация воспитательных воздействий:
- родителей; учителей; руководителей школьных и внешкольных кружков, объединений;
- с врачом, психологом;
- с библиотекарем.
5.Права социального педагога:
5.1.Право на помощь в работе со стороны врача, психолога, библиотекаря, учителей, администрации школы.
5.2.Право привлекать родителей школьников к своей работе.
5.3.Право присутствовать на уроках.
6.Помощь социальному педагогу:
- со стороны врача, психолога, библиотекаря – в изучении школьников, консультировании социального педагога по различным аспектам его работы, в проведении отдельных дел и мероприятий;
- со стороны учителей: информирование об учебной работе школьников, совместный анализ их учебных трудностей, помощь в проведении отдельных дел и мероприятий;
- со стороны заместителя директора по воспитательной работе – методическая и организованная помощь.
7.Режим работы социального педагога:
7.1.Пятидневная рабочая неделя со средним недельным временем работы в школе и вне школы 36 часов.
7.2.Распределение времени работы по дням варьируется в зависимости содержания и форм работы.
7.3.Примерное распределение рабочего времени в течении недели:
Вид деятельности | Время, ч. |
| до 9 ч в неделю |
8.Ответственность за общую организацию работы социального педагога и контроль за его деятельностью возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе.