Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.
Если учитель чувствует, что при выполнении того или иного задания учащиеся испытывают затруднения,
то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
исходя из характера противоречия, возникающего в процессе учения:
- Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
- Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,
- Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
- Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
- Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
- Организация межпредметных связей».
ВИДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
М.И.Махмутов выделяеттри вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности:
- научное творчество;
- практическое творчество;
- художественное творчество.
Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.»
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
Не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию.
Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?», «Когда была Полтавская битва?» или «Какой город является столицей Турции?», «Как звали Гоголя?» — не являются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как
ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо участия мыслительного процесса.
Не является проблемой и такая задача, которая не представляет трудности для ученика (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).
В ОСНОВЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЖИТ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Учебная задача может вызвать умственную активность, если есть противоречия между имеющимся у учеников опытом (знаниями, умениями, навыками) /прошлый опыт ученика не содержит никакой готовой схемы решения, которую можно было бы применить в данном случае/
и проблемами, возникающими при решении познавательных учебных задач.
Это противоречие вызывает активную мыслительную деятельность.
++++++++++++++++++++++++++
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности.
Иначе говоря, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания.
- Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
- Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
- Проблемными заданиями могут быть:
- а) усвоение,
- б) формулировка вопроса,
- в) практические задания.
Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.
- Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
- Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
+++++
В проблемном обучении учитель подобен опытному дирижеру, организующему этот исследовательский поиск.
В одном случае учитель может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив проблему, он вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, высказывает предположения, обсуждает их вместе с учениками, опровергает возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.
В другом случае роль учителя может быть минимальной — он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивную позицию, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени.
Именно поэтому метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим, или исследовательским методом.