Тема 17 концепции усвоения социального опыта
ТЕМА 17 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
НАУЧЕНИЕ
Самым общим понятием, обозначающим
процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опытаопределяется как учение.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями.
РАЗВИТИЕ НЕ ВСЕГДА СВЯЗАНО С НАУЧЕНИЕМ
Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением:
Например, биологическое созревание протекает по биологическим, генетическим законам.
НАУЧЕНИЕ И СОЗРЕВАНИЕ
Но научение опирается на уровень биологической зрелости.
Научение в большей степени зависит от созревания,
чем созревание от научения,
так как возможность внешнего влияния на генотипическую обусловленность процессов и структур организма
Весьма ограничена.
Никакое научение не будет эффективным, если организм не достиг определенного уровня развития.
Развитие происходит в процессе созревания опорно-двигательных структур, нервных структур и сенсомоторных связей.
Стадия зрелости различна для каждого органа, свойства и функции. Такая гетерохронность определяет наличие так называемых критических периодов.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ И НАУЧЕНИЕ
Критические, или сензитивные, периоды - это периоды, во время которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды (а точнее, определенным; стимулам среды).
Научение в течение этих периодов более эффективно, чем до и после них.
Привыкание, сенсибилизация и даже классическое обусловливание возможны уже у плода.
У новорожденного первые минуты жизни являются критическими для возникновения привязанности к родителю и дальнейшего нормального развития личности.
Оперантные формы научения появляются в первые дни жизни.
Викарное научение развивается к двум-трем годам, когда есть осознание себя.
Согласно Ж. Пиаже, когнитивные формы научения формируются очень медленно, когда созревает нервная система и появляется возможность устанавливать связи между отдельными элементами мира. Это происходит примерно к пяти годам.
Способность к рассуждению формируется только к 12 годам.
+++++++++++++++++++++++++++++++++
КОНЦЕПЦИИ НАУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВИДОВ НАУЧЕНИЯ
У человека имеются пять видов научения.
Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.
1. Научение по механизму импринтинга.
Слово "импринтинг" в переводе с английского дословно означает "запечатление".
Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения - безусловных рефлексов.
Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.
Условно-рефлекторное научение.
Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.
Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И.П. Павлова.
АССОЦИАТИВНЫЕ ТЕОРИИ.
Представление об ассоциативном характере психической жизни возникло еще в античности, четко сформировалось в 17-18 веке. Основная идея этой группы теорий состоит в том, что
усвоение возникает на основе ассоциативных связей между свойствами предметов, самими предметами, явлениями.
Чем богаче ассоциативные связи, тем больше возможностей для усвоения.
Согласно ассоциативной теории усвоение знаний , формирование умений и навыков, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций.
Задача обучения - выявить ассоциативные связи, открывать их детям, связывать ассоциации с определенными ответными действиями, затем в процессе упражнений доводить их до автоматизма.
Основная ориентация при таком обучении идет на накопление знаний, на запоминание.
Ассоциативная теория имеет практику в лице традиционного обучения /СМ НИЖЕ: ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ/.
Ассоциативная теория обучения позволяет добиваться определенных результатов в обучении, систематичности усвоенных знаний.
При хорошей технологической проработке эта теория, тем не менее, ставит много проблем:
1. ученик оказывается в полной зависимости от учителя, его умения выделять связи, структурировать их
2. объем связей постоянно расширяется, увеличивается с ростом информации, обучение оказывается не в состоянии научить всему
3. связи недостаточно систематизированы, а процесс усвоения недостаточно управляем, т.е ученик как бы теряет информацию в процессе усвоения
4. положение ученика крайне пассивно, он лишь воспроизводит то, что предлагает учитель
5. кроме того, слишком различным оказывается процесс у разных детей, каждый как бы выбирает то, что его больше устраивает, а не то, что важно и полезно
+++++++++++++++++++++++++++++++
АДАПТИВНЫЕ ТЕОРИИ.
Процесс учения, согласно принципам бихевиоризма, заключается в установлении связи между стимулами и реакциями.
Методологическую базу данной теории составили положения И.П Павлова об условно-рефлекторной деятельности мозга.
Основные закономерности построения обучения в рамках формулы: стимул- реакция были выведены из опытов по научению животных, Э.Торндайком.
В опытах на животных было замечено, что
когда животное попадает в ситуацию решения какой-либо задачи, оно начинает совершать множество различных действий, одно из которых оказывается полезным, позволяет достигнуть решения.
К открытию этой акции животные приходят методом проб и ошибок.
Этапы:
предварительное знакомство с действием,
создание ориентировочной основы действия;
материальное действие;
этап внешней речи – проговаривание вслух осваиваемого действия;
этап внутренней речи;
этап автоматизированного действия (навык).
ПОДРОБНЕЕ — ЭТАПЫ:
Ориентировочная основа деятельности представляет собой систему представлений о цели, плане, средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия.
Цикл усвоения ориентировочной основы действия состоит из 5 этапов.
На 1-ом этапе обучаемые предварительно знакомятся с действием (по инструкции, описанию, визуально), в результате чего у них формируется представление о том, как выполнять разучиваемое действие.
На 2-ом этапе обучаемые выполняют реальные действия на тренажерах, макетах или другой учебной технике.
Это этап материализованного действия, когда задания выполняются во внешней материальной развернутой форме.
Обучаемые в это время осуществляют контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
После решения нескольких однотипных задач необходимость обращения к ориентировочной основе действия отпадает.
На 3-ом этапе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.
При этом происходит их дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация.
Ориентировочная основа действия на этом этапе не является необходимой, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.
На 4-ом этапе действие проговаривается про себя.
Доказано, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.
Завершается процесс усвоения 5-ым этапом (умственным), то есть переходом действия во внутренний план.
Для этого этапа характерно сокращение и автоматизация действия до такой степени, что обучаемый способен мысленно воспроизвести его в свернутом виде, то есть в речи про себя.
На 1-ом и 2-ом этапах все операции выполняются последовательно и в полном объеме, в строгом соответствии с ориентировочной основой действия.
На последующих этапах, за счет свертывания отдельных операций, действие все больше сокращается и автоматизируется.
Сильными сторонами данной теории являются
сокращение формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;
достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций;
возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
К слабым сторонам теории поэтапного формирования умственных действий относятся:
существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний;
сложность разработки методического обеспечения (подробные ориентировки с указанием строгой последовательности выполняемых операций);
формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.
3 БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ/Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер/.
ТЕМА 27 ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
ТИПЫ (ВИДЫ) ОБУЧЕНИЯ
В педагогике принято выделять три основных типа обучения:
- традиционное (или объяснительно-иллюстративное),
- проблемное и
- программированное.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Сегодня наиболее распространенным являетсятрадиционный вариант обучения.
Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским.
Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским,
и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классноурочной системы следующие:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс,
который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
ñ учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
- Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации.
При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать егоориентированность в большей степени на память, а не на мышление.
Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное,
программированное (на бихевиористской основе и на фундаменте теории поэтапного формирования умственных действий),
Алгоритмизация обучения,
ТЕМА 17 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
НАУЧЕНИЕ
Самым общим понятием, обозначающим
процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опытаопределяется как учение.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями.
РАЗВИТИЕ НЕ ВСЕГДА СВЯЗАНО С НАУЧЕНИЕМ
Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением:
Например, биологическое созревание протекает по биологическим, генетическим законам.
НАУЧЕНИЕ И СОЗРЕВАНИЕ
Но научение опирается на уровень биологической зрелости.