Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Дошкольники с нарушениями зрения, как правило, характеризуется меньшей подвижностью, нечеткостью координации движе­ний, снижением их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Кроме того, они чаще подвержены простудным заболевани­ям, ипоказатели их физического разви­тия на 5— 14 % ниже, чем у нормально видя­щих сверстников.

Большинство детей со зрительной патоло­гией испытывают трудности при ориентиров­ке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т. д. Формирование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) у них осложнено, что снижает двигатель­ную активность, сдерживает развитие есте­ственных потребностей в движениях.

В специализированных дошкольных уч­реждениях для детей с косоглазием и амблиопией ежедневно значительное количе­ство времени затрачивается на лечебно-восстановительную работу, а так как лече­ние проходит в условиях неподвижности, то и это в некоторой степени способ­ствует снижению двигательной активности.

В связи с этим большое значение при­обретает вопрос охраны нервной системы детей, создание и постоянное поддерживание положительных эмоций, развитие по­требностей в движении. Иными словами, необходимо правильно организовать двига­тельный режим для детей с нарушением зрения, обеспечивать в полном объеме со­держание знаний по развитию движений в сочетания их с другими видами детской дея­тельности и лечебно - восстановительными ме­роприятиями, а также с учетом особенностей двигательных возможностей детей, т.е. важно правильно определить норму физической нагрузки. При этом необходимо учитывать:

1. Общее количество времени для актив­ных движений в режиме дня.

2. Время двигательной активности в каж­дом режимном отрезке.

3. Интерес и доступность для детей раз­ных видов движений.

4. Дозировку двигательных упражнений в зависимости от состояния зрения и дви­гательной подготовленности детей.

5. Чередование общеукрепляющих и коррекционных упражнений.

В связи этим значение приобре­тает работа по вооружению педагогов, вос­питателей знаниями организации коррекционной работы (в плане двигательного ре­жима) с детьми, имеющими нарушения зре­нии.

Для оптимизации комплекса педагогиче­ских средств активизации двигательной сфе­ры ребенка следует четко организовать весь режим подвижности. Для этого из общего количества времени пребывания детей в дет­ском саду исключается время сна, приема пищи, лечебных процедур, занятий стати­ческого характера, не связанных с большой двигательной активностью. В режиме 12 ча­сового пребывания детей в специализиро­ванных группах это составляет 5 ч. Остав­шиеся 7 ч занимает двигательный режим. Из них 60 % времени — 4 ч 20 мин — время активных движений для каждого ре­бенка. Для организации двигательной активности следует учесть наиболее приемле­мые режимные моменты:

- утренняя прогулка — 1ч 10 мин.,

- утренняя гимнастика — 10 мин;

- перед занятиями статического характе­ра — подвижная игра — 6—8 мин;

- физкультминутки в сочетании со зритель­ными упражнениями в ходе занятий, игр и лечебных мероприятий - 15—20 мин;

- игры между занятиями — 10 —12 мин;

- занятия двигательного характера (физ­культурное, музыкальное, экскурсии) — 20- 25 мин;

- дневная прогулка — 1,5 - 2 ч;

- музыкально - ритмические упражнения, воздушные процедуры (с движением) после дневного сна — 10 15 мин;

- игры поело полдника, коррекционные упражнения, индивидуальные и подгрупповые занятия, связанные с коррекцией движений и ориентировкой в пространстве. — 15 мин;

- вечерняя прогулка — 1,5 ч.

Как уже отмечалось в режиме двигатель­ной активности необходимо учитывать коррекционные задачи. Так, на утренней про­гулке можно вести пропедевтическую рабо­ту по овладению основными движениями, используя для этой же цели и индиви­дуальные упражнения на координацию дви­жений, ориентировку в пространстве (по 7—8 мин на упражнения каждого вила). В подвижных играх можно упражнять донне, слуховое восприятие, внимание и т. д. (5 - 6 мин).

Корригирующая гимнастика для рук может сочетаться с закаливающими процеду­рами и упражнениями на осанку (5 — 6 мин). Подвижные игры и упражнения перед и между занятиями могут продолжаться в те­чение 5—10 мин.

Физкультминутки, направленные на активизации и упражнение зрительных функций, сочетаются с общеукрепляющими упражнениями в процессе проведения общеобразовательных занятии, игр, лечебных процедур (в течение 3—4 мин каждая).

'Таким образом, устанавливается взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно - педагоги ческой работы в режиме дня, что способствует повышению эффективности лечения и развитию уровня двигательной активности.

Рациональность двигательного режима зависит от содержания двигательной деятельности. При подборе материала учитываются особенности детей: нарушения координации движений,

зрительно-пространственной ориентировки, стереоскопического видения. Поэтому в упражнения, стимули­рующие двигательную активность, входят ходьба, бег, прыжки, которые выполняются с опорой на сохранные анализаторы. Например, педагог опра­шивает детей: «В какой части комнаты зве­нит колокольчик?» Или просит: «Найди на ощупь, определи поверхность: мягкая, твер­дая, шероховатая, ребристая и др.». В эти упражнения вводятся элементы координа­ции действий обеих рук, ног, поочередные действия рук и ног; ориентировка на микро-плоскости с переносом на большое про­странство.

Повышение двигательного режима наи­более успешно осуществляется и разно­образных подвижных играх. Всего в день проводится не менее 4 подвижных игр со всеми детьми и подгруппами (по 6—7 де­тей).

Приводим примерный перечень игр в те­чение недели для детей 4—5 лет с косо­глазием и амблиопией.

Игры с бегом: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору».

Игры с ходьбой: «Дойти до предмета», «Сохрани направление». «Не наступи на предмет».

Игры с бросанием и ловлей: «Подбрось, поймай», «Сбей кеглю», «Мяч через сетку».

Игры с ползанием и лазанием: «Перелет птиц», «Пастух н стадо», «Котята и щеня­та».

Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».

Игры на ориентировку в пространстве: «Найди и промолчи», «Найди, где спрятано», «Прятки», «Построй пирамиду».

Игры на развитие слухового внимания: «Позвони на том же месте», «Кто ушел?», «Где упал мяч?», «Что звенит?».

Игры на развитие координации движений: «Петрушка», «Светофор», «Часовой».

Подвижные игры следует связывать с за­дачами коррекционно-компенсаторного раз­вития детей. В некоторых из них можно изменить атрибутику, ход игры, создать спе­циальные условия в связи с двигательными и зрительными возможностями детей. На­пример, нами использовалось несколько ва­риантов одной игры («У медведя в бору»), которые способствовали решению коррекционных задач.

I вариант –

игра проводится с целью коррекции навыков бега в разных направ­лениях с использованием всего пространства. С опорой на зрительную и слуховую ориентировку.

II вариант —

используются следующие пособия: яркие картонные грибы, ягоды раз­ного размера. Дети «собирают» в корзи­ночки грибы. При этом они выполняют раз­личные движения (наклоны, выпрямления) более активно, точно, естественно. Кроме того, здесь же преследуется цель — активизация различных зрительных функций (со­средоточения, движения глаз, прослежива­ние предмета и т. д.).

III вариант –

дети «идут» в лес и прячутся в «домики», обозначенные линиями разного цвета. Содержание игры направлено в этом случае на активизацию зрительно-двигательной ориентации, формиро­вание умений двигаться в большом про­странстве, находить объект по ориентиру.

IV вариант —

вводятся новые движе­ния (подлезание, перелезание). «Убегая от медведя», следует пролезть в ворота, пере­лезть через бревно, влезть на возвышение, спрыгнуть с него и т. д.

Подвижная игра с разными вариантами вызывает больший интерес, способствует бо­лее быстрому усвоению и закреплению дви­жений, активизируются зрительные функции.

Используя довольно широкий перечень подвижных игр, можно решить многие задачи коррекции и координации движений, развития зрительно-слуховой ориентировки.

Так, были использованы игры на развитие координации движений («Петрушка», «Све­тофор», «Часовой»), которые позволяют формировать согласованность действий рук и ног.

Развитие ориентировки в пространстве и слуха осуществляется в играх «Где упал мяч», «Позвони на том же месте», «По­строй пирамиду». Эти игры способствуют также более быстрой адаптации детей к ориентировке в окружающем и период окклюзионного лечения.

Весьма эффективным коррекционным средством является гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами. Так, по на­шим данным, за период 1985 г. заболе­ваемость по детскому саду № 7 Горьковского автозавода при введении двигатель­ного режима с закаливанием снизилась с 13 до 10 %, а часть детей (7 %), переболев­ших в прошлом году 3—4 раза, в 1986 г. не болели вовсе.

Одной из форм, повышающих двигатель­ную активность, являются занятия и игры на спортивной площадке, которые проводятся ежедневно. Для детей с нарушением зрения следует создавать снаряды и пособия, позво­ляющие им выполнять упражнения без за­труднений. Например, 6eг лучше проводить по специально размеченным белой краской дорожкам — шириной 30 40 см по краям спортивной площадки, на которые можно ориентироваться при низкой остроте зрения.

Для метания надо подготовить специаль­ные мишени, имеющие выразительный контур, яркую цветовую окраску. Например, мишени полностью окрашенные (диаметром 30 - 60 см), с ярким контуром (шириной 5 - 6 см). Они могут быть форме круга, треугольника, квадрата. Создание оптимальных условий зритель­ной ориентации детей с нарушением зрения позволяет проводить спортивные игры: бас­кетбол, городки и др.

Обучению игре в баскетбол способствует, например, игра в настольный баскетбол, где дети учатся прослеживать движение мяча, ориентироваться в условиях меняю­щейся обстановки на большом пространстве. В таких играх могут участвовать двое детей, что позволяет педагогу контролировать со­стояние их зрения при движении мяча по игровому полю, метании мяча в цель, ориен­тировке в пространстве с соблюдением правил движения. При этом важно на большой игровой площадке обеспечить контрастность обозначений линий поля, насыщенность цве­та мяча, корзины и т. п.

Для улучшения двигательной активности создано специальное оборудование, помо­гающее корригировать движения ходьбы бега, прыжков, метаний, лазания. Например, при метаниях используют фиксированные мячи для отработки техники движений. Обучение лазанию начинается с горизонтальной лестницы с постепенным увеличением угла ее наклона. Необходимо поощрять стремление детей самостоятельно двигаться.

Анализ самостоятельной двигательной деятельности детей после обучения показал, что во всех возрастных группах она возросла и составляла — 2 ч в день, т. е. 28,6 % от всего периода двигательного режима. Это позволяет утверждать, что систематическая организация двигательной активности во многом способствует преодолению двигательных нарушений, развитию ориентировки в пространстве, координации движений, а также положительно влияние на здоровье ребенка в целом.

Л.А. ГРИГОРЯН

Наши рекомендации