Коррекционная работа на занятиях

По рисованию с натуры в детских садах

Для детей с нарушениями зрения

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушениями зрения в дошколь­ном возрасте является одним из важней­ших средств преодоления зрительной недо­статочности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действи­тельности.

Используя различные вилы детской дея­тельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции зрительного дефекта, учат детей пользоваться остаточ­ным зрением, формируют компенсаторные навыки ориентировки за счет сохранных анализаторов, речи и мышления

Одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника - изобразительная деятельность, так как в ее процессе ребе­нок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления.

Важное значение для коррекционной ра­боты в детских садах с детьми, имею­щими нарушения зрения, представляют занятия по обучению детей рисованию с на­туры.

Анализируя детские работы по рисованию с натуры и по представлению, можно отметить, что рисунки с натуры информативно точнее и конкретнее, чем работы, выполненные по представлению. Это лишний раз подчеркивает значение занятий по рисованию с натуры как эффективной формы коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, преодолению недостатков зрительной ориентации у ребенка с нарушенным зрением.

Однако до настоящего времени вопросыорганизации занятий по рисованию с натуры в детских садах для слепых и слабовидящих детей остаются недостаточно разработанными. Это и предопределяет трудности, которые педагоги испытывают в организации таких занятий, не позволяет им четко осознавать роль и значение этих занятий для развития детей.

Вместе с тем занятия по рисованию с натуры дают возможность решать ряд, на наш взгляд, важных коррекционных задач:

- коррекции зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, коррекции образов предметов;

- усиление и активизации полисенсорного восприятия при анализе предмета;

- конкретизации и активизации речи и мышления в процессе восприятия и отображения.

Рисованию всегда предшествует предметно - практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактическиe игры), в процессе которой осуществля­ется обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение и конкретизация образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различению и сравнению объектов изображений, анализу особенностей построению предметов и построения изображений. Таким целям служат, например, дидактические игры с натуральными предметами

«Найди дерево по листочку» (летом, осенью),

«Найди дерево по веточке» (весной и зимой),

«Подбери наряд для куклы»;

Сюжетно-ролевые игры

«Овощной магазин»,

«Магазин цветов»,

«Магазин тканей», а также дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся сличению реального предмета с его иллюстративно - графическим изображением (цветным изображением, силуэтом, контуром). При этом важно учитывать индивидуальный уровень различительных навыков и состояния зрения каждого ребенка. При низкой остроте зрения (до 0.1) и отсутствии навыков восприятия изображений лучше начать работу со сличения предмета с его реальным изображением, затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением и, наконец, с контурным изображением. В этой работе используются игры «Найди такой же предмет», «Наложи предмет на его изображение», «Найди и различи», «Составь изображение из частей (цветных, силуэтных, контурных)», «Найди другую половинку» и т. п.

Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется такая работа, как обводка по контуру, силуэту, трафарету, при этом активизировать детей можно игровыми приемами «Кто скорее обведет по контуру», «Кто больше изображений заштрихует», «У кого правильнее, более, похоже» и т. п.

Приступая к обучению детей рисованию с натуры, педагог должен помнить о том, что слабовидящий ребенок не умеет пользоваться своим неполноценным зрением. Поэтому для успешного овладения слабови­дящими детьми изобразительными навыка­ми следует использовать иные, специфи­ческие приемы и методы, правильно опре­делить доступную тематику занятий в соот­ветствии с возможностями детей.

У слабовидящих дошкольников при необ­ходимости изображения формы, цвета, объе­ма и пространственного расположения пред­метов возникают сложности, которые обус­ловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характер­ны большие затруднения в овладении спо­собами и навыками изображения, что обус­ловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук.

Существует определенная зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обсле­дования. Поэтому важно создать для это­го соответствующие условия.

При обучении рисованию с натуры целе­сообразнее использовать натуральные пред­меты, которые даются индивидуально каж­дому ребенку, что позволяет всесторонне и более точно их обследовать. При выбо­ре предметов для изображения учитывается принцип постепенного усложнения формы и строения натуры.

Подготавливая тематику занятий по ри­сованию с натуры, следует помнить о том, что детям легче и интереснее рисовать те объекты, которые доступны для комплекс­ного обследования. Можно предлагать для рисования предметы быта - посуду, игруш­ки, фрукты, овощи, мебель, комнатные ра­стения, цветы. Иногда мы наблюдаем же­лание детей срисовывать иллюстрации из книг, особенно если они доступны им по содержанию, форме, цвету. Тематика рисо­вания с натуры строится по принципу услож­нения - от простых линий и форм к более слож­ным. Преж­де чем рисовать с натуры, надо вызвать у детей желание узнать ее, понять ее осо­бенности, прочувствовать их и затем уже изображать.

Ребенок должен постичь красоту, гармо­нию цвета и формы, размера и простран­ства, но доступно это ребенку с наруше­ниями зрения только в специальных коррекционных условиях. Педагог постоянно руководит им в процессе восприятия и отображения.

Коррекционная работа на занятиях - student2.ru При усвоении представлений о конкрет­ном предмете важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения и цвето­вой окраски натуральных объектов. Это­му способствуют такие, например, занятия. Каждому ребенку предлагаются для изобра­жения предметы аналогичной эталонной формы, например одному — мяч, друго­му - яблоко, третьему — шар и т. п. А на другом занятии для понимания разнообра­зия округлых форм на основе сформиро­ванных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно может различаться по форме, окраске, размерам. Делается это для того, чтобы дети имели возможность не толь­ко справиться с посильным заданием, но и получить более обобщенные понятия о форме и других признаках предметов одно­го вида.

Обследование и анализ натуральных предметов проводятся по единой схе­ме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета. Выделение этапов обсле­дования и анализа натуры строится с уче­том состояния зрения и уровня развития практических действий детей с нарушения­ми зрения. Чем ниже острота зрения, тем больше времени ребенок тратит на рассмат­ривание и осязательное обследование. Раз­мер объектов при этом должен быть до­статочно крупным, цвет ярким, контрастно выделяющимся на фоне, желательно, что­бы не было мелких деталей, которые зри­тельно и осязательно могут быть плохо вы­делены.

Педагог постоянно руководит обследова­нием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделе­ния, анализа и синтеза, уточнения и конкре­тизации, систематизации признаков пред­мета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в зрительной ориента­ции, улучшает условия видения объекта за счет использования экрана, подсветки, акцентирует внимание ребенка на характер­ных, важных, отличительных свойствах и признаках объекта.

При обучении осязательному обследова­нию педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как охватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз,демонстрирует способы действия пальцами при осязании. Самостоятельные действия ребенка надо постоянно контролировать и корригировать, используя точные словесные установки, например: «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками по вазе сверху вниз», «Возьми яблоко в обе руки». Подобные указания активизируют, направляют восприятие и содействуют полноте формируемого образа.

Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений объектов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит того, как организованы занятия по рисованию.

Одним из эффективных средств понимания плоскостного отображения пространства является применение индивидуальных фланелеграфов и вырезанных предметных изображений. Дети по образцу, по словесной инструкции, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции. Например, даютсянатуральные предметы — ваза, овощи, фрукты. Дети анализируют, как расположены на столе эти предметы, и создают композицию на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходят как бы одновременно. При выполнении натюрморта путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении. Например, педагог говорит: «Яблоко находится к тебе немного ближе, чем ты изобразил. Посмотри. Опусти немного изображение яблока к нижнему краю фланелеграфа. Проверь, теперь похоже?» Подобные корригирующие уточнения способствуют формированию четкого представления об изображении реальных предметов в пространстве.

После того как дети овладевают приемами работы на фланелеграфе, им предлагается изобразить натюрморт в рисунке таким, каким они его выполнили на фланелеграфе. Детям с низкой остротой зрения или детям, у которых слабо развиты изобразительные навыки, педагог может предложить взять аналогичные контурные шаблоны и обвести их. Это дает возможность ребенку почувствовать себя более уверенным при овладении навыками рисования формы, особенно при затруднениях в выполнении задания.

Срисовывание по трафарету, обводка по контуру используются не постоянно. По ходу овладения навыками изображения дети стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальных этапах приме­нение трафаретов является для детей с нарушениями зрения эффективным средством обучения рисованию, овладения пространством листа бумаги. Использование приема обводки не только вселяет в них уверенность, но и дает возможность довести работу до конца, стимулирует освоение формоо6разуюших движений в рисовании и становится подкреплением их стремлению к подаче реальной, точной формы изображаемых предметов.

Важное значение имеет доведение работы до конечного результата. Неуверенность в своих возможностях при рисовании встречается у таких детей довольно часто, так как плохое зрение создает для них ощущаемые трудности. Все это сдерживает потребность довести до конца начатую работу, аиногда из-за того, что на занятии ребенок не успел завершить свою работу, он вообще отказывается от рисования. Чтобы создать лучшие условия для формирования у детей стремления доводить до конца начатый рисунок, можно одной и той же теме посвящать два занятия. На первом дети делают набросок, а на втором — раскрашивают рисунок. Ведь рисование для слабовидящего ребенка — сложная и трудоемкая деятельность и ему требуется на нее значительно больше времени, чем нормально видящему сверстнику. Именно поэтому для него приобретают такое значение положительный результат работы и его одобрение

Занятия по рисованию с натуры содер­жат большие коррекционные возможности для развития цветовосприятия. Дети упраж­няются в видении, различении, назывании цвета, учится воспринимать цветовую гам­му. Известно, что при отдельных видах глаз­ной патологии нарушается цветоощущение, поэтому работа с натурой служит специаль­ным коррекционным задачам развития цветоразличения. Такие упражнения дают де­тям, имеющим нарушения цветоощущения, опыт ориентации в цвете по насыщенности и тональности. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь прихо­дит педагог, который учит его найти нуж­ный цвет.

Анализ детских работ необходимо строить с учетом зрительных возможностей детей и сходства рисунка с натурой. Целесооб­разно использовать дидактические игры и упражнения типа: «Найди предмет по на­броску», «Найди, с какого места и кто нари­совал этот рисунок», «Найди предмет по цвету изображения». Кроме занимательно­сти для детей эти приемы позволяют мак­симально активизировать зрительное вос­приятие, совершенствовать умение анализи­ровать, выделять схожие и различные при­знаки в предметах и их изображениях. Та­кой анализ детских работ учит и самих де­тей правильно оценивать свои рисунки.

Л. С. Сековец

Наши рекомендации