Коррекционная работа на занятиях
По рисованию с натуры в детских садах
Для детей с нарушениями зрения
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности.
Используя различные вилы детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции зрительного дефекта, учат детей пользоваться остаточным зрением, формируют компенсаторные навыки ориентировки за счет сохранных анализаторов, речи и мышления
Одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника - изобразительная деятельность, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления.
Важное значение для коррекционной работы в детских садах с детьми, имеющими нарушения зрения, представляют занятия по обучению детей рисованию с натуры.
Анализируя детские работы по рисованию с натуры и по представлению, можно отметить, что рисунки с натуры информативно точнее и конкретнее, чем работы, выполненные по представлению. Это лишний раз подчеркивает значение занятий по рисованию с натуры как эффективной формы коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, преодолению недостатков зрительной ориентации у ребенка с нарушенным зрением.
Однако до настоящего времени вопросыорганизации занятий по рисованию с натуры в детских садах для слепых и слабовидящих детей остаются недостаточно разработанными. Это и предопределяет трудности, которые педагоги испытывают в организации таких занятий, не позволяет им четко осознавать роль и значение этих занятий для развития детей.
Вместе с тем занятия по рисованию с натуры дают возможность решать ряд, на наш взгляд, важных коррекционных задач:
- коррекции зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, коррекции образов предметов;
- усиление и активизации полисенсорного восприятия при анализе предмета;
- конкретизации и активизации речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
Рисованию всегда предшествует предметно - практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактическиe игры), в процессе которой осуществляется обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение и конкретизация образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различению и сравнению объектов изображений, анализу особенностей построению предметов и построения изображений. Таким целям служат, например, дидактические игры с натуральными предметами
«Найди дерево по листочку» (летом, осенью),
«Найди дерево по веточке» (весной и зимой),
«Подбери наряд для куклы»;
Сюжетно-ролевые игры
«Овощной магазин»,
«Магазин цветов»,
«Магазин тканей», а также дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся сличению реального предмета с его иллюстративно - графическим изображением (цветным изображением, силуэтом, контуром). При этом важно учитывать индивидуальный уровень различительных навыков и состояния зрения каждого ребенка. При низкой остроте зрения (до 0.1) и отсутствии навыков восприятия изображений лучше начать работу со сличения предмета с его реальным изображением, затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением и, наконец, с контурным изображением. В этой работе используются игры «Найди такой же предмет», «Наложи предмет на его изображение», «Найди и различи», «Составь изображение из частей (цветных, силуэтных, контурных)», «Найди другую половинку» и т. п.
Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется такая работа, как обводка по контуру, силуэту, трафарету, при этом активизировать детей можно игровыми приемами «Кто скорее обведет по контуру», «Кто больше изображений заштрихует», «У кого правильнее, более, похоже» и т. п.
Приступая к обучению детей рисованию с натуры, педагог должен помнить о том, что слабовидящий ребенок не умеет пользоваться своим неполноценным зрением. Поэтому для успешного овладения слабовидящими детьми изобразительными навыками следует использовать иные, специфические приемы и методы, правильно определить доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей.
У слабовидящих дошкольников при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного расположения предметов возникают сложности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук.
Существует определенная зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обследования. Поэтому важно создать для этого соответствующие условия.
При обучении рисованию с натуры целесообразнее использовать натуральные предметы, которые даются индивидуально каждому ребенку, что позволяет всесторонне и более точно их обследовать. При выборе предметов для изображения учитывается принцип постепенного усложнения формы и строения натуры.
Подготавливая тематику занятий по рисованию с натуры, следует помнить о том, что детям легче и интереснее рисовать те объекты, которые доступны для комплексного обследования. Можно предлагать для рисования предметы быта - посуду, игрушки, фрукты, овощи, мебель, комнатные растения, цветы. Иногда мы наблюдаем желание детей срисовывать иллюстрации из книг, особенно если они доступны им по содержанию, форме, цвету. Тематика рисования с натуры строится по принципу усложнения - от простых линий и форм к более сложным. Прежде чем рисовать с натуры, надо вызвать у детей желание узнать ее, понять ее особенности, прочувствовать их и затем уже изображать.
Ребенок должен постичь красоту, гармонию цвета и формы, размера и пространства, но доступно это ребенку с нарушениями зрения только в специальных коррекционных условиях. Педагог постоянно руководит им в процессе восприятия и отображения.
При усвоении представлений о конкретном предмете важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения и цветовой окраски натуральных объектов. Этому способствуют такие, например, занятия. Каждому ребенку предлагаются для изображения предметы аналогичной эталонной формы, например одному — мяч, другому - яблоко, третьему — шар и т. п. А на другом занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно может различаться по форме, окраске, размерам. Делается это для того, чтобы дети имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить более обобщенные понятия о форме и других признаках предметов одного вида.
Обследование и анализ натуральных предметов проводятся по единой схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета. Выделение этапов обследования и анализа натуры строится с учетом состояния зрения и уровня развития практических действий детей с нарушениями зрения. Чем ниже острота зрения, тем больше времени ребенок тратит на рассматривание и осязательное обследование. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, цвет ярким, контрастно выделяющимся на фоне, желательно, чтобы не было мелких деталей, которые зрительно и осязательно могут быть плохо выделены.
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта за счет использования экрана, подсветки, акцентирует внимание ребенка на характерных, важных, отличительных свойствах и признаках объекта.
При обучении осязательному обследованию педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как охватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз,демонстрирует способы действия пальцами при осязании. Самостоятельные действия ребенка надо постоянно контролировать и корригировать, используя точные словесные установки, например: «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками по вазе сверху вниз», «Возьми яблоко в обе руки». Подобные указания активизируют, направляют восприятие и содействуют полноте формируемого образа.
Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений объектов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит того, как организованы занятия по рисованию.
Одним из эффективных средств понимания плоскостного отображения пространства является применение индивидуальных фланелеграфов и вырезанных предметных изображений. Дети по образцу, по словесной инструкции, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции. Например, даютсянатуральные предметы — ваза, овощи, фрукты. Дети анализируют, как расположены на столе эти предметы, и создают композицию на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходят как бы одновременно. При выполнении натюрморта путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении. Например, педагог говорит: «Яблоко находится к тебе немного ближе, чем ты изобразил. Посмотри. Опусти немного изображение яблока к нижнему краю фланелеграфа. Проверь, теперь похоже?» Подобные корригирующие уточнения способствуют формированию четкого представления об изображении реальных предметов в пространстве.
После того как дети овладевают приемами работы на фланелеграфе, им предлагается изобразить натюрморт в рисунке таким, каким они его выполнили на фланелеграфе. Детям с низкой остротой зрения или детям, у которых слабо развиты изобразительные навыки, педагог может предложить взять аналогичные контурные шаблоны и обвести их. Это дает возможность ребенку почувствовать себя более уверенным при овладении навыками рисования формы, особенно при затруднениях в выполнении задания.
Срисовывание по трафарету, обводка по контуру используются не постоянно. По ходу овладения навыками изображения дети стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальных этапах применение трафаретов является для детей с нарушениями зрения эффективным средством обучения рисованию, овладения пространством листа бумаги. Использование приема обводки не только вселяет в них уверенность, но и дает возможность довести работу до конца, стимулирует освоение формоо6разуюших движений в рисовании и становится подкреплением их стремлению к подаче реальной, точной формы изображаемых предметов.
Важное значение имеет доведение работы до конечного результата. Неуверенность в своих возможностях при рисовании встречается у таких детей довольно часто, так как плохое зрение создает для них ощущаемые трудности. Все это сдерживает потребность довести до конца начатую работу, аиногда из-за того, что на занятии ребенок не успел завершить свою работу, он вообще отказывается от рисования. Чтобы создать лучшие условия для формирования у детей стремления доводить до конца начатый рисунок, можно одной и той же теме посвящать два занятия. На первом дети делают набросок, а на втором — раскрашивают рисунок. Ведь рисование для слабовидящего ребенка — сложная и трудоемкая деятельность и ему требуется на нее значительно больше времени, чем нормально видящему сверстнику. Именно поэтому для него приобретают такое значение положительный результат работы и его одобрение
Занятия по рисованию с натуры содержат большие коррекционные возможности для развития цветовосприятия. Дети упражняются в видении, различении, назывании цвета, учится воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазной патологии нарушается цветоощущение, поэтому работа с натурой служит специальным коррекционным задачам развития цветоразличения. Такие упражнения дают детям, имеющим нарушения цветоощущения, опыт ориентации в цвете по насыщенности и тональности. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его найти нужный цвет.
Анализ детских работ необходимо строить с учетом зрительных возможностей детей и сходства рисунка с натурой. Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа: «Найди предмет по наброску», «Найди, с какого места и кто нарисовал этот рисунок», «Найди предмет по цвету изображения». Кроме занимательности для детей эти приемы позволяют максимально активизировать зрительное восприятие, совершенствовать умение анализировать, выделять схожие и различные признаки в предметах и их изображениях. Такой анализ детских работ учит и самих детей правильно оценивать свои рисунки.
Л. С. Сековец