Методы нравственного воспитания

Нравственный облик слепого ребенка формируется под влиянием всей окружающей его жизни. В ней для слепого, как и для зрячего, живут и работают люди, которые детям дороги и чьи поступки, слова, способ деятельности являются примером для подражания.

В дошкольном возрасте это обычно родители и воспитатели. Отношения взрослых между собой, отношение их к труду и своим общественным обязанностям - все это образец. Поэтому пример взрослых, знакомых детям, используется воспитателем для того, чтобы показать положительные моральные качества человека, обратить на них внимание детей.

Во время знакомства с окружающей жизнью, во время экскурсий и прогулок воспитатель знакомит де­тей с характерами и моральным обликом советских людей, раскрывает перед ними благородные поступки, коммунистические отношения, помогает правильно оце­нить то, что дети наблюдают. Так, во время экскурсии на ближайший завод (предприятие, где работают не­зрячие) воспитатель А.И. Архипова обращает внимание детей на то, что слепые рабочие помогают друг другу, когда опускаются по лестнице, что рабочие с остаточ­ным зрением всегда помогают своему слепому то­варищу.

«Вы учитесь помогать тем, кто нуждается в помощи. Нужно всегда заботиться о своих товарищах»,— гово­рит воспитатель.

Отношения, которые дети видят вокруг себя, они воспроизводят в своем поведении, в играх. Например, играя в детский дом, Лена взяла на себя роль няни и очень точно копировала няню Фаризу.

Володи, изображая строгого и требовательного ди­ректора, делал девочкам замечания, задавал вопросы, выясняющие их знания.

На занятиях, играх, в повседневной жизни воспи­татель приучает детей к организованному культурному поведению, к серьезному и ответственному отношению к своему труду и своим обязанностям.

Детей, впервые пришедших из семьи и поступивших в детский коллектив, сразу необходимо поставить в ус­ловия, в которых они почувствовали бы необходимость выполнять требования коллектива. Дети знакомятся с новой для них обстановкой, им необходимо освоить ре­жим дня и правила жизни в коллективе. В группе детям приходится пользоваться общими вещами, об­щими игрушками. Значит, важно научить их действовать согласованно с товарищами. Таким образом, у детей вырабатывается привычка к совместным действиям.

Ребенок 3—4 лет, поступая в незнакомый ему коллек­тив, трудно и медленно осваивается в новой обстановке. До этого возраста играют небольшими группами по 2— 3 человека и даже в одиночку. Постоянное вовлечение детей в коллективные' игры предотвращает ссоры между ними.

В хорошо организованной игре при внимательном наблюдении и участии воспитателя растут и крепнут дружеские отношения детей. Воспитатель следит за взаимоотношениями детей, за тем, чтобы они называли друг друга вежливо, по имени, не допускали грубых вы­ражений, благодарили за товарищескую услугу и т. д. Приход к дошкольникам старших детей оказывает положительное влияние на малышей: они приветливо встречают старших, выражая им свое внимание и уважение.

Задача воспитателя — создать в своей группе атмосферу семьи. Внимательный уход, нежность, ласка, забота, особенно в вечерние часы, способствуют возник­новению доверия, непринужденности по отношению к воспитателю. Праздничные дни, дни рождения детей объединяют детский коллектив общим торжественным настроением, переживанием радости и веселья.

Слово взрослого, воспитателя, его одобрение, похвала или порицание — важный метод нравственного вос­питания.

Поощрение повышает активность детей, вызывает еще лучше выполнить задание. Дети стремятся показать свою работу воспитателю, получить оценку своему поступку.

ГЛАВА VII

ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО РЕБЕНКА

К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

В условиях, когда общественным воспитанием охва­чена только незначительная часть слепых детей дошкольного возраста (около 10%), важное место занима­ет семейное воспитание.

Особенностью семейного воспитания является эмоци­ональный контакт детей с родителями, самыми близки­ми и дорогими для детей людьми. Это дает возможность родителям, осуществляя воспитание своего ребенка в семье, решать задачи воспитания. К сожалению, правильно организовать семейное воспи­тание слепого дошкольника до сих пор могут лишь не­многие родители. Это обстоятельство объясняется осо­бенностями отношения родителей к аномальному ре­бенку.

Психолог Л. С. Выгодский говорил, что положение в семье аномального ребенка совсем особое не только потому, что у него отсутствует зрение, слух и т. д., а потому, что родители видят в нем обиженного и вслед­ствие этого проявляют к нему чрезмерную любовь. Ано­мальный ребенок занимает в семье исключительное положение. Он становится объектом, к которому под­ходят с иными педагогическими требованиями, чем к нормальновидящему или нормальнослышащему. Требо­вания к ребенку снижаются, в результате чего родители или стараются выполнить за него все необходимое, беря на себя все обязанности ребенка, или, не понимая пове­дения ребенка, не зная возможностей развития, остав­ляют его совершенно без внимания.

Незнание возможностей развития аномальных детей вызывает вторую, весьма распространенную ошибку семейного воспитания слепых детей: ограничена их общения со зрячими сверстниками.

Советская тифлопедагогика показала, что развитие слепого ребенка идет по тем же законам, что и разви­тие зрячего. У слепого имеется такая же потребность в движении и деятельности. Он так же, как и любой зря­чий, любит играть. Это должно стать основой при вос­питании ребенка в семье. Нужно дать ему возможность развивать свои способности.

Основные принципы воспитания слепого дошкольни­ка, сформулированные нами в данном пособии, должны стать основой и семейного воспитания слепых. Приве­дем примеры того, как эти принципы могут осущест­вляться в семье.

Многие матери слепых детей допускают большую ошибку, когда ограничивают самостоятельность своего ребенка, ограничивают его движения; дети вырастают пассивными, не способными к активной творческой дея­тельности. Это очень плохо отражается и на физическом состоянии — походка становится шаркающей, все дви­жения — скованными.

Чтобы избежать этого, необходимо разрешать сле­пому малышу самостоятельно ходить и бегать. Перво­начально следует убирать с его пути предметы, на ко­торые он мог бы наткнуться. Чтобы он быстрее и лучше привык ориентироваться в своей комнате, не следует ме­нять расположение мебели. Ребенок привыкает к опре­деленному месту каждой вещи. Родители не должны разрешать себе и тем более ребенку класть вещи, которыми он пользуется, в разные места. Каждая вещь дол­жна иметь строго определенное место, иначе слепой ребенок никогда не научится самостоятельно себя об­служивать, самостоятельно играть.

Обучая ребенка ориентироваться, не следует водить его постоянно за руку, нужно учить его самостоятельно находить дорогу в кухню, в коридор, в туалет. Родители должны обращать его внимание на те признаки, по которым он сам может отыскать то, что ему нужно, ис­пользуя обонятельные признаки («Чувствуешь, как из кухни вкусно пахнет?»), осязательные признаки (напри­мер, до туалетной комнаты следует положить коврик, который ребенок ощущает ногами) и слуховые («Слышишь, как журчит вода в водопроводном кране?»), но довольно быстро научить слепого ориентироваться в знакомом помещении.

.В эстетическом воспитании слепого огромную роль играет чтение художественной литературы. Пока ребе­нок не умеет читать, родители выбирают стихи, расска­зы и сказки, знакомящие слепых с жизнью. Одновременно с чтением необходимо объяснять слова, непонятные детям, знакомить с предметами, стоящими за незнакомыми словами. Огромное значение в эстетическом воспитании занимаем активное воспроизведение заучивание и рассказывание стихотворений, разучивание песен.

В семейном воспитании слепого дошкольника сле­дует широко использовать лепку, аппликации. Они раз­вивают руки, подготавливают к письму и к восприятию шрифта Брайля. Полезны и специальные занятия по ознакомлению с брайлевскими колодками, прибором, грифелем, упражнения в написании и узнавании групп точек при различном их расположении.

Вся эта работа подготавливает слепого ребенка к школе.

Семейное воспитание — это решение задачи комму­нистического воспитания в рамках коллектива семьи, при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей. В отношении слепых детей оно предполагает и учет специфики развития детей с различными пораже­ниями зрения.

З.Б. Данилевич

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СЛЕПЫХ

Наши рекомендации