Методы нравственного воспитания
Нравственный облик слепого ребенка формируется под влиянием всей окружающей его жизни. В ней для слепого, как и для зрячего, живут и работают люди, которые детям дороги и чьи поступки, слова, способ деятельности являются примером для подражания.
В дошкольном возрасте это обычно родители и воспитатели. Отношения взрослых между собой, отношение их к труду и своим общественным обязанностям - все это образец. Поэтому пример взрослых, знакомых детям, используется воспитателем для того, чтобы показать положительные моральные качества человека, обратить на них внимание детей.
Во время знакомства с окружающей жизнью, во время экскурсий и прогулок воспитатель знакомит детей с характерами и моральным обликом советских людей, раскрывает перед ними благородные поступки, коммунистические отношения, помогает правильно оценить то, что дети наблюдают. Так, во время экскурсии на ближайший завод (предприятие, где работают незрячие) воспитатель А.И. Архипова обращает внимание детей на то, что слепые рабочие помогают друг другу, когда опускаются по лестнице, что рабочие с остаточным зрением всегда помогают своему слепому товарищу.
«Вы учитесь помогать тем, кто нуждается в помощи. Нужно всегда заботиться о своих товарищах»,— говорит воспитатель.
Отношения, которые дети видят вокруг себя, они воспроизводят в своем поведении, в играх. Например, играя в детский дом, Лена взяла на себя роль няни и очень точно копировала няню Фаризу.
Володи, изображая строгого и требовательного директора, делал девочкам замечания, задавал вопросы, выясняющие их знания.
На занятиях, играх, в повседневной жизни воспитатель приучает детей к организованному культурному поведению, к серьезному и ответственному отношению к своему труду и своим обязанностям.
Детей, впервые пришедших из семьи и поступивших в детский коллектив, сразу необходимо поставить в условия, в которых они почувствовали бы необходимость выполнять требования коллектива. Дети знакомятся с новой для них обстановкой, им необходимо освоить режим дня и правила жизни в коллективе. В группе детям приходится пользоваться общими вещами, общими игрушками. Значит, важно научить их действовать согласованно с товарищами. Таким образом, у детей вырабатывается привычка к совместным действиям.
Ребенок 3—4 лет, поступая в незнакомый ему коллектив, трудно и медленно осваивается в новой обстановке. До этого возраста играют небольшими группами по 2— 3 человека и даже в одиночку. Постоянное вовлечение детей в коллективные' игры предотвращает ссоры между ними.
В хорошо организованной игре при внимательном наблюдении и участии воспитателя растут и крепнут дружеские отношения детей. Воспитатель следит за взаимоотношениями детей, за тем, чтобы они называли друг друга вежливо, по имени, не допускали грубых выражений, благодарили за товарищескую услугу и т. д. Приход к дошкольникам старших детей оказывает положительное влияние на малышей: они приветливо встречают старших, выражая им свое внимание и уважение.
Задача воспитателя — создать в своей группе атмосферу семьи. Внимательный уход, нежность, ласка, забота, особенно в вечерние часы, способствуют возникновению доверия, непринужденности по отношению к воспитателю. Праздничные дни, дни рождения детей объединяют детский коллектив общим торжественным настроением, переживанием радости и веселья.
Слово взрослого, воспитателя, его одобрение, похвала или порицание — важный метод нравственного воспитания.
Поощрение повышает активность детей, вызывает еще лучше выполнить задание. Дети стремятся показать свою работу воспитателю, получить оценку своему поступку.
ГЛАВА VII
ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО РЕБЕНКА
К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
В условиях, когда общественным воспитанием охвачена только незначительная часть слепых детей дошкольного возраста (около 10%), важное место занимает семейное воспитание.
Особенностью семейного воспитания является эмоциональный контакт детей с родителями, самыми близкими и дорогими для детей людьми. Это дает возможность родителям, осуществляя воспитание своего ребенка в семье, решать задачи воспитания. К сожалению, правильно организовать семейное воспитание слепого дошкольника до сих пор могут лишь немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к аномальному ребенку.
Психолог Л. С. Выгодский говорил, что положение в семье аномального ребенка совсем особое не только потому, что у него отсутствует зрение, слух и т. д., а потому, что родители видят в нем обиженного и вследствие этого проявляют к нему чрезмерную любовь. Аномальный ребенок занимает в семье исключительное положение. Он становится объектом, к которому подходят с иными педагогическими требованиями, чем к нормальновидящему или нормальнослышащему. Требования к ребенку снижаются, в результате чего родители или стараются выполнить за него все необходимое, беря на себя все обязанности ребенка, или, не понимая поведения ребенка, не зная возможностей развития, оставляют его совершенно без внимания.
Незнание возможностей развития аномальных детей вызывает вторую, весьма распространенную ошибку семейного воспитания слепых детей: ограничена их общения со зрячими сверстниками.
Советская тифлопедагогика показала, что развитие слепого ребенка идет по тем же законам, что и развитие зрячего. У слепого имеется такая же потребность в движении и деятельности. Он так же, как и любой зрячий, любит играть. Это должно стать основой при воспитании ребенка в семье. Нужно дать ему возможность развивать свои способности.
Основные принципы воспитания слепого дошкольника, сформулированные нами в данном пособии, должны стать основой и семейного воспитания слепых. Приведем примеры того, как эти принципы могут осуществляться в семье.
Многие матери слепых детей допускают большую ошибку, когда ограничивают самостоятельность своего ребенка, ограничивают его движения; дети вырастают пассивными, не способными к активной творческой деятельности. Это очень плохо отражается и на физическом состоянии — походка становится шаркающей, все движения — скованными.
Чтобы избежать этого, необходимо разрешать слепому малышу самостоятельно ходить и бегать. Первоначально следует убирать с его пути предметы, на которые он мог бы наткнуться. Чтобы он быстрее и лучше привык ориентироваться в своей комнате, не следует менять расположение мебели. Ребенок привыкает к определенному месту каждой вещи. Родители не должны разрешать себе и тем более ребенку класть вещи, которыми он пользуется, в разные места. Каждая вещь должна иметь строго определенное место, иначе слепой ребенок никогда не научится самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно играть.
Обучая ребенка ориентироваться, не следует водить его постоянно за руку, нужно учить его самостоятельно находить дорогу в кухню, в коридор, в туалет. Родители должны обращать его внимание на те признаки, по которым он сам может отыскать то, что ему нужно, используя обонятельные признаки («Чувствуешь, как из кухни вкусно пахнет?»), осязательные признаки (например, до туалетной комнаты следует положить коврик, который ребенок ощущает ногами) и слуховые («Слышишь, как журчит вода в водопроводном кране?»), но довольно быстро научить слепого ориентироваться в знакомом помещении.
.В эстетическом воспитании слепого огромную роль играет чтение художественной литературы. Пока ребенок не умеет читать, родители выбирают стихи, рассказы и сказки, знакомящие слепых с жизнью. Одновременно с чтением необходимо объяснять слова, непонятные детям, знакомить с предметами, стоящими за незнакомыми словами. Огромное значение в эстетическом воспитании занимаем активное воспроизведение заучивание и рассказывание стихотворений, разучивание песен.
В семейном воспитании слепого дошкольника следует широко использовать лепку, аппликации. Они развивают руки, подготавливают к письму и к восприятию шрифта Брайля. Полезны и специальные занятия по ознакомлению с брайлевскими колодками, прибором, грифелем, упражнения в написании и узнавании групп точек при различном их расположении.
Вся эта работа подготавливает слепого ребенка к школе.
Семейное воспитание — это решение задачи коммунистического воспитания в рамках коллектива семьи, при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей. В отношении слепых детей оно предполагает и учет специфики развития детей с различными поражениями зрения.
З.Б. Данилевич
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СЛЕПЫХ