Hа занятиях по конструированию.
кирпичики, шары, дать их пощупать, научить их различать, показать, что можно из них построить.
При конструировании более сложных форм используется образец, изготовленный воспитателем. Однако обыкновенный строительный материал для этого непригоден, так как дети не умеют аккуратно обследовать постройки и они разрушаются. Для образца лучше применяйте пластмассовый строительный материал с шипами, скрепляющими каждый элемент. Он более удобен для обследования.
П е р е д з а н я тиями по конструированию дома проводятся экскурсии к строительству дома, читаются художественные произведения, посвященные этой теме. Экскурсии и чтение художественной литературы позволяют воспитан.по не только обучить детей конструированию, но и познакомим, их с трудом советских людей. Дети получают представления о труде рабочих разных профессий, о роли техники в строительстве.
Занятие по конструированию, проведенное в форме игры, позволяет воспитателю обратить внимание детей на отношении людей в труде, И включение воспитатель похвалил детей не только зa то, что они хорошо выполнили сном» работу, но и за то, что были внимательны к товарищам, помогали друг другу, за то, что бережно относились к строительному материалу и технике.
Конструирование в дошкольной группе очень трудоемкая работа, но овладение конструированием является ступенькой к большой работе, предстоящей детям в школе,— моделированию.
ГЛАВА V
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Эстетическое воспитание слепых дошкольников предполагает развитие и формирование восприятия детьми красоты окружающей жизни и произведении искусства, а также развитие их творческих способностей.
При глубоких нарушениях зрения восприятие красоты окружающей жизни затруднено. Используя все сохранные анализаторы и сохранившиеся функции пораженного органа зрения, воспитатели могут создать у ребенка эстетические образы. Одним из важнейших средств эстетического воспитания слепого дошкольника является музыка. Огромное значение мы придаем также организации занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация), которые не только помогают детям познать окружающее, но и дают возможность познакомиться с красотой предметов, изображаемых при лепке
или аппликации. Сама жизнь и окружающие ребенка предметы также служат серьезным средством эстетического воспитания.
Слепой ребенок испытывает чувство огромной радости, знакомясь с произведениями искусства, и учится принимать живое участие в творчестве, овладевая музыкой, пением, искусством пластики и художественным чтением.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Музыкальное воспитание в системе эстетического воспитания слепых занимает первостепенное место. Музыка и пение помогают слепым детям понять красоту родной природы, красоту человеческих дел, создают бодрое и радостное настроение. Основные задачи музыкального воспитания слепых те же, что и задачи воспитания зрячих: детей готовят к восприятию музыкальных произведении, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У детей вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности — слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слепых: развитие координации движений, ориентировка в_ пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике лица. Одна из важных задач музыкального воспитания — знакомство детей с природой и миром человеческих чувств.
При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно-пространственной ориентировке. Развивая слух, обучая детей использовать слуховые раздражения для ориентировки, мы способствуем общему развитию слепого ребенка, приобретению им новых знаний. На музыкальных занятиях у слепых дошкольников развивается музыкальный слух, совершенствуются навыки слухового восприятия, увеличивается запас слуховых представлений. Дети приучаются слушать инструментальную музыку, пение. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на характер музыки, учит понимать эмоциональную окраску музыкального произведения — бодрую, радостную или грустную.
Выбирая для слушания музыкальные произведения, жизнерадостные по содержанию и тональности, мы активизируем слепых детей, возбуждаем их бодрость, повышаем жизненный тонус, обогащаем положительными эмоциями.
Детям исполняют также небольшие, несложные по содержанию инструментальные произведения для того, чтобы они учились определять характер музыкальных произведений (веселый, грустный), узнавать пьесы в форме марша, пляски, колыбельной и т. д. Дошкольники должны хорошо знать разученные музыкальные произведения и песни, узнавать их при исполнен на музыкальных инструментах или по мелодии, спетой без слов.
Прослушивание начинается с тех музыкальных произведений, которые доступно и ярко передают уже знакомые летим картины, и воссоздают образы ранее воспринимавшихся предметов. Слушан музыкальные пьесы "Лошадка" Н. Потоловского, "Лошадка" Т. Ломовой, "Дождик" Г. Лобачева, дети живо представляют изображаемое при небольшой помощи воспитателя, напоминающего, как они прислушивались к цоканью копыт проезжающей лошади или к первым каплям дождя. Когда подобный репертуар уже усвоен, можно переходить к пьесам с более сложными образами, например, таким, как "На лодке" Любарского.
Музыкальный воспитатель Уфимского детского дома Н. Г. Щипйова перед прослушиванием нового для детей произведения говорит: "Скоро, скоро к нам придет весна, и мы поедем на дачу, там будем кататься на лодочке. Вспомните, как мы катались на лодке по реке Уфимке в прошлом году, а в маленьких ручейках вы сами пускали маленькие лодочки, и они качались на волнах. Послушайте, я сыграю вам пьесу, в которой рассказывается, как плывет лодочка по воде - она плывет, плавно покачиваясь, ее гонит ветерок". Воспитатель играет первую часть пьесы и спрашивает, как звучит музыка. Дети отвечают, что спокойно, плавно.
Воспитатель говорит: « А теперь слушайте, лодочка поплыла, она попала в сильное течение"- и играет вторую, более быструю часть пьесы.
Дети вспоминают, как они быстро плыли на лодке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вторая часть пьесы очень быстрая. Для сравнения темпа нового музыкального произведения с ранее известным Н. Г. Щипково играет отрывок из пьесы "Лошадка" Н. Потоловского, изображающий скачки лошади, и показывает, что характер этих двух произведений различен.
Через музыкальные произведения слепых детей можно познакомить с окружающей природой, людьми, чувствами людей. В песне 3. Левиной "Пришла весна" дети узнают нежное журчание ручейка, а в русской народной песне "Заинька"-характерные поскоки зайчика. Прослушивание музыкального изображения различных явлений природы способствует тому, что ребенок
Рис. 8. Разучивание песни.
начинает искать эти звуки в природе, учится чувствовать их красоту.
Прослушивание музыкальных произведений помогает слепым детям лучше понимать чувства героев произведений и переживать вместе с ними их горе ирадости. Так, прослушав произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы», Володя сказал: «Жалко куклу, пусть она скорее вылечится».
Дети часто связывают содержание разучиваемых песен с его музыкальным выражением. Однако следует постепенно уже в старшем дошкольном возрасте учить детей понимать музыкальные образы. Для этого проводятсяспециальные работы. Так, воспитатель Н.Г. Щипкова рассказывает детям, что в лесу, па полянке, повстречались два зверя — медведь и заяц. Нужно узнать, кто из них пришел на полянку первым, а кто вторым. Дети отвечают, что медведь вышел первым, а потом прискакал зайчик, так как сначала темп музыки был более медленным, тона низкими,а потом — быстрым и тональность высокой
«А кто это еще в лесу появился?»— спрашивает воспитатель и проигрывает мелодию кукушки. Дети весело отвечают: «Кукушка».
Постепенно усложняя музыкальные образы, мы приучаем слепых детей оценивать выразительность музыки, определять ее характер (марш, пляска, колыбельная и т. д.).
Восприятие музыки становится более полным, понимание ее углубляется по мере, как дети учатся самостоятельно воспроизводить музыкальные произведения. Очень большое место в работе с детьми занимает хоровое и индивидуальное пение.
На музыкальных занятиях дети слушают детские песни в исполнении воспитателя и поют. Дети должны научиться исполнять песни как с аккомпанементом, так и безнего.
Когда дети слушают песни, то их внимание обращают на соответствие содержания песен его музыкальному выражению. Необходимо, чтобы содержание песен было понятно слепым детям.
В дошкольной группе дети должны овладеть навыками свободного и естественного пения без крика, научиться правильно открывать рот, правильно держать голову, корпус, не отставать и не опережать друг друга г пении, петь песни без инструментального сопровождения
В пении легче наблюдать за изменениями в силе, интонации и артикуляции речи, поэтому легче можно добиться выразительности речи. Этому способствует также ритм и мелодия музыки. Благодаря постоянным упражнениям в пении укрепляются голосовые связки, речь становится ритмичной, выразительной, ребенок владеет ею более гибко и свободно, что позволяет легче исправлять недостатки произношения.
Ребенок с раннего возраста старается, подражая взрослым, воспроизвести несложные мелодии. Слепые дети подражают пению, не видя перед собой поющего. Не умея достаточно контролировать движения своего лица, слепые дети дошкольного возраста плохо владеют мимикой, выразительностью пения, у многих из них неправильная постановка рта при пении, поза и т. д.
Это затрудняет овладение вокальными навыками. Трудности эти преодолеваются по мере того, как дети учатся петь хором.
Во время пения музыкальный руководитель учит детей брать дыхание между фразами, правильно, отчетливо и выразительно произносить слова песни, петь, передавая музыкальные оттенки (тише, громче, быстрее, медленнее и т. д.).
Хоровое коллективное пение создает благоприятные условия для возникновения коллективных переживаний и чувств коллективизма.
Слушая и исполняя ритмичные, бодрые и радостные музыкальные произведения, дети испытывают радость, переживают вместе с героем чувства, которые выражены в произведении. Эти чувства дети стремятся выразить в движениях под музыку, в плясках, в музыкальных играх под пение и музыку.
Неуверенность в движении слепого дошкольника преодолевается в процессе занятий музыкой в связи с необходимостью подчинять свои движения строгому и четкому ритму музыки. В музыке показывается также ритмичность трудовых движений, что способствует в дальнейшем овладению трудовыми операциями.
В музыкальных играх и плясках дети учатся двигаться в соответствии с характером музыкальных произведений (бодрый, веселый, подвижный, спокойный), а также в соответствии с частями произведений, различными по характеру (2—3 части), с громкостью звучания (усиление и ослабление), с темпом (ускорение и замедление), с оттенками исполнения (плавно, отрывисто), заканчивать движения с прекращением музыки, исполнять несложные пляски, построенные на простейших плясовых движениях (притопывание одной ногой и двумя ногами попеременно, кружение поодиночке и парами, держась за руки, то в одну сторону, то в другую; полуприседание, хлопки в ладоши, помахивание кистями рук, повороты рук). Дети учатся правильно ходить, держать корпус прямо, легко бегать на носках, прыгать, сгибая колени.
И играх с пением дети должны согласовывать содержание текста песни с характером мелодии, исполнять пляски, построенные на .более сложных плясовых движениях (шаг галопа, полька, выставление ног на носок и пятку, шаг с притопыванием, полуприсядка, хлопки в разном ритме), развивать грацию и осанку как в играх, так и в плясках (шаг на всей ступне, поскоки с ноги на ногу, движение в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руки).
Во время музыкальных занятий рекомендуется следить за совершенством основных движений —ходьбы, бега, прыжков под музыку в связи с характероммузыкального произведения, что развивает у слепыхдетей грацию, ловкость, смелость.
Под пение детей следует проводить только игры со спокойными движениями, в играх же с бегом, с поскоками надо делить детей на две подгруппы: одни — поют вместе с воспитателем, другие — играют. Проводятся и такие пляски, где дети по своей инициативе выполняют знакомые движения.