Hа занятиях по конструированию.

кирпичики, шары, дать их пощупать, научить их различать, показать, что можно из них постро­ить.

При конструировании более сложных форм исполь­зуется образец, изготовленный воспитателем. Однако обыкновенный строительный материал для этого непригоден, так как дети не умеют аккуратно обследовать постройки и они разрушаются. Для образца лучше при­меняйте пластмассовый строительный материал с шипа­ми, скрепляющими каждый элемент. Он более удобен для обследования.

П е р е д з а н я тиями по конструированию дома проводятся экскурсии к строительству дома, читаются художественные произведения, посвященные этой теме. Эк­скурсии и чтение художественной литературы позволяют воспитан.по не только обучить детей конструированию, но и познакомим, их с трудом советских людей. Дети получают представления о труде рабочих разных про­фессий, о роли техники в строительстве.

Занятие по конструированию, проведенное в форме игры, позволяет воспитателю обратить внимание детей на отношении людей в труде, И включение воспита­тель похвалил детей не только зa то, что они хорошо выполнили сном» работу, но и за то, что были вниматель­ны к товарищам, помогали друг другу, за то, что береж­но относились к строительному материалу и технике.

Конструирование в дошкольной группе очень трудо­емкая работа, но овладение конструированием является ступенькой к большой работе, предстоящей детям в школе,— моделированию.

ГЛАВА V

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эстетическое воспитание слепых дошкольников пред­полагает развитие и формирование восприятия детьми красоты окружающей жизни и произведении искусства, а также развитие их творческих способностей.

При глубоких нарушениях зрения восприятие красо­ты окружающей жизни затруднено. Используя все со­хранные анализаторы и сохранившиеся функции пора­женного органа зрения, воспитатели могут создать у ре­бенка эстетические образы. Одним из важнейших средств эстетического воспитания слепого дошкольника являет­ся музыка. Огромное значение мы придаем также орга­низации занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация), которые не только помогают детям познать окружающее, но и дают возможность познакомиться с красотой предметов, изображаемых при лепке

или аппликации. Сама жизнь и окружающие ребенка предметы также служат серьезным средством эстетического воспитания.

Слепой ребенок испытывает чувство огромной радо­сти, знакомясь с произведениями искусства, и учится принимать живое участие в творчестве, овладевая музыкой, пением, искусством пластики и художествен­ным чтением.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Музыкальное воспитание в системе эстетического во­спитания слепых занимает первостепенное место. Му­зыка и пение помогают слепым детям понять красоту родной природы, красоту человеческих дел, создают бодрое и радостное настроение. Основные задачи му­зыкального воспитания слепых те же, что и задачи вос­питания зрячих: детей готовят к восприятию музыкаль­ных произведении, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У детей вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их му­зыкальные способности — слух, чувство ритма, музы­кальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слепых: развитие координации движений, ориентировка в_ пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике лица. Одна из важных задач музы­кального воспитания — знакомство детей с природой и миром человеческих чувств.

При анализе и оценке окружающей обстановки сле­пой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно-пространственной ориентировке. Развивая слух, обучая детей исполь­зовать слуховые раздражения для ориентировки, мы способствуем общему развитию слепого ребенка, при­обретению им новых знаний. На музыкальных занятиях у слепых дошкольников развивается музыкальный слух, совершенствуются навыки слухового восприятия, уве­личивается запас слуховых представлений. Дети при­учаются слушать инструментальную музыку, пение. Му­зыкальный руководитель обращает внимание детей на характер музыки, учит понимать эмоциональную окраску музыкального произведения — бодрую, радостную или грустную.

Выбирая для слушания музыкальные произведения, жизнерадостные по содержанию и тональности, мы ак­тивизируем слепых детей, возбуждаем их бодрость, повышаем жизненный тонус, обогащаем положительными эмоциями.

Детям исполняют также небольшие, несложные по содержанию инструментальные произведения для того, чтобы они учились определять характер музыкальных произведений (веселый, грустный), узнавать пьесы в форме марша, пляски, колыбельной и т. д. Дошкольники должны хорошо знать разученные музыкальные произведения и песни, узнавать их при исполнен на музыкальных инструментах или по мелодии, спетой без слов.

Прослушивание начинается с тех музыкальных произведений, которые доступно и ярко передают уже знакомые летим картины, и воссоздают образы ранее воспринимавшихся предметов. Слушан музыкальные пьесы "Лошадка" Н. Потоловского, "Лошадка" Т. Ломовой, "Дождик" Г. Лобачева, дети живо представляют изображаемое при небольшой помощи воспитателя, напоминающего, как они прислушивались к цоканью копыт проезжающей лошади или к первым каплям дождя. Когда подобный репертуар уже усвоен, можно переходить к пьесам с более сложными образами, например, таким, как "На лодке" Любарского.

Музыкальный воспитатель Уфимского детского дома Н. Г. Щипйова перед прослушиванием нового для детей произведения говорит: "Скоро, скоро к нам придет весна, и мы поедем на дачу, там будем кататься на лодочке. Вспомните, как мы катались на лодке по реке Уфимке в прошлом году, а в маленьких ручейках вы сами пускали маленькие лодочки, и они качались на волнах. Послушайте, я сыграю вам пьесу, в которой рассказывается, как плывет лодочка по воде - она плывет, плавно покачиваясь, ее гонит ветерок". Воспитатель играет первую часть пьесы и спрашивает, как звучит музыка. Дети отвечают, что спокойно, плавно.

Воспитатель говорит: « А теперь слушайте, лодочка поплыла, она попала в сильное течение"- и играет вторую, более быструю часть пьесы.

Дети вспоминают, как они быстро плыли на лодке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вторая часть пьесы очень быстрая. Для сравнения темпа нового музыкального произведения с ранее известным Н. Г. Щипково играет отрывок из пьесы "Лошадка" Н. Потоловского, изображающий скачки лошади, и показывает, что характер этих двух произведений различен.

Через музыкальные произведения слепых детей можно познакомить с окружающей природой, людьми, чувствами людей. В песне 3. Левиной "Пришла весна" дети узнают нежное журчание ручейка, а в русской народной песне "Заинька"-характерные поскоки зайчика. Прослушивание музыкального изображения различных явлений природы способствует тому, что ребенок

Hа занятиях по конструированию. - student2.ru

Рис. 8. Разучивание песни.

начинает искать эти звуки в природе, учится чувствовать их красоту.

Прослушивание музыкальных произведений помогает слепым детям лучше понимать чувства героев произве­дений и переживать вместе с ними их горе ирадости. Так, прослушав произведение П. И. Чайковского «Бо­лезнь куклы», Володя сказал: «Жалко куклу, пусть она скорее вылечится».

Дети часто связывают содержание разучиваемых песен с его музыкальным выражением. Однако следует постепенно уже в старшем дошкольном возрасте учить детей понимать музыкальные образы. Для этого проводятсяспециальные работы. Так, воспитатель Н.Г. Щипкова рассказывает детям, что в лесу, па по­лянке, повстречались два зверя — медведь и заяц. Нуж­но узнать, кто из них пришел на полянку первым, а кто вторым. Дети отвечают, что медведь вышел первым, а потом прискакал зайчик, так как сначала темп музы­ки был более медленным, тона низкими,а потом — быстрым и тональность высокой

«А кто это еще в лесу появился?»— спрашивает воспитатель и проигрывает мелодию кукушки. Дети весело отвечают: «Кукушка».

Постепенно усложняя музыкальные образы, мы при­учаем слепых детей оценивать выразительность музы­ки, определять ее характер (марш, пляска, колыбель­ная и т. д.).

Восприятие музыки становится более полным, пони­мание ее углубляется по мере, как дети учатся самостоятельно воспроизводить музыкальные произве­дения. Очень большое место в работе с детьми занимает хоровое и индивидуальное пение.

На музыкальных занятиях дети слушают детские песни в исполнении воспитателя и поют. Дети должны научиться исполнять песни как с аккомпанементом, так и безнего.

Когда дети слушают песни, то их внимание обраща­ют на соответствие содержания песен его музыкальному выражению. Необходимо, чтобы содержание песен было понятно слепым детям.

В дошкольной группе дети должны овладеть навы­ками свободного и естественного пения без крика, на­учиться правильно открывать рот, правильно держать голову, корпус, не отставать и не опережать друг друга г пении, петь песни без инструментального сопровождения

В пении легче наблюдать за изменениями в силе, интонации и артикуляции речи, поэтому легче можно добиться выразительности речи. Этому способствует также ритм и мелодия музыки. Благодаря постоянным упражнениям в пении укрепляются голосовые связки, речь становится ритмичной, выразительной, ребенок владеет ею более гибко и свободно, что позволяет легче исправлять недостатки произношения.

Ребенок с раннего возраста старается, подражая взрослым, воспроизвести несложные мелодии. Слепые дети подражают пению, не видя перед собой поющего. Не умея достаточно контролировать движения своего лица, слепые дети дошкольного возраста плохо владеют мимикой, выразительностью пения, у многих из них неправильная постановка рта при пении, поза и т. д.

Это затрудняет овладение вокальными навыками. Труд­ности эти преодолеваются по мере того, как дети учатся петь хором.

Во время пения музыкальный руководитель учит де­тей брать дыхание между фразами, правильно, отчетли­во и выразительно произносить слова песни, петь, пере­давая музыкальные оттенки (тише, громче, быстрее, медленнее и т. д.).

Хоровое коллективное пение создает благоприятные условия для возникновения коллективных переживаний и чувств коллективизма.

Слушая и исполняя ритмичные, бодрые и радостные музыкальные произведения, дети испытывают радость, переживают вместе с героем чувства, которые выраже­ны в произведении. Эти чувства дети стремятся выра­зить в движениях под музыку, в плясках, в музыкаль­ных играх под пение и музыку.

Неуверенность в движении слепого дошкольника преодолевается в процессе занятий музыкой в связи с необходимостью подчинять свои движения строгому и четкому ритму музыки. В музыке показывается также ритмичность трудовых движений, что способствует в дальнейшем овладению трудовыми операциями.

В музыкальных играх и плясках дети учатся дви­гаться в соответствии с характером музыкальных про­изведений (бодрый, веселый, подвижный, спокойный), а также в соответствии с частями произведений, раз­личными по характеру (2—3 части), с громкостью зву­чания (усиление и ослабление), с темпом (ускорение и замедление), с оттенками исполнения (плавно, отры­висто), заканчивать движения с прекращением музыки, исполнять несложные пляски, построенные на простейших плясовых движениях (притопывание одной ногой и двумя ногами попеременно, кружение поодиночке и парами, держась за руки, то в одну сторону, то в другую; полуприседание, хлопки в ладоши, помахивание кистями рук, повороты рук). Дети учатся правильно ходить, держать корпус прямо, легко бегать на носках, прыгать, сгибая колени.

И играх с пением дети должны согласовывать со­держание текста песни с характером мелодии, исполнять пляски, построенные на .более сложных плясовых движениях (шаг галопа, полька, выставление ног на носок и пятку, шаг с притопыванием, полуприсядка, хлопки в разном ритме), развивать грацию и осанку как в играх, так и в плясках (шаг на всей ступне, поскоки с ноги на ногу, движение в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руки).

Во время музыкальных занятий рекомендуется следить за совершенством основных движений —ходьбы, бега, прыжков под музыку в связи с характероммузыкального произведения, что развивает у слепыхдетей грацию, ловкость, смелость.

Под пение детей следует проводить только игры со спокойными движениями, в играх же с бегом, с по­скоками надо делить детей на две подгруппы: одни — поют вместе с воспитателем, другие — играют. Прово­дятся и такие пляски, где дети по своей инициативе выполняют знакомые движения.

Наши рекомендации