Воспитания слепых дошкольников
Проблема трудового воспитания слепого дошкольника — это проблема формирования его активности, самостоятельности, проблема развития сенсорных процессов, воспитания нравственных норм поведения, веры в свои силы. Труд самого ребенка является средством активного познания мира, поэтому он имеет огромное значение в жизни слепого ребенка-дошкольника. Именно через трудовые операции с предметом ребенок познает предметный мир. Особенно большое значение в этом играют ручные умения, ручной труд — лепка, конструирование, аппликация, являющиеся не только изображением предметов, уже знакомых детям, но и позволяющие детально познакомиться с тем, что им еще не известно.
При трудовом воспитании слепых дошкольников важно учитывать особенности труда, помогающие формировать ценные качества личности: в труде ребенок учится ставить цель, намечать пути ее выполнения, т.е. планировать свою деятельность.
Воспитатель, работающий со слепыми дошкольниками, должен особенно чутко отнестись к тому, какие цели Трудовой деятельности ставят себе дети, так как они часто завышают спои возможности, представляют себе, что могут сделать гораздо больше, чем это имеет место и действительности. Нужно осторожно и незаметно помочь детям ставить посильные для них задачи, помочь, если дети не справляются с работой, а в некоторых случаях даже сделать многое за них, чтобы не пропал интерес к труду, не появилось и не закрепилось чувство неудовлетворенности из-за неспособности выполнить порученное дело.
Планирование трудовой деятельности связано с представлениями о конкретных, реальных предметах и действиями с ними. Планирование, особенно в начале работы, берет на себя воспитатель, обращая внимание детей на то, чтобы для труда было заранее заготовлено все не обходимое, чтобы они хорошо представляли последовательный ряд операций, которые нужно будет выполнить. Все это можно начинать с простейших трудовых обязанностей. Например, с ухода за растениями: лети заранее готовят лейку с водой, корзиночку для сухих листьев, влажную губку и только тогда приступают к работе.
Планирование деятельности воспитанников, сначала незаметное для них. должно постепенно стать предметом их внимания. Воспитатель привлекает внимание детей тому, что и как он готовит для занятий. Детям предлагается запомнить это, так как в следующий раз всю подготовительную работу они будут проводить сами. Перед началом работы воспитатель задает ряд вопросов: «Подумай, что нам нужно приготовить», «Что мы будем делать?», «Что для этого нужно?», «С чего ты начнешь?».
Важной особенностью трудовой деятельности является необходимость достижения результата своей деятель-мости, своего труда.
Слепой ребенок дошкольного возраста, как правило, если и сможет сам поставить перед собой цель деятельности, то не стремится ее закончить: его интересует сам процесс действия с данным ему предметом труда. Многие предметы и орудия труда не знакомы слепым детям, и первым условием формирования трудового действия является знакомство с объектами труда, а уж потом овладение техническими приемами работы.
Наиболее уложен в трудовых операциях для слепых детей дошкольного возраста именно сам процесс овладения трудовыми навыками. У слепых дошкольников трудовая деятельность в основном направлена на самообслуживание и бытовой труд, результатами которых является удовлетворение потребностей, и по существу не несет в себе общественно значимого результата. Но и здесь результаты труда важны для сравнения pa6oт детей, для воспитания у них желания научиться выполнять то, что требует воспитатель. Слепые дошкольники еще не в состоянии контролировать и оценивать свою деятельность. Поэтому так важна оценка воспитателем. Справедливая оценка и разбор недостатков и достоинств работы формируют положительное отношение к труду и стремление в следующий раз сделать лучше.
Очень важно создать у слепого ребенка мотивы, которые способствовали бы настойчивому, упорному стремлению овладеть трудовыми навыками. Если старшие дети помогают младшим делать украшения для игровой комнаты, коридоров и зала — это создает у них большой интерес к труду, вносит элементы соревнования и дает возможность воспитателю добиться лучшего качества работы.
Труд, направленный на создание предметов, необходимых для других людей, становится для ребенка общественно значимым. Для закрепления интереса детей к труду важно, чтобы трудовые задачи постепенно усложнялись, чтобы употреблялись соответствующие возрасту орудия труда.
Огромное воспитательное значение имеет коллективный труд детей. Организация коллективного труда слепых дошкольников — задача сложная, так как предполагает контроль за действиями товарищей. При отсутствии зрения это трудно. Воспитателю необходимо использовать сохранные анализаторы ребенка, обучить его пользоваться ими при выделении ориентиров, которые помогут ему согласовать свои действия с действиями товарищей,
При первоначальной организации коллективного труда слепым детям помогает проговаривание действий. Однако надо помнить, что речевое объяснение требует больше времени, чем само действие, и задерживает выполнение действия. Часто во время словесного объяснения и показа ребенок вообще перестает действовать, так как словесное описание действий само представляет для него огромные трудности. Поэтому такой прием используется на первых этапах работы самим воспитателем и сочетается с показом действия. Лишь постепенно, по мере накопления словаря и развития речи дети овладевают умением описывать свои действия.
Называние и описание действий является лишь этапом в организации коллективного труда. В дальнейшем дети вырабатывают в совместных играх и труде другие более удобные и сокращенные формы согласования своих действий (более короткие речевые формы, ритмические движения, звуки и т. д.).
Развернутая словесная характеристика остается одной из форм координации трудовых действий и применяется лишь в случаях, когда в коллективный труд включаются новые участники или при организации новой, ранее неизвестной детям деятельности.
При организации коллективного труда воспитатель должен так расставить детей, чтобы они не мешалидруг другу.
Практическое участиевоспитателя в труде слепых детей и руководство всеми коллективными работами детей остается в старшем дошкольном возрасте самым значимым м эффективным методом трудового воспитания.