Изучение натурального ряда чисел

Приступая к изучению натурального ряда чисел и их состава, воспитатель должен помнить, что в числе представлениях детей еще слабо отражается двойствен­ная природа числа. Поэтому для иллюстрации числового ряда и состава чисел нужно пользоваться пособиями к родов: рядами предметов, когда яснее выступает порядковое значение числа, и числовыми фигурами, ко­торые помогают охватить данную группу в целом и тем самым изучить состав того или иного числа.

Для успешного изучения этого материала слепым детям и детям с остаточным зрением, кроме предметной наглядности, нужно давать рельефные наглядные посо­бия. Рельефные пособия дают возможность лучше узнать и запомнить состав каждого числа в пределах
десяти. По рельефным пособиям очень удобно повторять состав каждого числа, потому что числовые фигуры на пособиях неподвижны.

Рельефные пособия можно приготовить самому. (Вы­резанные из картона числовые фигуры наклеиваются на картонный прямоугольник. Промежутки между от­дельными числовыми фигурами делаются в 1 —1,5 см, группы числовых фигур отделяются расстоянием 4—5 см.)

Ч и с л о «од и н.».

На предварительных занятиях дети познакомились с понятием «один — много». Затем воспитатель объясня­ет, что счет всяких предметов начинается с числа «один»: один стол, один стул, одни грифель, один прибор, одна парта, одна книга. Говоря об этих предметах, воспита­тель показывает их детям.

Воспитатель. Положите на парту, одну палочку, один кружок, один кубик, один квадратик. Сделайте один шаг вперед. Хлопните и ладоши один раз. Назовите и классе какой-нибудь предмет. Назовите по памяти один какой-нибудь предмет.

Число «Д в а».

Воспитатель спрашивает детей, с какого числа на­чинается счет всяких предметов. Предлагает назвать по памяти какой-нибудь один предмет. Затем он объясняет детям, как получается число «два».

Положите на стол один кружок и прибавьте к нему еще один кружок. Сколько получилось кружков? (Два.) Как получилось число «два»?

Хлопните в ладоши два раза.

Сделайте два шага вперед.

Положите на стол столько палочек, сколько раз я ударю карандашом по столу (два раза).

Считайте хором до двух. (Один, два.)

Назовите два предмета, которые находятся в классе.

Назовите по памяти два каких-нибудь предмета.

Скажите хором, как получается число «два».

После какого числа называется число «два»?

Сколько у человека глаз, рук, ушей?

Число «три».

Воспитатель задает детям вопросы, чтобы связать новый материал с предыдущим. Воспитатель. Какие числа вы знаете? Как полу­чается число «два»?

После какого числа мы называем число «два»? Какие числа входят в состав числа «два»? («Один» и «один».) На сколько число «два» больше числа «один»? (На одну единицу)

Затем он предлагает детям отложить на счетах два шарика, к двум шарикам прибавить еще один шарик.

Воспитатель. Сколько получилось шариков? (Три.)

Как получилось число «три»?

Положите две палочки и к двум палочкам прибавьте еще одну палочку. Сколько получилось палочек? (Три.) Как получилось число «три»?

Хлопните в ладоши три раза. (Дети хлопают.)

Сде­лайте три шага вперед.

Положите на стол столько кружков, сколько раз я ударю линейкой по столу. (Три рази.)

Считайте хором до трех — палочки, кубики,кружки. (Один, два, три.)

Отложите на счетах на первой проволоке дна шари­ка, на второй проволоке три шарика. На которой про­волоке шариков больше? На сколько шариков больше на второй проволоке, чем на первой? (На первой.) На сколько число «три» больше числа «два»? (На еди­ницу.)

Положите на стол два кружка и прибавьте к двум кружкам еще один кружок. Сколько получилось круж­ков? (Три.)

Положите на стол один кружок и прибавьте два кружка, прибавляя по одному. Сколько получилось кружков? (Три.)

Отложите на счетах два шарика и прибавьте еще один шарик. Сколько получилось шариков? (Три.) От­ложите на второй проволоке один шарик и прибавьте два шарика, прибавляя по одному. Сколько получилось? (Три.)

Глядя на счеты, повторите, как по-разному можно получить число «три» или составить число «три»? К двум прибавить один, получится три. К одному прибавить два, получится три. Сколько единиц в числе «три»? (Три единицы.)

Разложите на столе три палочки на две кучки так, чтобы в одной получилось две, а в другой одна палочка. Скажите, сколько будет всего палочек. (Три.)

Разложите на две кучки три кубика.

Сколько получится, если к двум грифелям прибавить один грифель? Сколько получится, если к одному грифе­лю прибавить два грифеля?

Сколько получится, если к двум тетрадям прибавить одну тетрадь? Сколько получится, если к одной тетради прибавить две тетради?

Сколько получится, если к двум книгам прибавить одну книгу?

Сколько получится, если к одной книге прибавить две книги? (Дети отвечают на каждый из этих вопросов.)

Все эти вопросы задаются не для ми о, чтобы дети решали задачи, а для конкретизации выражения «при­бавить— получится». Действие здесь не скрыто, как в задачах, а показано и подсказано вопросом учителя.

Воспитатель предлагает одному из детей сосчитать по порядку фигурки на рельефном пособии. Затем обра­щается к другому ребенку.

Воспитатель. Посчитай грибки на первой строч­ке, на второй и скажи, сколько грибков на каждой. (Ребенок отвечает.)

К двум грибкам прибавить один, получится три.

К одному грибку прибавить два, получится три.

После этого детям предлагается разложить палочки, кубики, кружки так, как разложены грибки на рельефном пособии.

При этом нужно обратить внимание детей на то, что в первой строчке пособия на левой стороне стоят два грибка, в правой стороне стоит один грибок, а всего получится три.

На второй строчке грибки только переставлены: на левой стороне стоит один грибок, а на правой стороне

стоят два грибка. К одному прибавить два, получится тоже число «три».

Затем воспитатель задает вопросы:

— После какого числа мы называем число «три»?

Ч и сл о «ч ет ы р е».

Детям объясняется образование числа «четыре».

Воспитатель. Положите на парту три палочки, прибавьте к трем палочкам еще одну. (Дети выполняют задание.)

Сколько получилось? (Четыре.)

Четыре — это новое число.

Как же получилось число «четыре»?

Положите на парту три кубика, прибавьте к трем ку­бикам еще один. (Дети выполняют задание.)

Сколько получилось? (Четыре.)

Как получилось число «четыре»?

Положите на стол три кружка и прибавьте к трем кружкам еще один кружок. (Дети выполняют задание.)

Сколько получилось кружков? (Четыре.)

Как получи­лось число «четыре»?

Хлопните в ладоши четыре раза. (Дети хлопают.)

Положите на стол столько палочек, сколько раз я ударю карандашом по столу. (Стучит по столу 4 раза.)

Считайте хором кубики, палочки, кружки до четырех.

Положите на стол столько палочек, сколько ножек у стола, у стула.

Сложите из четырех палочек квадратик.

После какого числа мы называем число «четыре»?

Назовите в классе какие-нибудь четыре предмета. Назовите по памяти какие-нибудь четыре предмета.

Наши рекомендации