Изучение натурального ряда чисел
Приступая к изучению натурального ряда чисел и их состава, воспитатель должен помнить, что в числе представлениях детей еще слабо отражается двойственная природа числа. Поэтому для иллюстрации числового ряда и состава чисел нужно пользоваться пособиями к родов: рядами предметов, когда яснее выступает порядковое значение числа, и числовыми фигурами, которые помогают охватить данную группу в целом и тем самым изучить состав того или иного числа.
Для успешного изучения этого материала слепым детям и детям с остаточным зрением, кроме предметной наглядности, нужно давать рельефные наглядные пособия. Рельефные пособия дают возможность лучше узнать и запомнить состав каждого числа в пределах
десяти. По рельефным пособиям очень удобно повторять состав каждого числа, потому что числовые фигуры на пособиях неподвижны.
Рельефные пособия можно приготовить самому. (Вырезанные из картона числовые фигуры наклеиваются на картонный прямоугольник. Промежутки между отдельными числовыми фигурами делаются в 1 —1,5 см, группы числовых фигур отделяются расстоянием 4—5 см.)
Ч и с л о «од и н.».
На предварительных занятиях дети познакомились с понятием «один — много». Затем воспитатель объясняет, что счет всяких предметов начинается с числа «один»: один стол, один стул, одни грифель, один прибор, одна парта, одна книга. Говоря об этих предметах, воспитатель показывает их детям.
Воспитатель. Положите на парту, одну палочку, один кружок, один кубик, один квадратик. Сделайте один шаг вперед. Хлопните и ладоши один раз. Назовите и классе какой-нибудь предмет. Назовите по памяти один какой-нибудь предмет.
Число «Д в а».
Воспитатель спрашивает детей, с какого числа начинается счет всяких предметов. Предлагает назвать по памяти какой-нибудь один предмет. Затем он объясняет детям, как получается число «два».
Положите на стол один кружок и прибавьте к нему еще один кружок. Сколько получилось кружков? (Два.) Как получилось число «два»?
Хлопните в ладоши два раза.
Сделайте два шага вперед.
Положите на стол столько палочек, сколько раз я ударю карандашом по столу (два раза).
Считайте хором до двух. (Один, два.)
Назовите два предмета, которые находятся в классе.
Назовите по памяти два каких-нибудь предмета.
Скажите хором, как получается число «два».
После какого числа называется число «два»?
Сколько у человека глаз, рук, ушей?
Число «три».
Воспитатель задает детям вопросы, чтобы связать новый материал с предыдущим. Воспитатель. Какие числа вы знаете? Как получается число «два»?
После какого числа мы называем число «два»? Какие числа входят в состав числа «два»? («Один» и «один».) На сколько число «два» больше числа «один»? (На одну единицу)
Затем он предлагает детям отложить на счетах два шарика, к двум шарикам прибавить еще один шарик.
Воспитатель. Сколько получилось шариков? (Три.)
Как получилось число «три»?
Положите две палочки и к двум палочкам прибавьте еще одну палочку. Сколько получилось палочек? (Три.) Как получилось число «три»?
Хлопните в ладоши три раза. (Дети хлопают.)
Сделайте три шага вперед.
Положите на стол столько кружков, сколько раз я ударю линейкой по столу. (Три рази.)
Считайте хором до трех — палочки, кубики,кружки. (Один, два, три.)
Отложите на счетах на первой проволоке дна шарика, на второй проволоке три шарика. На которой проволоке шариков больше? На сколько шариков больше на второй проволоке, чем на первой? (На первой.) На сколько число «три» больше числа «два»? (На единицу.)
Положите на стол два кружка и прибавьте к двум кружкам еще один кружок. Сколько получилось кружков? (Три.)
Положите на стол один кружок и прибавьте два кружка, прибавляя по одному. Сколько получилось кружков? (Три.)
Отложите на счетах два шарика и прибавьте еще один шарик. Сколько получилось шариков? (Три.) Отложите на второй проволоке один шарик и прибавьте два шарика, прибавляя по одному. Сколько получилось? (Три.)
Глядя на счеты, повторите, как по-разному можно получить число «три» или составить число «три»? К двум прибавить один, получится три. К одному прибавить два, получится три. Сколько единиц в числе «три»? (Три единицы.)
Разложите на столе три палочки на две кучки так, чтобы в одной получилось две, а в другой одна палочка. Скажите, сколько будет всего палочек. (Три.)
Разложите на две кучки три кубика.
Сколько получится, если к двум грифелям прибавить один грифель? Сколько получится, если к одному грифелю прибавить два грифеля?
Сколько получится, если к двум тетрадям прибавить одну тетрадь? Сколько получится, если к одной тетради прибавить две тетради?
Сколько получится, если к двум книгам прибавить одну книгу?
Сколько получится, если к одной книге прибавить две книги? (Дети отвечают на каждый из этих вопросов.)
Все эти вопросы задаются не для ми о, чтобы дети решали задачи, а для конкретизации выражения «прибавить— получится». Действие здесь не скрыто, как в задачах, а показано и подсказано вопросом учителя.
Воспитатель предлагает одному из детей сосчитать по порядку фигурки на рельефном пособии. Затем обращается к другому ребенку.
Воспитатель. Посчитай грибки на первой строчке, на второй и скажи, сколько грибков на каждой. (Ребенок отвечает.)
К двум грибкам прибавить один, получится три.
К одному грибку прибавить два, получится три.
После этого детям предлагается разложить палочки, кубики, кружки так, как разложены грибки на рельефном пособии.
При этом нужно обратить внимание детей на то, что в первой строчке пособия на левой стороне стоят два грибка, в правой стороне стоит один грибок, а всего получится три.
На второй строчке грибки только переставлены: на левой стороне стоит один грибок, а на правой стороне
стоят два грибка. К одному прибавить два, получится тоже число «три».
Затем воспитатель задает вопросы:
— После какого числа мы называем число «три»?
Ч и сл о «ч ет ы р е».
Детям объясняется образование числа «четыре».
Воспитатель. Положите на парту три палочки, прибавьте к трем палочкам еще одну. (Дети выполняют задание.)
Сколько получилось? (Четыре.)
Четыре — это новое число.
Как же получилось число «четыре»?
Положите на парту три кубика, прибавьте к трем кубикам еще один. (Дети выполняют задание.)
Сколько получилось? (Четыре.)
Как получилось число «четыре»?
Положите на стол три кружка и прибавьте к трем кружкам еще один кружок. (Дети выполняют задание.)
Сколько получилось кружков? (Четыре.)
Как получилось число «четыре»?
Хлопните в ладоши четыре раза. (Дети хлопают.)
Положите на стол столько палочек, сколько раз я ударю карандашом по столу. (Стучит по столу 4 раза.)
Считайте хором кубики, палочки, кружки до четырех.
Положите на стол столько палочек, сколько ножек у стола, у стула.
Сложите из четырех палочек квадратик.
После какого числа мы называем число «четыре»?
Назовите в классе какие-нибудь четыре предмета. Назовите по памяти какие-нибудь четыре предмета.