Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников с патологипп зрения
Па основе изучения детей и литературных данных установлено, что дети, поступающие в детский сад, разные по своим зрительным и другим психофизическим возможностям и отстают от нормально видящих сверстников в развитии. Отсюда вытекает главная задача коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими дошкольниками: сенсорное воспитание, направленное на конкретизацию представлений о предметах и явлениях, формирование умений пользоваться ослабленным зрением.
Большое значение имеет также работа по обогащению словаря конкретными понятиями. Известно, что речь слабовидящих детей часто бедна и невыразительна. У многих из них наблюдается неправильное произношение звуков, что обусловлено сложностью зрительного восприятия правильной артикуляции взрослых.
В условиях специально организованного обучении и воспитания, как показывают специальные исследования, возможно преодолеть недостатки в речевом развитии слабовидящих детей, особенно, если обеспечить коррекционное воздействие на них в раннем возрасте. Опыту работы по коррекции речевого развития слабовидящих дошкольников посвящено данное сообщение.
Работа с группой слабовидящих, состоящей из 15 детей старшего возраста, началась с обследования каждого ребенка по специально составленной индивидуальной карте.
Исходя из данных обследования, составлялась перспективная схема индивидуальных занятий с каждым ребенком на год. Обследование речи детей средней группы выявило следующее.
Из 15 воспитанников группы у 13 обнаружен нормальный тематический слух; у двоих детей он нарушен. Грамматический строй в норме у 10 детей, нарушен у 5. Звукопроизношение в норме у семи.
Лексический запас слов достаточный у девяти детей; недостаточный — у пяти; бедный — у одного ребенка.
Как указывает Л. II. Солнцева, речь у детей с патологией зрения не будет иметь формальный характер только в том случае, если у них сформированы представления, обозначенные словом.
В связи с этим возникает необходимость в проведении работы, направленной на формирование таких представлений. В соответствии с такой задачей проводились коррекционные групповые
и индивидуальные занятия, тематика которых включала следующие направления:
1. Развитие способов восприятия при помощи различных анализаторов и совместное их использование при изучении предметов.
2. Развитие анализирующего наблюдения в процессе рассматривания и описания предметов.
3. Сравнительное описание знакомых предметов.
4. Классификация предметов на группы.
В начале учебного года дети не использовали различные анализаторы при изучении предметов.
Поставив перед собой цель, обучить воспитанников всесторонне обследовать предметы, мы предлагали им познавательные задания, стимулирующие развитие полисенсорного восприятия.
Для этого использовался такой прием: дети обследовали различные предметы, например, морковь, стул, игрушечный медвежонок и отвечали на вопросы, содержание которых направлено на выявление зрительных, осязательных, вкусовых и других признаков объектов. Коррекционная работа по речевому развитию на данном этапе сводилась в основном к исправлению звукопроизношения и выработке у детей внятной и связной речи.
Постепенно усложнялись задания, связанные с формированием сенсорного опыта детей и развитием их речи.
Приведем примеры занятии, проводимых тифлопедагогом по теме «Одежда и обувь».
1 занятие. Конкретизация значений слов, обозначающих названия одежды и обуви. Игра «В чем пойдет гулять Анюта».
2 занятие. Развитие способов восприятия в процессе обследования одежды и обуви. Предполагаемый к использованию словарь:
шуба теплая, меховая, носят зимой, мех пушистый;
сапоги носят зимой, сшиты из кожи, внутри — мех, кожа гладкая, мех мягкий и т. д.;
платье носят летом, весной, зимой под верхней одеждой, сшито из ситца, шелка.
3 занятие. Развитие анализирующего наблюдения в процессе осматривания и описания предметов одежды и обуви. Дети использует словарь предыдущего занятия.
4 занятие. Сравнительное описание двух предметов одежды пли обуви. Что общее, чем отличаются. Игра «Одеть кукол» или «Кому что нужно (по сезону)».
5 занятие. Классификация предметов одежды на группы, подгруппы. Игра «Что лишнее». Словарь: одежда, обувь; зимняя одежда, летняя одежда, верхняя одежда и т. п.
При прохождении каждой лексической темы использовался различный дидактический и игровой материал. Например, картинки с предметными, сюжетными рисунками (их величина н способ рассматривания рекомендовались врачом-офтальмологом); натуральные предметы; муляжи; макеты, тематические игрушки; контуры и силуэты, а также дидактические различного содержания. С помощью таких средств дети приобретали сенсорный опыт и знания о предметах окружающего мира.
Формирование грамматического строя речи — построение фразы, правильное употребление существительных, глаголов, прилагательных — осуществлялось на каждом занятии. От детей требовались полные ответы, правильное употребление частей речи и членов предложения.
Работа по исправлению звукопроизношения, развитию фонематического слуха, звукоанализу проводилась индивидуально с теми детьми, которые в ней нуждались.
Обучение правильной артикуляции проводилось на более близком расстоянии, иногда методом детального объяснения и показа рукой.
После года работы мы провели контрольный опрос детей, чтобы определить, как они усвоили пройденный материал. Опрос проводился по 14 темам и шести позициям, характеризующим результаты коррекционно - воспитательной работы по развитию речи у каждого ребенка за первый год обучения.
Хорошие результаты получены в 28 случаях, удовлетворительные — в трех и только у одного ребенка обнаружились значительные сдвиги.