Опыта работы городского методического
ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
С целью улучшениявоспитания, лечения и коррекции нарушенных функций зрения у детей в Киеве создана сеть специальных учреждений.
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения руководствуютсяв своей работе «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» утвержденнымприказом Министра просвещения СССР апреля 1974 года.
Изучение работы специализированных дошкольных учреждений свидетельствует о достижении ими определенных успехов.
Однако педагогические коллективы специализированных учреждений испытывают значительные трудности и организация учебно-воспитательного процесса, что обусловлено отсутствием методических рекомендации и разработок, посвященных особенностям работы со слабовидящими детьми. Кроме того, не все воспитатели имеют специальное тифлопедагогическое образование. Из 50 воспитателей высшее дефектологическое образование имеют два человека, тифлопедагогическое — один.
В связи с этим возникла необходимость в организации действенной научно-методической помощи работникам дошкольных учреждений для детей с патологией зрения.
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения:
— Охранительный режим в специализированном учреждении для детей с нарушениями зрения.
— Умственное воспитание аномальных детей в процессе обучения.
— Дидактические основы использования наглядности при обучении слабовидящих детей.
— Физическое воспитание детей с нарушениями зрения.
— Организация игровой деятельности у детей с патологией зрения.
— Трудовое воспитание ребенка с патологией зрения в семье и в детском саду.
— Использование осязания в познавательной и трудовой деятельности при нарушении зрения.
— Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения.
— Использование слуха в познавательной и трудовой деятельности слепых и слабовидящих детей.
Занятия теоретического семинара проводятся один раз в два месяца.
Кроме теоретических занятий в городе организовано - методическое объединение для работников детских садов для детей с нарушениями зрения. Занятия проводятся один раз в квартал.
На методическом объединении обсуждаются открытые занятия, темы которых соответствуют вопросам теоретического семинара.
Обсуждение открытых занятий проводится по таким направлениям:
1. Осуществление охранительного и лечебного режима.
2. Коррекционная направленность занятий:
а) учет индивидуальных познавательных возможностей каждого ребенка;
б) методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности детей; в том числе и страдающих сложными дефектами развития.
Анализ деятельности теоретического семинара и методического объединения работников специализированных дошкольный учреждений г. Киева показывает, что такая форма методической помощи создает возможности для продуктивного обмена опытом работы, внедрения в учебно-воспитательный процесс научных рекомендаций.
НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
П0МЕЩЕНИЙ И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Для дошкольников детский сад — это первая ступенька обменной жизни, его второй дом. Создание детям всех условий для их всестороннего развития является главной задачей работников дошкольного учреждения. Для решения этой задачи немаловажная роль отводится организации жизни и быта детей, оформлению помещений детского учреждения. В оформлении интерьера групповых помещений активное участие принимают воспитатели, методист, заведующая, врач-офтальмолог.
Красивое оборудование групповых комнат, спален, удобное размещение малых форм на игровых площадках — это не только залог успешного физического воспитания детей, но и благотворная база для эстетического воспитания, успешного проведения работы воспитателей с детьми с пониженной остротой зрения.
Прежде всего, групповая комната не загромождается лишней мебелью, предметами. В ней должно быть как можно больше свободного пространства, воздуха и света. Мебель простая, красивая, светлых и мягких тонов. Размеры всей мебели приспособлены к росту детей. Мебель расставлена с учетом освещенности помещений.
Хорошо украшают интерьер и создают уют всевозможные произведения декоративно-прикладного искусства, керамика, вазы, игрушки и поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями.Используя для оформленияпомещений эти украшения, необходимоподбирать, их так, чтобы они гармонировалидруг с другом и со всейобстановкой о комнате. Следует избегать излишеств, периодически освежать интерьер, прибегая к несложной перестановке мебели. Стены помещений окрашены в плетельные тона, не утомляющие зрение детей. Цвет, благодари различной отражающей и поглощающей способности, может корректировать действие света. Любая форма воспринимается лучше тогда, когда одна сторона ее освещена, а другая находится и тени. Этот светотеневой контраст должен учитываться при окраске стен и подборе занавесей на окна, размещении дидактического материала для индивидуальной работы с детьми с пониженной остротой зрения.
Много внимания уделяют воспитатели изготовлению пособий и атрибутов для проведения подвижных игр и спортивных развлечений, размещению их па игровых площадках.
На занятиях и группах наглядные пособия применяются в зависимости oт состояния зрения каждого ребенка: учитываются размеры демонстрационного материала, расстояние, размещения и освещение. Так, для детей с высокой близорукостью и изменением на глазном дне используется темный фон и светлые картинки. Для детей с атрофией зрительного нерва — светлый фон и темные картинки.
В коррекционно-воспитательных целях широко используются настольно-печатные дидактические игры. Они также подбираются индивидуально, в соответствии с остротой зрения, фиксацией зрения, фиксацией взора и другими показателями состояния зрения ребенка.