Распределение участков для работы.
—Дети, каждый из вас выберет себе деревцо или кустик, который будет опекать всю зиму. Кто хочет ухаживать за этим деревом, пусть отгадает, как его зовут: «Что за дерево такое: белый
ствол, само густое. На стволе полоски, точки, а на ветках — крошки почки? (береза). У этого дерева — косточка—семя. Косточку бросили на зиму в землю, круглая косточка пустит расточек — вырастет новая (вишенка) — дочка»...
Практическая работа детей
(педагог в отдельных случаях подсказывает, поправляет, но трудовые операции дети выполняют самостоятельно. По ходу работы педагог подмечает успешность, старательность каждого ребенка).
Подкормка птиц.
—Дети, каждый из вас сейчас возьмет в руки немного корма для птиц. Теперь, когда вы расчистили подходы к кормушкам, можно оставить корм птицам и понаблюдать, кто прилетит к нам в столовую. Смотрите: (показывает картинку с изображением воробья) маленький мальчишка в сером армячишке по двору гуляет, крошки собирает. О ком эта загадка? (о воробье). Любимое кушанье этих птичек пшено. Возьмите зерна и насыпьте на кормушку аккуратно, чтобы ни одно зернышко не упало в снег.
—А вот еще маленькая зеленая птичка с желтой грудкой. Это — синичка, (показывает изображение). Любимое кушанье синиц — семечки арбуза, свежее сало. Накормим синичек, (дети аккуратно прикрепляют на гвоздь кусочек сала и сыпят зерна арбуза).
—А пот еще одна птица: крупная, хрипловатая, окраской черно-сероватая. Расхаживает важно, вот персона. Кто же эта птица? Кто? (ворона). Правильно, дети, для ворон мы разбили несколько орехов. Вороны все едят подряд, что попадет, даже падаль. И живут по 300 лет, не болея. Человеку от них польза большая: благодаря им воздух чище и меньше вредных микробов.
4. Подведение итогов:
— Подумайте, дети, какие полезные дела вы сделали. Кто скажет спасибо вам за труд?
— (Дети перечисляют: подкормили рас гения, сделали дорожки для людей, подкормили птиц).
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА
Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различных материалов. Содержание ручного труда близко к изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликации).
В этом содержании заложены большие возможности коррекционно-компенсаторного развития детей с патологией зрения. Не случайно эта сторона трудовой деятельности слепых детей младшего возраста более, чем другие стороны, изучалась в советской тифлопедагогике (М. И. Земцова, И. С. Маргулис, Р. О. Захарченко и Др.), т. к. именно через ручной труд реализуются основные компенсаторные возможности слепого ребенка и достигается высокий конечный результат его развития.
В процессе ручного труда дети уточняют свои представления об окружающих предметах, знакомятся со свойствами различных материалов, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами (ножницами, молотком и т. п.) и способы соединения частей поделок с помощью клея, гвоздей.
Работая с деревом, дети приучаются сравнивать детали, овладевая способами накладывания, прикладывания, сличения, развивают свой глазомер, умение пользоваться линейкой и т. п.
Особенно много для развития воображения, фантазии, смекалки дает работа с природным материалом (шишки, желуди, каштаны, листья, солома, кора). В процессе отбора природного материала для поделок тифлопедагог старается попутно доразвивать функции цветоразличения, форморазличения и различения предметов по величине, учит подмечать в причудливых формах природного материала сходство со знакомыми предметами. Все это способствует формированию надежных способов компенсации нарушенного зрения.
Поначалу труд по изготовлению предметов для игры и быта направляется тифлопедагогом, но постепенно каждый ребенок подводится к возможности самостоятельного отбора материала в соответствии с намеченной целью, замыслом. Для педагога в этот момент важно, чтобы ребенок продумывал последовательность действий, мог рассказать, как он будет обрабатывать материал и соединять части в целое. И в коррекционных целях особо важное значение имеет сам подбор деталей, их измерение, заготовка качественно добротного материала, на что нередко педагоги обращают недостаточно снимания, увлекаясь достижением конечного результата в жестко регламентированные сроки.
В результате детские поделки выходят иногда кривыми, неаккуратно склеенными и негодными для подарка. Педагоги зачастую пытаются их поправить, доделать своими руками вместо того, чтобы совершенствовать трудовые навыки ребенка до такого состояния, когда его изделие годилось бы для подарка, для выставки.
При отсутствии достаточных умений часто охладевают к начатой работе и не стремятся довести дело до конца.
В этих случаях целесообразно оценивать каждый шаг в работе малыша, применяя приемы процессуальной оценки в сочетании с помощью ребенку. Но участие взрослого должно иметь тенденцию к уменьшению доли его труда при неизменном увеличении трудового усилия ребенка.
Так, чтобы сделать стульчик для куклы, Женя отобрал необходимые детали для будущей конструкции (одинаковой высоты) 4 ножки, сиденье, спинку, б маленьких гвоздиков. Первый гвоздь для прикрепления ножек к сиденью Жене помог забить педагог, остальные 3 он забивал самостоятельно. Спинку же прикрепить к сиденью педагог уже практически не помогал, он лишь советовал, как лучше их скрепить. В результате Женя с гордостью сказал: «Я сам сделаю этот стульчик». И посадил на него подходящую по росту куклу (для нее он и делал стульчик).
Таким образом, на основании выше описанного можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых действий.
--- Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфортребенка, охотное включение в контакт со взрослым и сверстником.
---Систематическое стимулирование двигательной активности слепого ребенка путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
---Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению и правилу в процессе формирования трудовых навыков.
---Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
---Опора на сохранные органы чувств, соблюдение охранительного режима работы.
---Обеспечение систематического повторения трудовых поручений, обязательности их выполнения, формирования чувства ответственности.
---Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручении (процессуальная оценка, напоминание об особой значимости поручения для окружающих).
---Обеспечение ощущения каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
---Предварительное отрабатывание игровых, трудовых, графических и др. навыков, обеспечивающих самостоятельность о подражании образцу.
---Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень — к самостоятельной деятельности (не «понарошку», а ко «всамделишным» делам).
Для совершенствования нравственного и трудового воспитания ребенка важно определить его потенциальные возможности, те «пуды здоровья» (Л. С. Выготский), опора на которые обеспечивает полноценное развитие его в условиях слепоты и слабовидения.
Анализ литературных источников и наблюдении за педагогическим процессом и свободной деятельностью слепых и слабовидящих дошкольников позволяет наметить оптимистическую перспективу базирующуюся на особой пластичности нервной системы ребенка дошкольного возраста, его стремлении к общению со взрослыми, к совместной деятельности с ними, в особом доверни взрослым:
— возможности использования сохранных органов чувств в качестве компенсаторных путей развития;
— развитие высших форм познавательной деятельности как основы процесса компенсации недостаточного зрения;
— сохранной способности к подражанию непосредственному живому примеру или художественному образу;
— сохранной способности к эмоциональному отклику, к ориентировочной деятельности, заинтересованности предметом наблюдения;
— естественной потребности ребенка к совершенствованию;
— природном стремлении ребенка в начале дошкольного детства к самостоятельности («я сам»);
— природной двигательной активности ребенка;
— возможности насыщения трудовой деятельности ребенка игрой и использование игры в воспитательных целях.
Методические рекомендации по организации коррекционно – воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения.